Применение активных форм и методов обучения на занятиях по биологии | Муравьева Людмила Николаевна. Работа №340246
Аннотация. Статья посвящена применению активных форм и методов обучения на занятиях по биологии в медицинском колледже. Рассматриваются различные методики, способствующие вовлечению студентов в учебный процесс и повышению их мотивации. Особое внимание уделяется интерактивным методам, таким как кейс-методы, проблемные задачи и групповые дискуссии, а также их влиянию на усвоение биологических знаний и развитие практических навыков у студентов.
Ключевые слова: активные методы обучения, медицинский колледж, биология, интерактивные методы, кейс-методы, проблемные задачи, групповые дискуссии.
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Муравьева Людмила Николаевна, преподаватель
ГБПОУ «Горловский медицинский колледж», ДНР
Аннотация. Статья посвящена применению активных форм и методов обучения на занятиях по биологии в медицинском колледже. Рассматриваются различные методики, способствующие вовлечению студентов в учебный процесс и повышению их мотивации. Особое внимание уделяется интерактивным методам, таким как кейс-методы, проблемные задачи и групповые дискуссии, а также их влиянию на усвоение биологических знаний и развитие практических навыков у студентов.
Ключевые слова: активные методы обучения, медицинский колледж, биология, интерактивные методы, кейс-методы, проблемные задачи, групповые дискуссии.
В современном образовательном процессе активное использование различных методов и форм обучения становится необходимым условием для повышения качества подготовки специалистов. Это особенно актуально для медицинских колледжей, где профессиональная подготовка требует не только теоретических знаний, но и практических навыков. В области преподавания биологии применение активных методов обучения представляет собой ключевой аспект, способствующий улучшению усвоения материала и подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.
Одним из наиболее эффективных способов повышения вовлеченности студентов является использование интерактивных методов обучения. Среди таких методов можно выделить кейс-методы, проблемные задачи, групповые проекты и мультимедийные ресурсы. Каждый из этих методов имеет свои особенности и преимущества, которые могут существенно улучшить образовательный процесс.
Кейс-методы предполагают анализ реальных или смоделированных ситуаций, связанных с биологическими проблемами. Студенты работают в группах над решением конкретных случаев, таких как диагностика и лечение заболеваний, основанных на нарушениях биологических процессов. Этот метод позволяет не только применять теоретические знания на практике, но и развивает аналитическое мышление, умение работать в команде и принимать обоснованные решения. Например, в рамках кейс-метода студенты могут разбирать случаи инфекционных заболеваний, анализируя симптомы, диагностические тесты и варианты лечения.
Проблемные задачи стимулируют студентов к самостоятельному поиску решений и развитию критического мышления. В отличие от традиционных задач, проблемные задачи часто имеют открытые вопросы, которые требуют от студентов глубокой проработки материала и исследования различных подходов к решению. Этот метод способствует не только лучшему усвоению биологических концепций, но и развитию навыков исследования и анализа. Например, студенты могут получить задачу по определению влияния экологических факторов на здоровье человека, что требует от них комплексного подхода и анализа данных.
Групповые проекты помогают студентам развивать навыки командной работы и совместного решения проблем. В рамках проектной деятельности студенты могут работать над созданием презентаций, проведением исследований и обсуждением актуальных биологических вопросов. Групповые проекты способствуют улучшению коммуникации и взаимодействия между студентами, а также позволяют более глубоко изучить определенные темы. Например, группа студентов может работать над проектом по исследованию влияния изменения климата на экосистемы, что включает сбор данных, анализ и представление результатов.
Мультимедийные ресурсы и симуляторы играют важную роль в современном образовательном процессе. Включение видеоматериалов, интерактивных моделей и виртуальных лабораторий позволяет создать более наглядные и динамичные учебные материалы. Это помогает студентам лучше усваивать сложные биологические концепции и процессы, а также проводить практические эксперименты в безопасной и контролируемой среде. Например, виртуальные лаборатории могут использоваться для проведения экспериментов по изучению клеточных процессов или взаимодействия между организмами.
Внедрение активных методов обучения в практику преподавания биологии в медицинском колледже требует адаптации учебного плана и подготовки соответствующих материалов. Применение кейс-методов, проблемных задач и групповых проектов требует от преподавателей умения создавать и адаптировать задания, которые будут соответствовать образовательным целям и потребностям студентов.
Кейс-методы могут быть интегрированы в курсы по общей биологии, анатомии и физиологии. Например, преподаватель может предложить студентам анализировать кейсы по заболеваниям, связанным с нарушениями в работе органов и систем. Это может включать разбор симптомов, диагностику и выбор лечения на основе биологических и медицинских знаний.
Проблемные задачи могут быть включены в занятия по экологии, генетике и микробиологии. Например, студентам можно предложить решить задачу, связанную с влиянием изменений в окружающей среде на популяции животных или растений. Такие задачи могут включать анализ данных и разработку рекомендаций по охране окружающей среды.
Групповые проекты могут охватывать темы, связанные с медицинскими исследованиями и инновациями. Студенты могут работать над проектами, связанными с разработкой новых методов диагностики и лечения, исследованием новых лекарственных средств или анализом данных клинических испытаний.
Подводя итог, можно сказать, что применение активных форм и методов обучения на занятиях по биологии в медицинском колледже позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса. Кейс-методы, проблемные задачи, групповые проекты и мультимедийные ресурсы способствуют более глубокому усвоению материала и развитию практических навыков у студентов. Внедрение этих методов требует от преподавателей творческого подхода и готовности адаптировать учебные материалы и планы в соответствии с потребностями студентов
Список литературы
Балахонов А.В. Биология в медицинском образовании // Биосфера. 2011. Т. 3. № 1. С. 59–66.
Криволапова, Е. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании дисциплин профессионального цикла на кафедре биологии / Е. В. Криволапова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 63-65.
Страхова Г.А., Страхов А.А. Активные формы и методы преподавания в современном образовании // Проблемы педагогики. 2017. № 9 (32). С. 39–42.