Приемы технологии развития критического мышления на уроках музыки в школе | Самарова Надежда Аркадьевна. Работа №212295
Автор: Самарова Надежда Аркадьевна
Статья посвящена актуальной теме развития критического мышления учащихся, что обусловлено потребностями современного информационного общества. Особую роль в реализации этих концептуальных положений играет технология развития критического мышления, направленная на формирование умения обучающихся объективно воспринимать информацию, критически ее оценивать, осмысливать, применять в новых условиях.
Приемы технологии развития критического мышления на уроках музыки в школе.
Подготовила: студентка 3 курса
Чернявская Дарья Алексеевна
Руководитель: преподаватель Самарова Н.А.
Проблема развития критического мышления очень актуальна сегодня, поскольку в эпоху информационного общества человеку необходимы умения не только владеть информацией, но критически ее оценивать, осмысливать, применять в новых условиях.
Понятие критическое мышление имеет разные определения, часть из которых представлена в таблице.
Таблица 1 – Определения понятия критическое мышление
Источник
Определение
Дж. Браус, Д. Вуд
«разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать».
Д. Халперн [5]
«направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».
Ч. Темпл,
К. Мередит,
Дж. Стил
«думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов».
Д. Клустер [3]
«характеристики критического мышления:
– самостоятельное мышление;
– информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом процесса мышления;
– начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
– стремится к усиленной аргументации;
– мышление социальное»
М.В. Кларин [2]
«рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки)
И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, [1,4]
«разумное направленное, рефлексивное мышление в процессе приобретения собственных знаний, которое включает поиск путей рационального решения проблем, анализ и синтез оценку чужой и собственной информации, выявление полезных аспектов».
При всем разнообразии определений данного понятия в них есть общий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления личности. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Особую роль в реализации указанных концептуальных положений призвана сыграть технология развития критического мышления (ТРКМ), активно внедряемая в систему современного школьного образования. Главная ценность данной технологии заключается в формировании умения обучающихся объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.
Основу этой технологии составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «вызов — осмысление — рефлексия».
Стадия вызова позволяет: актуализировать имеющиеся у учащихся знания и представления об изучаемом материале; пробудить познавательный интерес и побудить их к активной деятельности.
Стадия осмысления (или реализации смысла) позволяет учащимся получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
Стадия рефлексии позволяет учащимся обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.
Технология развития критического мышления предлагает определённые методы и приёмы, объединяющие процесс обучения в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Существуют конкретные приёмы работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе рефлексии. Мы остановимся на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки в общеобразовательной школе.
На стадии вызова можно использовать следующие приемы.
Прием кластер – (от англ. – cluster- гроздь) как способ организации материала посредством выделения смысловых единиц текста, которые выделяются с помощью графических символов, а затем располагаются по иерархии или в другом порядке. Цель использования данного приема – установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.
Последовательность действий при построении кластера
1. Посередине чистого листа (классной доски) вписывается ключевое слово, которое является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически определяет информационное поле данного текста.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
–записывать все, что приходит на ум, давая волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей.
Примерный образец с ключевым словом «скрипка» представлен на рисунке".
Рисунок. Кластер с ключевым словом скрипка
На стадии вызова можно также использовать следующие приемы.
Прием «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы». Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, аргументируют свои ответы. Например, верно ли, что:
Ария - вокальное произведение для хора.
Квартет - ансамбль, состоящий из 5 участников и т.д.
Речитатив - вокальная речь.
Вся вокальная музыка в опере написана в стихотворной форме.
Прием «Ключевые термины». Учитель выбирает 5-6 ключевых слов по определенной теме и выписывает их на доску. Например, задание из слов: дирижер, альт, валторна, оркестр, кларнет, литавры. Придумать рассказ или дать общую трактовку этих терминов и расставить в определенной последовательности.
Прием «Перепутанные логические цепочки». 1) на доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками; 2) группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Прием «Мозговая атака». Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся в течение 5-7 минут предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме. На втором этапе происходит обмен информацией между учащимися, при этом недопустимо критиковать идеи и оперативно записывать все высказанные предположения. Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
Прием «Групповая дискуссия». Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является уважение к различным точкам зрения ее участников, совместный поиск, а также конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.
