«Применение игровых приемов в логопедических занятий с детьми с ФФНР» | Арсланова Луиза Афтаровна. Работа №316977
Разнообразные виды игр и их фрагменты, средств ИКТ отдельные игровые ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях (чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала) в течение всего занятия создается так называемое "игровое поле". При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия.
Фронтальные логопедические занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, вызывают у них оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приёмов при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.
Применять эти игровые приемы можно как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них можно использовать на дальнейших этапах по развитию фонематического восприятия, могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
Тема: «Применение игровых приемов в процессе логопедических занятий с детьми, имеющими ФФНР»
Выполнила:
Арсланова Л.А.________________
г. Сургут
2023 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Применение игровых приемов в процессе логопедических занятий с детьми, имеющими ФФНР….......................................……………..…………...5
Глава 2. Логопедические игры с использованием средств ИКТ…..…............20
Заключение……………………………………………...…………………….….23
Список использованной литературы……………………………………….…..24
Введение
В современной логопедии все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на деятельности и поведении ребенка.
Важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Известно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.
В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, И.И. Панченко, О.В. Правдиной, Е.Ф. Соботович, М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.
Термин психолого-педагогической классификации "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи" определяется, как "нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем"
Ряд авторов выделяют несколько форм нарушения звукопроизношения: фонетическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Специфика логопедической работы в детском саду определяется структурным анализом речезвукового дефекта ребенка и должна иметь дифференцированный характер в зависимости от качества основного дефекта.
В литературе в настоящее время недостаточно освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов остается мало разработанной. Этим и определяется актуальность выбранной темы квалификационной работы.
Цель исследования: Изучение и обобщение игровых приёмов и методов в логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Объект исследования: Процесс преодоления ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Игра, как эффективный метод в системе коррекционной работы у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме.
2. Изучить игровые приёмы и методы, используемые в системе преодоления ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть логопедические игры с использованием средств ИКТ, как эффективный метод использования коррекционно-развивающего воздействия.
В работе использовались следующие методы: анализ литературных источников, обобщение практического опыта, описание и создание картотек.
Глава 1. Применение игровых приемов в процессе логопедических занятий с детьми, имеющими ФФНР
В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.
Так как в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, то и при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование игр и игровых приемов на логопедических занятиях способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью затрудняет включение таких детей в игру. По наблюдениям дети, имеющие отклонения в речевом развитии, робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелых речевых нарушений дети просто отказываются от игр со сверстниками. Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений с одной стороны, затрудняет полноправное участие детей с недоразвитием речи в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ребенка на своем дефекте. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.
Это все указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры должны использоваться как на самих логопедических занятиях. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу. Во втором помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.
Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.
В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).
Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
В данной работе представлены игровые методы и приёмы автоматизации звуков поэтапно:
1). На этапе закрепления изолированного звука.
2). В слогах.
3). В словах.
4). В предложениях.
5). В связной и самостоятельной речи.
Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребёнка. Она составляет основное содержание жизни малыша. В игре он активно знакомится с окружающим, познаёт как мир вещей, так и мир человеческих отношений. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребёнка – дошкольника. Причём в игре это происходит значительно легче и быстрее.
Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.
Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.
В методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения этап автоматизации звуков обозначен как этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам,
символам. Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах, словах; не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется ещё и тем, что для некоторых звуков речевой материал довольно ограничен (г, д, й, щ и др. звуки). Если же ребёнок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов и говорить не приходится. У дошкольника теряется интерес к занятиям и пропадает интерес к логопедическим занятиям.
В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников. Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.
Это позволяет решить сразу несколько задач:
А). Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
Б). Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
В). Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
Г). Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
Д). Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
Е). Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в 6
различные режимные моменты.
Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра – один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения, её считают ведущей деятельностью дошкольника. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета: они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.
В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые) и др.
Дидактические игры. Для этих игр характерно то, что создают их взрослые с определенным содержанием и правилами. Задача дидактических игр - организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей.
Это поучающие игры. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения, но их главным побудителям является интерес чисто игрового характера - занимательность действия, радость достижения результата, выигрыш и т.д.
Дети с удовольствием относятся к игровым задачам: отгадать, найти, сказать, назвать. Проявляют интерес к качеству решения игровой задачи: красиво сложить узор, правильно подобрать картинку и т.д.
