Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Применение игровой технологии «Дары Фрёбеля» в ФЭМП у дошкольников» | Ольга Владимировна Сикстель. Работа №294073

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ольга Владимировна Сикстель
Применение игровой технологии «Дары Фрёбеля» в ФЭМП у дошкольников

Применение игровой технологии «Дары Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений у дошкольников раскрывает преимущества использования игрового набора, его возможностей, а разработанные игровые задания будут способствовать положительной динамике развития детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Набор Дары Фрёбеля – уникальное авторское пособие, которое открывает для ребенка и педагога безграничные возможности для развития. С ним обучение математике и логике становится ярким и творческим. Занятия пробуждают в маленьком исследователе интерес к познанию мира и свойств различных предметов.

Работая с материалами Фрёбеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Причем играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями.  Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Важным принципом игровой технологии «Дары Фрёбеля» является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фрёбеля воспитатель демонстрирует ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним, и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фрёбеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов. 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2

городского округа-город Камышин

(МБДОУ Дс № 2)

 

 

 

«Применение игровой технологии «Дары Фрёбеля»

в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

 

 

 

 

 

Подготовила

Сикстель О. В.

 

 

 

 

 

 

г. Камышин

2021 год

 

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1. Общее описание инновационного продукта. 4

1.2. Аналоговый анализ. 5

1.3. Необходимое ресурсное обеспечение. 5

1.4. Технология внедрения инновационного продукта. 5

1.5. Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта. 5

1.6. Возможные сложности при использовании инновационного продукта. 5

2. Инновационный продукт. 6

2.1. Актуальность методического пособия. 6

2.2 Описание и технические характеристики игрового набора «Дары Фрёбеля». 7

2.3. Игры с набором «Дары Фрёбеля». 9

2.4. Результаты. 12

3. Список литературы. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка.

1.1. Общее описание инновационного продукта.

Ключевые положения.

Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

Задачи:

- обеспечить условия для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, с применением набора «Дары Фрёбеля» и игровых заданий.

- обеспечить возможность для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, с применением набора «Дары Фрёбеля» и игровых заданий.

Глоссарий.

Фри́дрих Вильге́льм А́вгуст Фрёбель  — немецкий педагогтеоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Набор «Дары Фребеля»– самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Предметно - пространственная развивающая среда (ППРС) – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников.

Необходимость создания инновационного продукта.

Методическое пособие раскрывает преимущества использования игрового набора, его возможностей, а разработанные игровые задания будут способствовать положительной динамике развития детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Набор Дары Фрёбеля – уникальное авторское пособие, которое открывает для ребенка и педагога безграничные возможности для развития. С ним обучение математике и логике становится ярким и творческим. Занятия пробуждают в маленьком исследователе интерес к познанию мира и свойств различных предметов.

Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрирует ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним, и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов. 

Преимущества системы игрового материала:

обеспечивает математическое и творческое развитие дошкольников от 2 до 6 лет

согласуется с любой образовательной программой ДОУ

позволяет создать комфортные условия для совместной деятельности детей и взрослых

активизирует познавательную активность ребенка и его самостоятельность.

 

 

 

1.2. Аналоговый анализ.

Сопоставив найденные аналоги моему методическому пособию, увидела, что они аналогичны по ключевым словам: игровой набор «Дары Фребеля», по перечню модулей набора. Это неизбежно, так как разработанные мной игровые задания применяются с использованием этого набора.

Вывод: мой продукт содержит материал, который в частичной мере имеет аналоги и игровые задания, аналогов которым я не нашла.

1.3. Необходимое ресурсное обеспечение.

- Игровой набор «Дары Фребеля»

- Материалы и оборудование для игровых заданий.

1.4. Технология внедрения инновационного продукта.

Разработанные игровые задания с использованием набора «Дары Фрёбеля» предназначены для детей дошкольного возраста и применяются в совместной деятельности с детьми. Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Причем играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями.  Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

1.5. Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта.

Применяя игровые задания с использованием набора «Дары Фрёбеля» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, мною были замечены позитивные результаты. Данная технология помогает в рамках игровой ситуации осваивать сложные понятия, которые давались бы тяжело в образовательной деятельности. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля». Данное методическое пособие открывает дополнительные возможности использования игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

1.6. Возможные сложности при использовании инновационного продукта.