Приём «Корзина идей, понятий, имен»: каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3 минуты), а потом все знания (правильные и неправильные) складываются в «корзину», на доску. По мере освоения новой информации все ошибки исправляются.
Прием «Круги по воде» является универсальным средством активизации знаний учащихся и их речевой активности. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Например:
Б – балетмейстер, «Баядерка»..
А – адажио, арабеск...
Л – либретто, «Лебединое озеро», Лиепа М....
Е – «Египетские ночи»...
Т – танец, «Тщетная предосторожность»...
По сути этот прием является небольшим исследованием, которое может иметь продолжение после урока в качестве домашнего задания.
На стадии осмысления при работе с печатным материалом можно использовать прием маркировки текста «Инсерт», когда учащиеся значками на полях отмечают то, что:
«v» – информация известна;
«+» – новая информация;
«–» – имел другое мнение;
«?» – непонятно, требует дополнительных сведений.
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
Таблица 2 – Прием «Инсерт»
«v»
«+»
«–»
«?»
Тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.
Отмечается все новое, что стало известно из текста.
Отмечается то, что идет вразрез с знаниями учащегося.
Перечисляются непонятные моменты, требующие уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.
Прием эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами.
Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы может быть использован на любой из трех стадий урока.
Таблица 3 – «Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Мог ли ... ?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ...?
левой колонке обозначены вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке – вопросы, требующие подробного развернутого ответа. В следующей таблице представлены примеры использования этого приема по теме «Хоровая музыка».
Таблица 4 – «Тонкие» и «толстые» вопросы по теме «Хоровая музыка»
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Сколько человек в хоре?
На сколько голосов делится женский хор?
Можно ли песню исполнять хором?
Можно ли романс исполнять хором?
Почему появилась хоровая музыка?
В чем особенность хоровой музыки?
Предположите, что будет, если люди перестанут петь хором
Учащимся на уроках музыки может быть предложен такой способ структурирования текста, как оформление его в таблицу. Интересным табличным приемом является таблица под названием «Знаю, хочу узнать, узнал».
Таблица 5 – «Знаю, хочу узнать, узнал»
Знаю
Хочу узнать
Узнал
вносится известная информация по изучаемой теме.
спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока.
заполняется после изучения нового материала.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
На стадии рефлексии часто используется прием «синквейн» как способ синтеза материала. В переводе с французского - это слово означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, повторяющее суть темы).
Таблица 6 – Примеры синквейнов
1
Музыка
Песня
Вальс
2
Красивая, разнообразная
Душевная, лиричная
Пленительный, чудесный
3
Окрыляет, успокаивает, вдохновляет
Ободряет, помогает, веселит
Кружит, завораживает, увлекает
4
Музыка жизнь человека украшает
Песня – это лучшее лекарство
Вальс вызывает радость к жизни
5
Язык звуков
Радость
Король бала
Таким образом, применение технологии развития критического мышления на уроках музыки:
– способствует активизации мышления, повышению мотивации учащихся к занятиям, развитию умения критически оценивать, осмысливать информацию, применять ее в новых условиях;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение.
– поощряет взаимодействие, развивает коммуникативные навыки учащихся.
Литература
Загашев
И.О., Заир-Бек С.И.,
Муштавинская
И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
Кларин
М.В.
Развитие крит
ического и творческого мышления
// Шк
ольные технологии. 2004. №2. С.
7.
Клустер
Д.
Что такое критическое мышление [Электронный ресурс] – URL:
https://rus.1sep.ru/article.php?ID=200202902
(дата обращения 12.04.2019).
Критическое мышление: технология развития
[Электронный ресурс]
Пособие для учителя / И. О.
Загашев
, С. И. Заир-Бек – http://school2-obl.ru/wp-content/uploads/2016/04
(дата обращения 10.03.2019).
Халперн
Д. Психология критического мышления. — СПб
.,
2000.