"Применение дидактических игр в процессе обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями» | Середа Елена Анатольевна. Работа №345271. Номер работы: №345271
Дидактическая игра занимает важное место в жизни обучающегося. Успешная игровая деятельность необходима для развития психических процессов ребенка и функций. В данный момент детей с отклонениями в развитии очень много, и с каждым разом их становится все больше и больше. Дети с отклонениями воспитываются в специальных детских садах, получают обучение в специальных школах и школах –интернатах, в специальных дошкольных группах при общеобразовательных детских садах, в специальных классах и логопедических пунктах при обычных школах. Однако хорошо известно, что не все дети получают специальную коррекционно-педагогическую помощь. При решении этой задачи требуется новый подход в обучении, воспитании детей и их социализации. Обучение необходимо развивать, чтобы формировать познавательные интересы и способности обучающихся. Из-за этого особую важность приобретают эффективные средства и методы образования, в частности дидактические игры.
"Применение дидактических игр в процессе обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями»
Игра – это серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. Через игру ребенок познает божественное начало, законы мировоззрения и самого себя. Игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью детей .
К.Д. Ушинский утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Он говорил, что дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления в действительной жизни. Также, К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка.
Дидактические игры - это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности.
Несомненно, дидактическая игра занимает важное место в жизни обучающегося. Успешная игровая деятельность необходима для развития психических процессов ребенка и функций. В данный момент детей с отклонениями в развитии очень много, и с каждым разом их становится все больше и больше. Дети с отклонениями воспитываются в специальных детских садах, получают обучение в специальных школах и школах –интернатах, в специальных дошкольных группах при общеобразовательных детских садах, в специальных классах и логопедических пунктах при обычных школах. Однако хорошо известно, что не все дети получают специальную коррекционно-педагогическую помощь.При решении этой задачи требуется новый подход в обучении, воспитании детей и их социализации. Обучение необходимо развивать, чтобы формировать познавательные интересы и способности обучающихся.Из-за этого особую важность приобретают эффективные средства и методы образования, в частности дидактические игры. Дидактические игры способствуют развитию познавательных процессов у школьников. Благодаря игровым заданиям развиваются такие качества как: внимательность, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы из увиденного. Игра требует не только умственных, но и волевых усилий: дисциплины в процессе игры или соблюдения правил.
Главная задача игры - это сочетание серьезного труда и тяжелой умственной работы. Игра не отвлекает от обучения, а наоборот способствует ускорению умственной работы. Если игра будет включена в целостный педагогический процесс, она станет средством воспитания и обучения. В
процессе игры педагог организует жизнь детей в игре и оказывает влияние на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание; волю и поведение.
Математические игры бывают связаны с определенными сюжетами. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: «Поймай рыбку», «Футбол», «День и ночь» и т.д. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полет в космос», «Найди дорогу» и др. Загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Обязательно на всех этапах урока уделяется внимание опоре на зрительную наглядность, оформлению доски: она должна привлекать внимание учащихся. Очень помогают занимательные ребусы, шифровки, опоры, таблицы, схемы. Любой вопрос на уроках ученики воспринимают, как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать.
В своей практике использую такие дидактические игры по математике:
№1 «Волшебные ниточки»
Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.
Ход игры.
Дети сидят за столами. Водящий показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру, соответствующую числу.
Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
№2 «Бегите к цифре»
Дидактические задачи: упражнять в запоминании и различении цифр, умении
ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.
Ход игры.
Игра малой подвижности. Водящий называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель. Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.
№3 «Кривые зеркала»
Дидактические задачи: закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число.
Оборудование: демонстрационные карточки с цифрами и счетные линейки для каждого ребенка (вместо линеек можно использовать карточки произвольного размера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пуговицы).
Ход игры.
Водящий показывает цифру, а дети выкладывают на карточке или показывают на счетной линейке число на единицу больше или меньше данного. Например, водящий показал цифру 8, правильный ответ будет 7 или 9. Верно ответившие дети, получают фишки, в конце игры подводится итог и награждаются победители.
№4 «Лифт»
Дидактические задачи: закреплять прямой и обратный счет до 10, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй…)
Ход игры.
Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.
№5 «Отгадай»
Дидактические задачи: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.
Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов
Ход игры.
Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий с мячом.
Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале водящий показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…
Далее ведущий показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…
В игре принимают участие все. Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.
№6 «Найди такую же фигуру»
Дидактические задачи: закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.
Оборудование: набор геометрических фигур
Ход игры.
Перед детьми на столе геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник, овал, прямоугольник. Водящий показывает желтый круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем водящий просит когонибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Всегда следует уточнить, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.
№7 «Найди свой домик»
Дидактические задачи: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Оборудование: круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.
Ход игры.
Водящий кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем водящий объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.
Когда дети разбегутся по местам, водящий проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
№8 «Поезд»
Дидактические задачи: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой
Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.
Ход игры.
В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Водящий
спрашивает:
- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?
Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей. «Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.
Третья остановка «Магазин игрушек».
Водящий предлагает детям отгадать загадку:
Серый байковый зверюшка, длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Зайка)
После ее отгадывания игра продолжается.
№9 «Чудесный мешочек»
Дидактические задачи: учить различать и называть круг, квадрат и треугольник.
Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором
геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины), мяч.
Ход игры.
Первый вариант. Водящий кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.
Второй вариант. Водящий называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно. После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их.
№10 «Игра с палочками»
Дидактические задачи: тренировать детей различать правую и левую руки.
Оборудование: счетные палочки в коробке (по 12 шт).
Ход игры.
Водящий предлагает ребятам поиграть с палочками. По сигналу они правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем, также по одной палочке, убирают обратно. При этом коробка должна стоять перпендикулярно ребенку. Одной рукой он должен держать ее, а другой откладывать палочки. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание. Во время игры педагог уточняет, какой рукой работал ребенок, сколько палочек на столе и сколько палочек в его руке. Это же упражнение можно сделать и левой рукой.
Специфика работы постоянно заставляет искать новые и совершенствовать уже имеющиеся формы и методы работы и с этой точки зрения, можно предположить, что игровые технологии является одним из важнейших ресурсов формирования познавательных интересов учащихся с умственной отсталостью.
Современному учителю необходимо переосмыслить использование игры в учебном процессе, сформировать целостное представление об игровой деятельности, понять универсальность игровых приёмов.