Во время использования методического пособия, применения игровых заданий сложностей не наблюдалось.

 

 

2. Инновационный продукт.

Одними из основных принципов дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. При её создании необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств. Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке.   Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. 

2.1 Актуальность методического пособия.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования деятельность педагога должен строиться на адекватных возрасту формах работы. Исходя из возрастных особенностей наших воспитанников, особое внимание уделяем игровым технологиям, одной из которых является применение набора «Дары Фребеля». Работа с набором создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей,
развития социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей, развития потребности взаимодействия с окружающим миром, организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
Основные принципы ФГОС ДО дошкольного образования, полностью соответствуют принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательной организацией задач.

Принципы педагогики Фребеля включают:

Признание уникальности каждого ребенка.

Целостный взгляд на развитие каждого ребенка.

Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде.

Единство воспитания и образования с социумом и приро

дой, следование природе ребенка

,

его внутренним законам.

Признание целостности детства в своих проявлениях.

Признание ребенка как части семьи и общества.

Создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка

.

Требования к образовательным средствам:

Образовательные средства

представляют возможность

для игры, творчества, продуктивной деятельности.

Образовательные средства должны обладать воспитательным и образовательным потенциалом.

Образовательные средства должны использо

ваться как в закрытом помещении

,

так и на открытом воздухе и представлять собой единство культурного и природного содержания.

Методы:

1. Игровой метод (дидактические игры).

2. Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

3.Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.

2.2 Описание и технические характеристики игрового набора «Дары Фрёбеля»

В состав входит 14 модулей, упакованных в деревянные ящички, и инструкция.

1. «Текстильные мячики». В наборе 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых. На 6 мячах есть специальная петелька для подвеса. Всего в коробке 12 шариков. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.

2. «Основные тела». Модуль включает 3 пары деревянных геометрических фигур. В наборе шар, куб и цилиндр. 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса, специальная рамка для этого в комплекте. Общее количество фигур – 6 штук. Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации.

3. «Куб из кубиков». В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера. Это мини-конструктор для создания и трансформирования построек различных форм. Подходит для изучения понятий «часть» и «целое».

4. «Куб из брусков». Набор из 8 деревянных плашек одного размера.

5. «Кубики и призмы». В коробку уложены кубики (21 шт.), большие (6 шт.) и малые (12 шт.) треугольные призмы. Общее количество фигур – 39 шт.

6. «Кубики, столбики, кирпичики». Этот модуль состоит из деревянных плиток разного размера. Всего 33 элемента. Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.

Цели игры с модулями 3, 4, 5 и 6 одинаковые, поэтому их можно активно комбинировать и усложнять задачи. Детали для конструирования не окрашены.

7. «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты. Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму.

8. «Палочки». Это 6 комплектов разноцветных «спиченок» разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.

9. «Кольца и полукольца». Этот модуль открывает ребенку нестандартное видение предметов. Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка.

10. «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов. Диаметр фишек – 10 мм. Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок), развитие игровой деятельности.
7, 8, 9 и 10 модули прекрасно подходят для тренировки навыков счета и служат материалом для составления красочных картинок и узоров. Элементы окрашены в яркие цвета – синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный и белый.

11. «Цветные тела». В составе модуля цветные бусины 3 разных форм – цилиндрической, кубической, шарообразной и шнурок для нанизывания. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
12. «Мозаика. Шнуровка». В ящичке закреплено синее перфорированное поле. Продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам. В комплекте набор разноцветных шнурочков для тренировки моторики и навыков ориентирования в пространстве. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

13. «Башенки». Комплект деталей для конструирования включает: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт. Всего 44 элемента. Объединение с модулями 3-6 позволяет создавать сложные конструкции. Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.

14. «Арки и цифры». Модуль включает дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм и 9 кубиков с цифрами на гранях. Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок), речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности; подготовка руки к рисованию и письму.

 

2.3 Игровые задания с набором «Дары Фрёбеля»

 

В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», я большее внимание уделяю играм по формированию элементарных математических представлений. Некоторые из них разработала сама.

При разработке дидактических игр по формированию математических представлений стоят следующие задачи:

- формирование умения действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;

- расширение и уточнение представление детей о геометрических фигурах, цвете и форме;

- развитие мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения, классификации, обобщения;

- развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики;

- воспитание коммуникативных качеств через умение работать в группах, в парах.

