«ПРИМЕНЕНИЕ ЦОР НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» | Вейлентас Ирина Владимировна. Работа №316550. Номер работы: №316550
Информационные технологии представляют собой неотъемлемую часть целостного образовательного процесса и существенно позволяют повысить его эффективность. Тенденции развития ИТ представляют большой потенциал в применении их как в повседневной жизни, так и в образовании, и во многих других сферах жизни. В условиях комплексной информатизации образования важно не только техническое оснащение средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и наличие полноценных цифровых образовательных ресурсов.
Вейлентас Ирина Владимировна, преподаватель
Воркутинский филиал ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно -педагогический колледж им. И. А. Куратова»
«ПРИМЕНЕНИЕ ЦОР НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Информационные технологии представляют собой неотъемлемую часть целостного образовательного процесса и существенно позволяют повысить его эффективность. Тенденции развития ИТ представляют большой потенциал в применении их как в повседневной жизни, так и в образовании, и во многих других сферах жизни. В условиях комплексной информатизации образования важно не только техническое оснащение средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и наличие полноценных цифровых образовательных ресурсов.
В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р) обозначены необходимых условий для развития в России цифровой экономики. Поэтому в системе образования необходимо широко использовать информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы в соответствии с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.
Современные уроки истории и обществознания трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами. С каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения истории. Благодаря представлению информации в цифровом формате повышается интерес учащегося к обучению, расширяется его круг знаний, повышается качество обучения, также облегчается осуществление обратной связи между преподавателем и учащимся.
Существуют следующие цифровые образовательные ресурсы по образовательным функциям:
Электронные учебно-методические комплексы (УМК) по истории и обществознанию.
Электронные учебные пособия. Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие – контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники, и словари; практические и лабораторные.
Электронные издания контроля. Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства.
Электронные учебники. Прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.
Существует классификация ЦОР по типу информации:
ЦОР с визуальной информацией.
ЦОР с текстовой информацией.
ЦОР с аудио информацией.
ЦОР со сложной структурой.
ЦОР с визуальной информацией представляют собой иллюстрации к параграфам учебников истории и обществознания, фотографии, отражающие исторические события исторические события; портреты исторических деятелей, фрагменты исторических событий, процессов и явлений.
ЦОР с текстовой информацией — это, прежде всего, электронные учебники и учебные пособия, исторические источники, пресса, нормативно- правовые документы, словари с историческими и обществоведческими терминами, энциклопедии, методические материалы.
ЦОР с аудио и видеоинформацией – это звукозаписи выступлений исторических деятелей, современных политиков, музыкальных произведений, отражающих направления искусства в тот или иной исторический период.
ЦОР со сложной структурой — это аудио и видео энциклопедии, учебные пособия, учебники и так далее.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). В коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлены локальные разработки циклов занятий практически по всем предметам.
Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, исходя из большинства общих компетенций, представленных во ФГОС НОО, включая:
фундаментальность общеобразовательной подготовки;
способность учиться;
коммуникабельность, умение работать в коллективе;
способность самостоятельно мыслить и действовать;
способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.
Использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих автоматизировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.
Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звеньях. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике.
Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.
Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Например, тестирующие программы (типа «Репетитор») обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся.
Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.
Учителя истории активно используют ЦОР, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0
Все интернет-сервисы (программы Web 2.0) работают онлайн, и не требуют установки программного обеспечения на компьютере, необходимо только устойчивое подключение к интернету.
Применяя современные интернет-сервисы, педагог в полной мере может реализовать в образовательном процессе интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения, игровые технологии.
Примеры сервисов Web 2.0 по тематическим группам:
интерактивные формы (
задания, тесты, опросы, викторины
онлайн) как инструменты взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (
онлайн-сервисы
Learning
apps
,
Class
Tools
,
Online
Test
Pad
,
Wizer
me
,
kahoot.com
,
ресурсы Google
);
виртуальные доски (
https://www.twiddla.com/
,
http://flockdraw.com
,
https
://
ru
.
padlet
.
com
,
https://
awwapp
.
com
,
https://
www
.
triventy
.
com
,
https://
quizizz
.
com
, https://
get
.
plickers
.
com
);
визуализация данных, информации, процессов
и т.д. (
c
крайбинг
,
сторителлинг
,
QR
-коды, инфографика) (
https://www.mindomo.com/ru
,
https://www.draw.io,
https
://
wordart
.
com
,
http
://
qrcoder
.
ru
, https://www.powtoon.com/
,
https://www.videoscribe.com
);
вебинары, консультирование, конференции, встречи
(
http://quatla.com/edu/descr
,
http://www.anymeeting.com/);
сайты, блоги, визитки
(
https://www.tumblr.com/,
http://ru.wix.com/
,
https
://
www
.
canva
.
com
);
мультимедиа сервисы
(
http://www.voki.com/site/products, http://www.mp3cut.ru/);
видеосервисы
(
http://www.loopster.com/, http://www.zentation.com/).
графика онлайн
(редакторы, анимация, коллажи) (
http://createcollage.ru/
http://
g
iiif.ru/)
презентации,
публикации
(
http://www.slideshare.net/, https://www.zoho.com/docs/show.htm,
https
://
www
.
canva
.
com
/
ru
)
офисные технологии, документ-сервисы
(
https://onedrive.live.com, http://www.cometdocs.com/)
органайзеры,
информеры
(
https://calendar.google.com, http://linoit.com/)
работа с группами, планировщики, закладки
(
http://www.symbaloo.com/, https://www.diigo.com/)
Особенно интересными и легкодоступными являются такие как
http://learningapps.org
-
программа
Web
2.0 для создания интерактивных упражнений, применяемых для разнообразных форм учебного процесса, например,
для уроков в игровой форме
.
Созданные в этом сервисе электронные дидактические материалы можно использовать в работе с интерактивной доской или как индивидуальные упражнения для учеников.
Пользоваться созданными продуктами может каждый. Есть возможность сотрудничать с коллегами не только из своей образовательной организации, но и со всего мира, используя Интернет.
Учитель может работать с группами обучающихся, быстро создавать упражнения на уроке, задавать домашние задания, получать гиперссылку от учеников и проверять выполнение задания.
Есть также возможность использовать иллюстративные, видео- и аудио-материалы.
https
://
kahoot
.
com
-
бесплатная платформа для обучения в игровой форме,
которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста.
Использование этого инструмента является прекрасной заменой покупке дорогостоящих пультов для системы обратной связи в классе. Все, что вам понадобится - это свой компьютер, проектор и наличие смартфонов у ребят в классе. Процесс проверки понимания или обсуждение какого-то вопроса превратится в настоящую увлекательную игру.
С помощью этих сервисов вы можете создать неповторимые и интересные уроки, на которые с удовольствием будут приходить ученики и уносить с собой не только полезные знания, но и навыки работы в новых медиа.
Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.