Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение арт-терапии в дошкольных учреждениях для развития воображения и креативности | Вануйто Светлана Николаевна. Работа №350884. Номер работы: №350884

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значение арт-терапии как инструмента развития воображения и креативности у дошкольников. Обсуждаются методы и подходы, применяемые в арт-терапии, а также их влияние на эмоциональное развитие детей. Приводятся примеры творческих занятий, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, поддерживают эмоциональную устойчивость и развивают воображение. Особое внимание уделено роли воспитателя, создающего условия для свободного самовыражения детей через искусство.

Ключевые слова: арт-терапия, дошкольники, креативность, воображение, творчество, эмоциональное развитие, самовыражение.

Применение арт-терапии в дошкольных учреждениях для развития воображения и креативности

 

Вануйто Светлана Николаевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сюнай-салинская начальная школа-детский сад», п. Сюнай-сале

 

Аннотация. В статье рассматривается значение арт-терапии как инструмента развития воображения и креативности у дошкольников. Обсуждаются методы и подходы, применяемые в арт-терапии, а также их влияние на эмоциональное развитие детей. Приводятся примеры творческих занятий, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, поддерживают эмоциональную устойчивость и развивают воображение. Особое внимание уделено роли воспитателя, создающего условия для свободного самовыражения детей через искусство.

Ключевые слова: арт-терапия, дошкольники, креативность, воображение, творчество, эмоциональное развитие, самовыражение.

 

Применение арт-терапии в дошкольных учреждениях становится важным элементом воспитания и всестороннего развития ребёнка. Для дошкольников характерна потребность в свободном самовыражении, исследовании мира через творчество, поэтому методы арт-терапии могут эффективно помочь раскрыть их креативные способности, поддержать эмоциональное равновесие и развить воображение. Арт-терапия охватывает широкий спектр художественных техник, таких как рисование, лепка, создание коллажей и ролевых сцен. Эти виды деятельности становятся для детей не только способом выразить свои мысли и чувства, но и помогают справляться с эмоциональными трудностями, развивать уверенность в себе и своих способностях.

Одной из наиболее простых и эффективных форм арт-терапии для дошкольников является рисование. Процесс рисования помогает детям передать свои эмоции, образы и представления, а также развить креативное мышление. Например, рисуя «свою мечту» или «сказочную страну», ребёнок начинает задумываться о том, как именно ему выразить свои идеи на бумаге, какие цвета и формы выбрать. В ходе такого процесса развивается не только воображение, но и умение планировать, соединять детали в единое целое. Важно, чтобы воспитатель поддерживал инициативу ребёнка, создавал условия для его самовыражения, а также помогал интерпретировать его творения. После завершения работы полезно обсудить рисунок, задать вопросы, которые помогут ребёнку осознать, что он хотел изобразить и почему выбрал определённые цвета или формы.

Лепка из пластилина и глины также является важным элементом арт-терапии. Работа с пластичными материалами позволяет детям развивать мелкую моторику, что оказывает положительное влияние на их когнитивные способности и мышление. Лепка позволяет детям создавать трёхмерные объекты, представлять и воплощать свои идеи в форме скульптур, что является мощным стимулом для развития креативности. Например, воспитатель может предложить детям создать «сказочных животных» или «героев», которые могли бы жить в волшебном лесу. Такая деятельность не только развивает воображение, но и даёт возможность детям выразить свои уникальные представления и фантазии. В ходе работы с пластилином они также учатся работать руками, укрепляют навыки пространственного восприятия.

Создание коллажей из бумаги, природных материалов или мелких предметов позволяет детям работать с разными текстурами и материалами, создавая уникальные образы. Коллажи предоставляют детям возможность сочетать различные элементы, компоновать их по своему усмотрению и экспериментировать с цветами, формами и фактурами. Воспитатель может предложить детям создать «семейный коллаж» или «коллаж настроения», где каждый ребёнок может выбрать и вырезать образы, которые отражают его чувства или мысли. Этот метод арт-терапии помогает детям осознавать свои эмоции, развивает чувство композиции, а также учит выражать сложные эмоциональные состояния через визуальные образы.

Использование ролевых игр и театрализованных сценок также является частью арт-терапии и стимулирует развитие воображения. Дети могут разыгрывать сказки, придумывать свои сценарии, пробовать себя в различных ролях. Театрализованные постановки позволяют ребёнку раскрыть свои творческие способности, научиться взаимодействовать с другими детьми, а также выразить свои эмоции через игру. Воспитатель может предложить детям разыграть известные сказки, например, «Теремок» или «Колобок», где каждый ребёнок сможет выбрать для себя роль. Это не только помогает развитию воображения, но и способствует развитию уверенности, коммуникативных навыков, учит понимать эмоции и поведение других. В процессе таких игр дети учатся выражать себя и взаимодействовать, что является важной частью эмоционального воспитания.

Арт-терапия также включает метод сказкотерапии, в рамках которой дети слушают сказки и создают свои собственные истории. Сказкотерапия позволяет дошкольникам разрабатывать сюжеты, сочинять и изображать своих героев, осознавать и проговаривать эмоции героев. Воспитатель может предложить детям придумать продолжение любимой сказки или создать нового персонажа, который присоединится к героям в их приключениях. Эти занятия развивают у детей способность к фантазии, помогают обрести навыки построения рассказа, а также укрепляют эмоциональные связи в группе. Через сказкотерапию дети могут работать с символами, находить выход для своих эмоций и обогащать свой эмоциональный мир.

Особую роль в процессе арт-терапии играет воспитатель, создающий атмосферу доверия и безопасности, в которой ребёнок чувствует себя свободно. Важно, чтобы дети не боялись выражать свои эмоции, чтобы они могли экспериментировать с материалами и формами, не опасаясь ошибок или критики. Воспитатель не должен оценивать работы детей, но может поощрять их к самооценке и самостоятельному осмыслению своих творений. Например, можно задать ребёнку вопросы: «Что ты хотел показать на этом рисунке?», «Какой у тебя был настрой, когда ты создавал эту поделку?» Эти вопросы помогают детям лучше осознавать свои чувства и мотивы, развивают способность к рефлексии.

Таким образом, арт-терапия в дошкольных учреждениях является эффективным инструментом для развития креативности и воображения у детей. Она позволяет им выражать свои мысли и чувства, развивает эмоциональную устойчивость и уверенность. Арт-терапевтические методы, такие как рисование, лепка, создание коллажей, ролевые игры и сказкотерапия, позволяют детям раскрывать свой творческий потенциал, учат самостоятельности, развивают навыки общения и взаимодействия с окружающим миром. Воспитатель в этом процессе становится проводником, поддерживающим и направляющим детское самовыражение, создающим условия для безопасного и свободного творческого процесса.

 

 

Список литературы

Алиева М. Г. Развитие креативности дошкольников - важнейшее условие развития творческой личности // Инновационная наука. 2015. №10-3.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-doshkolnikov-vazhneyshee-uslovie-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti

Джукенова

Г.

Д. Возможности арт-терапии в коррекции эмоционального состояния личности дошкольника // Проблемы и перспективы развития образования в России.

2014. №28. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-art-terapii-v-korrektsii-emotsionalnogo-sostoyaniya-lichnosti-doshkolnika

Капкаева

Л. Р. Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста / Л. Р.

Капкаева

. — Текст

:

непосредственный //

Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 32-34. — URL:

https://moluch.ru/th/1/archive/193/6188/

Крыжановская

А. А. Выражение эмоций детьми дошкольного возраста в рисунках посредством техник

педагогической

арт-терапии // IN SITU. 2016.

№6. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-emotsiy-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-risunkah-posredstvom-tehnik-pedagogicheskoy-art-terapii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×