Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение АРТ-педагогических технологий в процессе развития творческих способностей дошкольников | Петрова Татьяна Дмитриевна. Работа №346553. Номер работы: №346553

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к развитию творческих способностей дошкольников через применение арт-педагогических технологий. Описываются ключевые аспекты арт-педагогики, такие как использование различных видов искусства в образовательном процессе, стимулирование креативности, а также создание условий для самовыражения детей. Приводятся примеры арт-терапевтических практик, игр и упражнений, способствующих развитию воображения, эмоциональной сферы и самостоятельного творческого мышления дошкольников.

Ключевые слова: АРТ-педагогика, дошкольники, творчество, развитие творческих способностей, искусство, креативность, самовыражение, арт-терапия.

Применение АРТ-педагогических технологий в процессе развития творческих способностей дошкольников

 

Петрова Татьяна Дмитриевна, воспитатель

МБДОУ ДС «Айылгы» с. Кюерелях МР «Горный улус» РС(Я)

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к развитию творческих способностей дошкольников через применение арт-педагогических технологий. Описываются ключевые аспекты арт-педагогики, такие как использование различных видов искусства в образовательном процессе, стимулирование креативности, а также создание условий для самовыражения детей. Приводятся примеры арт-терапевтических практик, игр и упражнений, способствующих развитию воображения, эмоциональной сферы и самостоятельного творческого мышления дошкольников.

Ключевые слова: АРТ-педагогика, дошкольники, творчество, развитие творческих способностей, искусство, креативность, самовыражение, арт-терапия.

 

Применение арт-педагогических технологий в образовательном процессе дошкольного возраста становится все более популярным в системе современного дошкольного образования. Арт-педагогика, которая основывается на использовании различных видов искусства, таких как рисование, музыка, театр, танцы и прикладное творчество, позволяет воспитывать и развивать детей через вовлечение в процесс творчества. Эти технологии предоставляют дошкольникам возможность самовыражения, развивают их креативность, воображение и помогают в формировании эмоционального интеллекта.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этот период дети активно познают мир через игру, фантазию и воображение. Применение арт-педагогических методов позволяет сделать процесс обучения интересным, эмоционально насыщенным и значимым для ребенка. В этом контексте особое внимание уделяется созданию условий для свободного выражения чувств и мыслей ребенка через различные формы искусства.

Одной из наиболее распространенных форм арт-педагогики является рисование. Это вид творческой деятельности помогает детям не только развивать мелкую моторику и координацию движений, но и учит выражать свои эмоции и мысли в визуальной форме. Например, такой метод, как рисование пальчиками или губкой, позволяет детям экспериментировать с цветом, формой и текстурой, что стимулирует их воображение и способствует развитию творческого мышления. В процессе рисования ребенок учится взаимодействовать с окружающей его реальностью, переводя свои впечатления в художественные образы. Важным аспектом использования рисования в арт-педагогике является создание атмосферы, где отсутствует страх ошибки. Дети могут свободно выражать свои мысли, и любое их творчество оценивается как ценное и уникальное.

Музыка — еще один мощный инструмент в арсенале арт-педагогики. Через музыку дети учатся не только чувствовать ритм и мелодию, но и выражать свои эмоции, настроения и чувства. Музыкальные игры, такие как «Отгадай настроение» или «Музыкальная сказка», развивают у детей чувство ритма, слуховое восприятие и креативные способности. В ходе этих игр дети могут создавать свои мелодии, придумывать музыкальные композиции или даже играть на простых музыкальных инструментах, таких как барабаны, треугольники или ксилофоны. Музыка способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, помогает ему справляться с тревогой, радостью или волнением, а также развивает способность к коллективному творчеству, когда дети играют вместе.

Театральные игры и элементы драматизации также занимают важное место в арт-педагогике. В театральной деятельности дети могут примерить на себя различные роли, использовать свою фантазию и воображение для создания целых сюжетов и историй. Примером может служить игра «Театр теней», где дети создают простые сценки с использованием теневых фигур. Такой подход помогает детям развивать коммуникативные навыки, учит их выражать свои мысли и чувства через движение, мимику и интонацию. Театральные игры также способствуют развитию социальной адаптации, так как дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться и сотрудничать.

Еще одной интересной арт-педагогической технологией является использование танца и движения. Танцевальные игры, например, «Танец животных» или «Танец настроений», помогают детям выразить свои эмоции через движение. Эти игры развивают координацию, чувство ритма и помогают в формировании пространственного восприятия. Танец также позволяет ребенку свободно выражать свои чувства и эмоции, что особенно важно для тех детей, которые могут испытывать трудности в вербальном самовыражении. В процессе танцевальных игр дети учатся работать в группе, синхронизировать свои движения с другими участниками, что развивает чувство коллективизма и взаимопонимания.

Помимо классических видов искусства, арт-педагогика активно использует элементы арт-терапии. Арт-терапевтические упражнения направлены на глубокую работу с эмоциональной сферой ребенка, на разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения. Например, игра «Рисуем настроение» помогает детям через цвет и формы выразить свои эмоции и рассказать о своем внутреннем состоянии. Воспитатель может предложить детям нарисовать то, как они чувствуют себя сегодня: радостно, грустно, тревожно или спокойно. После этого можно обсудить с каждым ребенком его работу, помочь ему выразить словами свои переживания и мысли. Это упражнение способствует развитию эмоциональной грамотности, учит детей распознавать и осознавать свои эмоции, что важно для их психического и эмоционального благополучия.

Интересной формой арт-педагогики является работа с природными материалами. Создание композиций из листьев, камней, шишек или веточек помогает детям не только развивать творческие способности, но и учит их наблюдательности и уважению к природе. Например, игра «Природная мозаика» предлагает детям создавать картины или узоры из природных материалов, собранных на прогулке. Это занятие развивает воображение, стимулирует фантазию и учит детей видеть красоту в простых вещах.

Арт-педагогические технологии позволяют сделать процесс обучения творческим и увлекательным. Они способствуют развитию таких важных качеств, как креативность, способность к самовыражению, эмоциональная грамотность и коммуникативные навыки. Эти технологии также позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая условия для его личностного и творческого роста. Воспитатель, применяющий арт-педагогические методы, помогает детям открыть в себе творческий потенциал, учит их выражать свои чувства и мысли через искусство, а также развивает в них важные для будущей жизни качества.

Таким образом, арт-педагогика является эффективным и многофункциональным инструментом для развития творческих способностей дошкольников. Она помогает детям выразить себя через различные виды искусства, развивает их эмоциональную и когнитивную сферу, способствует формированию креативного мышления и коммуникативных навыков. Включение арт-педагогических технологий в образовательный процесс способствует всестороннему развитию ребенка, раскрытию его индивидуальности и подготовке к дальнейшей успешной социализации в школе и обществе.

 

 

 

Список литературы

Джукенова

Г.Д. Возможности арт-терапии в коррекции эмоционального состояния личности дошкольника // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014.

№28. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-art-terapii-v-korrektsii-emotsionalnogo-sostoyaniya-lichnosti-doshkolnika

Магомедова

М.К.

Артпедагогика

и нетрадиционные техники рисования в творческом развитии дошкольников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2017.

№3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/artpedagogika-i-netraditsionnye-tehniki-risovaniya-v-tvorcheskom-razvitii-doshkolnikov

Мирзаева

Д

.

Ш

.,

Насиба

Қурбон

Қизи

Насимова

,

Наргиза

Супхоновна

Ҳакимова

А

рт

-

педагогика

для

дошкольников

// Scientific progress.

2021. №7. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/art-pedagogika-dlya-doshkolnikov

Толкова

Н.М.

, Морозова

Т.Н.

В

озможности арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

// Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-1.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-art-terapii-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×