Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение активных методов обучения на уроках английского языка ☼ | Балалаева Мария Алексеевна. Работа №223839

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Балалаева Мария Алексеевна
Активные методы обучения(АМО), которые можно использовать на уроках английского языка на разных этапах урока. О значимости использования АМО в целях повышения мотивации к изучению английского языка .Из опыта работы

Балалаева Мария Алексеевна,

учитель английского

МАОУ Иволгинская СОШ, Республика Бурятия

 

Применение активных методов обучения на уроках английского языка

 

 

Ученик- это не сосуд,который надо наполнить,а факел,который надо зажечь!

Каждый урок требует от учителя глубокой, тщательной подготовки.Это истина! Урок английского языка в силу своей специфики особенно. Выбирая свою тему самообразования( повышение мотивации учащихся на уроках английского языка), я исходила из потребностей детей в создании условий для активной учебной деятельности не только на уроках, но и во внеклассной деятельности.

Почему мной была выбрана именно эта тема?

Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет

 

«У меня в руках зеркало, а зеркало – это всегда отражение. Оно отражает нас, наши эмоции, страхи, и настроение. А еще им можно играть в солнечных зайчиков. И они тоже будут разные в зависимости от нашего настроения».

 Я предлагаю каждому из вас выбрать по одному кружочку - солнечному зайчику в соответствии с его сегодняшним настроением. Белый – спокойное (I'm quiet), желтый – радостное (Im merry), синий - если грустно или не комфортно (Im sad).

На зайчиках напишите, что вы ждете от сегодняшней встречи.  Высказывания лучше формулировать на английском языке, если у ребенка возникают трудности, то можно попросить помощи у одноклассников, учителя.

Так я начинаю свой урок, используя методику, которая носит название «Солнечный зайчик». Во-первых, мне бы хотелось, чтобы у всех нас перед началом учебного дня было солнечное настроение, ни и конечно же, получить позитивный настрой на изучение английского языка .Очень важно, чтобы дети непосредственно участвовали в реальной деятельности, сами искали решения, делали выводы. Только так можно запомнить и усвоить учебный материал. А этому способствуют активные методы обучения (АМО)

В настоящее время нет единой классификации активных форм обучения. Я остановила свое внимание на следующей классификации.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.

Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы .

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Разнообразие активных методов обучения позволяют сделать увлекательным любой этап урока. В рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

 - работа в малых группах, в парах,

 - метод карусели

 - аквариум; - мозговой штурм /мозговая атака / «брейнсторминг

 -«дерево решений»;

 - прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

 -конференции / дискуссии;

 - ролевые / деловые игры;

 - дебаты.

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

Так метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Хорошо использовать этот метод в начале урока. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки – Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?

2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.

На этапе представления нового материала использую метод «Инфо-угадайка».

Он способствует структурированию материала, оживлению внимания обучающихся. Это можно наблюдать на конкретном примере изучения темы «Present Perfect» в 6 классе.

Урок начинается с целеполагания, учитель  называет тему урока – Present Perfect (написано в центре сектора)

Теперь вы знаете, что это за время? Когда оно употребляется? В чем его особенности? – Нет, а что вам для этого нужно? Конечно, информация об этом времени. А какой конкретно информации вам не хватает? (как образуется, когда употребляется, слова-спутники)

Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за обьяснением учителя и видеть реальную в данный момент рассказа часть темы. Отчетливое разделение общей информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

На последующих уроках по грамматическим темам, контроль усвоения можно провести с использованием метода «Автобусная остановка». Данный метод научит обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.Например, таким образом можно организовать обобщение по темам, пройденным в начальной школе – времена группы Simple.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (например, образование и употребление Present Simple/Past simple/Future Simple, слова-спутники Present Simple/Past simple/Future Simple, вопросительные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple, отрицательные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple). Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты данной темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты, обязательно приводятся примеры по данной теме. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Такая работа в команде, совместная деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, отвечающие современным потребностям общества. 

Подведение итоговэто фаза рефлексии. Один из важных вопросов, который должен задать учитель, заканчивая урок: «Как вы оцениваете сегодняшний урок?» Ответы должны быть очень краткими . А зачем нужно подводить итоги?  

Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения помогают ученикам оценить реализованные и приобретенные знания, умения и качества, выявить успехи и неудачи, наметить перспективы. Тем самым, возрастает уверенность в себе и в том, что в своей дальнейшей деятельности они смогут применить полученные знания и умения на практике.

И очень важно понимать, что первое и последнее впечатления – самые сильные на уроке. Поэтому подведение итогов должно быть четко продумано и спланировано, но при этом оно должно оставаться интересным, творческим и веселым для обучающихся. В конце урока предлагаю ребятам написать телеграмму, в которой кратко оценить урок и написать пожелание на новый урок. Сильные ребята пишут на английском языке, а тем, кому это пока сложно сделать , разрешается писать на русском. Постепенно все смогут научиться выражать своё мнение на английском языке.

Несмотря на интенсивную работу на всем протяжении урока необходимо предусмотреть время и для эмоциональной разрядки.

Эмоциональная разрядка – может быть интеллектуальной, но более эффективно задействовать двигательную активность, что более полно будет способствовать принципу здоровьесбережения, что особенно важно в начальном и среднем звене.


Параллельно с обучением и воспитанием, применение активных методов обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Обучение перестает быть чем-то навязанным извне, становится составной частью подготовки как дома, так и в школе, когда у учеников появляется возможность проявить себя в разных формах, в том числе игровых. 

Итак, активные методы обучения английскому языку способствуют:формированию положительной учебной мотивации;повышению познавательной активности учащихся; активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;стимулированию самостоятельной деятельности; развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления; эффективному усвоению большого объема учебной информации; развитию творческих способностей и нестандартности мышления;

В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников.

 

 


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Черная пятница

Выиграйте смартфон, ноутбук
или бесплатное обучение!

Вращать колесо

Осталось попыток: 1