 

 

 

Игровое задание «Собери узор по словесному образцу» (с 4-х лет)

Задачи: учить детей выкладывать в ряд геометрические фигуры по словесному образцу, уметь повторить узор по наглядному образцу; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику; закреплять знание цветов и геометрических фигур; воспитывать интерес к математике.

Оборудование: набор №7, двухполосные карточки.

Содержание игры

Детям раздаются двухполосные карточки. Воспитатель называет цвет и фигуру, дети выкладывают на верхней полосе. Затем воспитатель просит выложить такой же узор на нижней полосе. Если на верхней полосе геометрические фигуры выложены в одном цвете, то повторить можно в другом.

 

Игровое задание «Почини платочек» (с 3-х лет)

Задачи: закрепить умение подбирать нужные геометрические формы и цвет; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к игре, усидчивость.

Оборудование: набор №7, разноцветные квадратные карточки с изображенными контурами разных геометрических фигур (белого цвета), подходящие по размеру фигурам из набора №7.

Содержание игры

Воспитатель предлагает детям починить платочки, которые испортили мышки. Задает вопросы: Каким цветом платочки? Какие заплатки мы положим на платочки? Детям раздаются платочки, приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.

 

Игровое задание «Подбери палочку к флажку» (с 4-х лет)

Задачи: закрепить знание геометрических фигур, основных цветов, понятий «длинный» - «короткий»; формировать умение группировать предметы по цвету; развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление, математические способности; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.

Оборудование: набор № 7, набор № 8 (палочки двух размеров)

Содержание игры

Предложить детям сделать флажки для друзей на праздник: синий квадратный с длинной палочкой того же цвета, красный треугольный с короткой палочкой того же цвета и т. д.

 

Игровое задание «Блины для трёх медведей» (с 4-х лет)

Задачи: закрепить умение систематизировать предметы по определенному признаку (цвет, размер); развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.

Оборудование: набор № 9 (кольца и полукольца), тарелки (вырезанные из картона) разных цветов (соответствующие цветам колец из набора) и разных размеров (большие, поменьше и маленькие).

Содержание игры

Воспитатель предлагает разложить по тарелочкам блины для трех медведей. В большие тарелки блины для папы-медведя, в тарелки поменьше – для мамы-медведицы, в маленькие – для медвежонка. Воспитатель уточняет, что блины надо разложить не только по размеру, но и по цвету. Поэтому, Катя будет раскладывать блины в жёлтые тарелки, Саша - в красные и т. д.

Игровое задание «Цветы на полянке» (с 4-х лет)

Задачи: формировать навыки счета; закрепить умение сортировать и упорядочивать фигуры по цвету; развивать внимание, сенсорные навыки, мелкую моторику рук, игровую деятельность; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.

Оборудование: набор № 10, 14 (цифры), листы картона зеленого цвета (полянки).

Содержание игры.

Воспитатель раздает детям листы картона (полянки), кубики с цифрами (по одному листу и кубику на каждого ребёнка), ставит тарелочку с фишками разных цветов и предлагает посадить цветочки. Цветов на полянке должно быть столько, сколько указано на кубике и определенного цвета. Детям, справившимся с этим заданием, можно предложить по два кубика с цифрами и посадить цветочки разного цвета. Например, 5 цветочков красного цвета и 3-желтого.

 

2.4 Результаты

Применяя игровые задания с использованием набора «Дары Фрёбеля» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, мною были замечены позитивные результаты. Данная технология помогает в рамках игровой ситуации осваивать сложные понятия, которые давались бы тяжело в образовательной деятельности. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля». Данное методическое пособие открывает дополнительные возможности использования игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Список литературы

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары

Фрёбеля

». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля

» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС

ДО

».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары

Фрёбеля

». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля

» в образовательной области «Социально

-

коммуникативное развитие».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары

Фрёбеля

». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля

» в образовательной области «Познавательное развитие».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары

Фрёбеля

». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля

» в образовательной области «Речевое развитие».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары

Фрёбеля

». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля

» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары

Фрёбеля

». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля

» в образовательной области «Физическое развитие».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Интернет ресурсы.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз