Применение фонетических ритмо-рифмовок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда | Поташина Евгения Александровна. Работа №340527
Речь — это, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Особенности речи зависят от среды обитания, традиций и соответствующего обучения.
Когда ребенок начинает использовать речь как инструмент для общения, то в этот период он открывает для себя значения слов, начинает осмысливать те звуки, которые произносит взрослый.
Слух человека отличается от слуха животных тем, что в процессе эволюции он приобрел способность точно различать звуки человеческой речи (фонемы).
Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь.
Дети с дефектом речи (особенно дети с дефектами слуховой функции) испытывают затруднения и порой очень существенные в проговаривании слов, словосочетаний, предложений из – за отсутствия элементарного ритма, сбивчивого дыхания, слабости в голосе, а зачастую и своей стеснительности. Практика показала, что дети приходят в школу скованные, движения и мимика всего организма и артикуляционного аппарата малоподвижны, однообразны, даже на гласных звуках рот открывается так, что артикуляция не фиксирует, практически, разницы между произношением звуков А, О, У, И. Зубы стиснуты, губы находятся без движения, то есть, при звуке -И- губы не растягиваются в улыбку, а при звуке -О- губы не округляются и т. д.
При работе с такими детьми я пришла к выводу, что не только комплекс артикуляционных упражнений позволяет изменить выражение мимики, произношение звуков в целом, улучшить состояние голосовых связок и дыхания, но и специальные упражнения, которые в комплексе с вышеперечисленными приемами позволяют достичь ощутимых результатов в работе с детьми с недостатками речевой и слуховой функции. Это система тренировочных упражнений, позволяющих значительно активизировать речевую деятельность ребенка, так как позволяет стать ему более активным в ходе логопедических занятий, улучшая его произносительные навыки, координацию движений, дыхание, голосовые возможности, мимическое выражение лица и в целом эмоциональное состояние.
Это – фонетические ритмо-рифмовки, которые сочетаются с фонетической ритмикой и движениями в ходе произношения слогов, слов, словосочетаний и специальных двустиший, четверостиший, для отработки произношения тех или иных звуков. В ходе своей многолетней практической деятельности, я убедилась в эффективности данного метода работы с детьми по восстановлению речевой функции и коррекции произношения.
«Применение фонетических ритмо-рифмовок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
- Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Мой мастер-класс будет посвящён такому интересному виду работы как работа с фонетическими ритмо-рифмовками.
- Для того чтобы процесс закрепления звуков в речи не был скучным и трудным для детей, мы, педагоги, вносим в образовательный процесс некоторое разнообразие. Одной из таких идей для меня стало использование в своей работе приёма Татьяны Борисовны Уваровой фонетические ритмо-рифмовки.
- Мастер класс ориентирован на логопедов, но вы, уважаемые коллеги, тоже можете использовать в своей работе, так как этот приём решает такие задачи:
развитие памяти
,
внимания
, зрительного и вербального восприятия
;
автоматизация произносительных навыков отдельных звуков, слов речи;
улучшение голосовых возможностей;
работа над ударением, ритмом, интонацией;
постановка правильного дыхания
;
расширение активного и пассивного словаря
;
развитие координации движений;
Мы, логопеды, знаем, что речевой материал в стихотворных текстах должен быть максимально насыщенным тем звуком, который автоматизируем и не должен содержать нежелательные звуки. Но если у ребёнка нарушено несколько групп звуков, подобрать стихотворный тест очень сложно, тогда и приходят на помощь фонетические ритмо-рифмовки.
- Разберемся, что же такое фонетическая ритмо-рифмовка?
1. Фонетика (Фонетическая) – это слова, имеющие в своём составе только определённые звуки, которые находятся в нужных позициях.
2. Ритм - одна из важнейших речевых характеристик. Слова в каждой строке подобраны в соответствии с определённым ритмом.
3. Рифмовка – последние слова строк образуют рифму (заканчиваются одинаково)
Таким образом, фонетическая ритмо-рифмовка-это двустишие (или четверостишие), состоящее из слов, объединённых не по смыслу или грамматически, а по определённым фонетическим параметрам.
-И вот, что особенно важно, каждое слово фонетической ритмо-рифмовки подкрепляется картинкой, имеет зрительную опору. Это помогает ребёнку самостоятельно ее повторять.
-В фонетической ритмо-рифмовки может быть как две строки
- А может и четыре строки это зависит от уровня развития вербальной и визуальной памяти детей
- Фонетические ритмо-рифмовки могут с успехом применятся не только на материале слов, но и на материале словосочетаний.
- А так же их можно использовать и для дифференциации звуков. Например, ш-ж.
Этапы работы с фонетическими ритмо-рифмовками
1. Педагог предъявляет листы с картинками и проговаривает слова/ словосочетания с одновременным показом на картинку.
2. Повторное проговаривание взрослым слов/ словосочетаний со зрительной опорой, ребёнок сам указывает на картинку.
3. Самостоятельное проговаривание ребёнком слов/словосочетаний с одновременным показом картинок.
4. И наконец, ребёнок проговаривает рифмовку без зрительной опоры. Взрослый закрывает каждое изображение или просто переворачивает карту изображениями вниз. - Во время проговаривания важно контролировать правильное произнесение ребёнком звуков.
Такую же последовательность работы можно использовать применяя фонетические ритмо-рифмовки– в развитие у детей слоговой структуры слова.
- Начинать нужно с формирования самого раннего первичного словаря у неговорящих детей. Вначале предлагается рифмовку из повторяющихся слогов, потом, когда этот речевой материал достаточно хорошо отработан, ребенку предлагается повторить рифмовку из слов так же первого типа, но уже с не повторяющимися слогами.
- В последствии усложняется слоговая структура слова, его звуковая наполняемость, появляются новые слова, смысл нужно объяснять ребёнку. В результате расширяется активный и пассивный словарь.
- При переходе к более сложной слоговой структуре, усложняется звуковой состав слов, появляются согласные более позднего онтогенеза (свистящие, шипящие, сонорные).
- Фонетические ритмо-рифмовки можно предъявлять детям не только в виде цветных карт, но и в альбомах для раскрашивания.
- В данном случае зрительной опорой являются картинки-раскраски, уменьшение информативных признаков активизирует мыслительную деятельность детей, развивает восприятие и воображение. После произнесения рифмовки ребёнку предлагается раскрасить ее.
- Раскрашивание картинок и заучивание рифмовки можно предложить, как задание для закрепление навыков с воспитателем или родителям.
- Используя фонетические ритмо-рифмовки можно создавать игровые компьютерные задания. Алгоритм тот же. Но картинки предъявляются на экране компьютера в программе пауэр поинт. Чтобы заинтересовать детей, лучше, чтобы изображения были анимированные и фонетические рифмовки содержали какое-то дополнительное задание.
Опыт работы показывает, что использование данного приема существенно ускоряет коррекционный процесс, доступен и нравится детям.
- Коллеги, сейчас давайте немного отдохнем. Мне нужны помощники, кто самый смелый, того ждёт сюрприз.
Работа фокус группы
- Пока фокус группа занята делом, предлагаю посмотреть фрагменты занятий с применением фонетических ритмо-рифмовок
Подводя итоги нашего мастер-класса, предлагаю составить рифмовку. Нужно убрать лишние слова. А теперь вместе проговорим её.
прекрасно, здорово, полезно
информативно, интересно
- Уважаемое жюри, для вас я приготовила красивые слова, чтобы каждый день вы могли делать себе комплименты и придумывать рифмовки.