Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение ЭОР в познавательно-речевом развитии детей с ОВЗ | Тарасова Татьяна Владимировна. Работа №275947

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тарасова Татьяна Владимировна
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.  Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить познавательно – речевое развитие детей, логическое мышление, усилить творческую составляющую воспитательного процесса.  

ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей

с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в познавательно-речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Апатиты

2021г.

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в познавательно-речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Во ФГОСах главное – не результат, а условия. Условия – это социальная ситуация развития ребенка.

Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Воспитателю доступен довольно обширный выбор ЭОР - это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Использование ЭОР является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить познавательно – речевое развитие детей, логическое мышление, усилить творческую составляющую воспитательного процесса.

Многие дети, пришедшие из семьи в Дом ребенка, находились на определенной ступени формирования речи, но в связи с изменившимися социальными условиями находятся в состоянии стресса, результатом которого часто становится отказ от речи. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять развитию речи детей. Особенное внимание уделяла воздействию социальных факторов. Один из них – коммуникативная депривация, то есть недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с людьми. Дети, с которыми мало общаются, имеют отставание в речевом развитии, а ведь речь является главным средством общения людей. Проблема развития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из актуальных в теории и практике ранней педагогики и психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.

Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

Развивать речь ребенка помогают игры. Игры с использованием компьютера еще больше заинтересовывают и стимулируют ребенка, материал усваивается легче и быстрее, повышается качество наглядности.

Детство ребенка начинается в игре. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы. Игра является путеводной звездочкой для каждого ребенка. А пользоваться ее светом должны помочь мы – педагоги.

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Современным детям нужно новое, яркое, динамичное.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Сегодня мы используем компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, на занятиях для обучения детей. Использование компьютера открывает для воспитателя неограниченные возможности, новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса.

В своей работе мы используем компьютер как средство:

создания электронного портфолио,

создания электронной библиотеки,

копилки дидактических игр,

создание презентаций для детей,

проведения мониторингов.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.

Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

глубже постигаются понятия числа и множества;

быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

тренируется внимание и память;

активно пополняется словарный запас;

развивается мелкая моторика, формируется координация движений глаз.

воспитывается целеустремл

ё

нность и сосредоточенность;

развивается воображение и творческие способности;

развиваются элементы наглядно-образного мышления.

позволяет поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

развивается исследовательское поведение.

Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить малыша в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Необходимо помнить, что использование компьютера в учебно-воспитательных целях следует строить с учетом здоровье сберегающих технологий. Поэтому при использовании компьютера в своей работе мы придерживаемся следующих правил:

длительность занятий 5 - 7 минут;

следим за осанкой ребенка;

проводим подвижные игры и

физминутки

после работы с компьютером;

проводим

офтольмологические

упражнения для глаз;

уточняем состояние здоровья детей, нет ли противопоказаний для работы за компьютером;

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны: со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.

В работе по развитию речи с применением ИКТ используются следующие варианты: игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Подбирай, называй, запоминай», «Чей малыш?». В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, получение новых знаний. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

В рамках работы по лексическим темам: «Транспорт», «Одежда», «Овощи», «Фрукты» и т.д. мы решили активно применять информационно-коммуникативные технологии, причем не только на подгрупповых занятиях с детьми, но и в индивидуальной работе. Результаты порадовали всех: повысилась мотивация и интерес детей к занятиям, ускорился процесс запоминания полученной информации, словарь детей заметно обогатился по данным темам.

Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Особое внимание в применении электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях по развитию речи уделяется мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить свои эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

В настоящее время выбор мультимедийных программ развивающего характера довольно обширен. Использование ИКТ на занятиях по развитию речи способствует усвоению большего количества материала.

Использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) можно в непосредственно образовательной деятельности как по познавательно-речевому развитию, так и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране, они с большим желанием вливаются в работу на занятии: проговаривают, повторяют, инсценируют. Следует отдать должное мультимедийным презентациям, как одним из составляющих использования ИКТ.

Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые становятся прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. Использование нами в работе с детьми различных материалов ИКТ дали возможность нашим детям не только получить познавательную информацию, но и способствовали повышению мотивации к речевому общению, желание делиться впечатлениями, высказывать свои предложения, отвечать на вопросы и даже показывать сказки с настольным театром. Что в целом положительно влияло на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности наших воспитанников.

И в заключение хочется сказать, что информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей в сфере обучения детей.

В результате проделанной работы, мы достигли поставленных ранее целей: у детей появился интерес к занятиям, они с нескрываемым удовольствием включаются в образовательный процесс, у них обогатился и расширился словарь по лексическим темам. Также в процессе данной работы дети стали более самостоятельными и общительными. Многие дети перестали стесняться задавать вопросы. Мы заметили, что дети стали более внимательными, усидчивыми, они стали быстрее запоминать полученную информацию и воспроизводят ее спустя какое-то время. У детей обогатился активный словарь, они начали использовать изучаемую лексику в речи, более развернуто строить фразу, использовать много прилагательных и глаголов. Использование ИКТ мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей, способствовало повышению качества образовательного процесса.

Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации. Таким образом, применение компьютера в обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию детей. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии сегодня - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Литература:
1.Баловсяк Н. Компьютер и здоровье.- Санкт- Петербург, 2008 г.
2.Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
3.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.
4.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 1999г.
5.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

6.Гербова,В. Развитие речи в детском саду.5-6 лет. /В. Гербова. – М.:Мозаика -Синтез, 2015г

7. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-5 лет/ О.В. Александрова. – М.:Эксмо, 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×