Дети 5-го года жизни в процессе дидактических игр согласно "Программе воспитания детей в детском саду" учатся определять качество и количество предметов, запоминать и сравнивать их по внешним признакам. Из набора предметных картинок, изображающих предметы, животных, находят сходство и различие, вычленяют общий признак; развивается сосредоточенность, внимание, настойчивость. Используются игры: "Кто скорее соберет башенку", "Собери колечки", "Катание цветных шариков", "Чудесный мешочек", "Цветная посуда" и др. Игра в лото расширяет представление об окружающих предметах и явлениях. Детям этого возраста доступны и музыкально-дидактические игры: "Узнай по голосу", "Погремушка или бубен" и др.
К 6 годам у детей все более возрастает интерес к качеству решения игровой задачи. Здесь используются такие игры, как "Магазин", "Подбери пару", "Сложи картинку", "Кому сколько", "Домино", "Прыгунки", "Мы считаем", "Кто что делает", "Зоологическое лото", ""Настольные кегли и др. Музыкально-дидактические игры: "Громко-тихо", "Какой барабан играет" (выше-ниже) и др.
К 7 годам по-прежнему привлекает игровое действие, но уже в большей степени заинтересовывает конечная цель, необходимость сделать известное усилие ради успеха. Здесь используются игры, способствующие развитию инициативы, самоорганизации, оценочных суждений и самоконтроля (разные виды мозаики, игры на классификацию предметов, лото "Кому что нужно", "Времена года" и др.).
Находят интерес у детей игры, содержащие элементы соревнования в ловкости, сообразительности (кегли, прыгунки, "Кто ловкий", "Настольный крокет").
В играх используются полученные знания и умения (домино, счетное лото "Учись считать", "АБВ", лото "От звука к букве", игры-головоломки, словесные игры: "Море волнуется", "Черное и белое", "Какой предмет загадан" и др.).
Музыкально-дидактические игры детей этого возраста: узнай инструмент (металлофон, погремушки, бубен, бубенчики), повтори звуки (поочередная игра на двух ксилофонах), музыкальное эхо, сыграй на патефоне любимую песню (игрушечный патефон) и др.
Используя игровой материал и ничуть не уменьшая общеобразовательного и воспитательного значения дидактических игр, тем не менее основной задачей в логопедических занятиях с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи остается воспитание у них правильной речи и поведения. Дидактические игры обычно проводятся на занятиях и максимально оречевляются, т.е. ребенок играет не молча, а проговаривает свои действия. Например, в "Лото": "У кого земляника?" - "У меня земляника". - "Я кладу землянику". В "Мозаику": "Я беру синюю фишку". "А теперь - зеленую", "Я сделаю сейчас красивый цветок" и т.д.
В процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас. Для развития слухового внимания и фонематического слуха очень полезны музыкально-дидактические игры.
Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют, дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая кукла, игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала такие основные структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры. Приведем краткое описание примеров такого рода игр.
Игра "Волшебный мешочек".
Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.
Оборудование: "волшебный" мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.
Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из "волшебного" мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.
Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в "волшебном" мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.
Игра "Найди ошибку".
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.
Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух - и трехсложные слова); предметные картинки.
Ход игры. Логопед знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков "едут" картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки и исправляют их (перемещают картинки).
Игра "Собери игрушки".
Цель: тренировать детей в определении места звука С в слове.
Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов.
Ход игры. Детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках.
Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.
Игра "Бусы".
Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.
Оборудование: фрагменты нанизанных на шнуры бус (по количеству детей в группе).
Ход игры. Логопед показывает детям части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильный ответ, его часть бус соединяют с другими. Логопед поощряет детей, ответивших правильно, подчеркивает, что благодаря им бусы получились длинными.
Игра "Построй домики".
Цель: тренировать детей в составлении слов из слогов.
Оборудование: изображения домиков (вырезаны по контуру, разрезаны вертикально на две части с фигурным вырезом - по типу puzzle - с написанными на них слогами.
Ход игры. Логопед показывает детям части домиков. Обращает их внимание на слоги, написанные на каждой из частей. Затем предлагает построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов получилось слово. Сложившие домики правильно получают звания "лучших строителей".
Игра "Кубик".
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.
Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.
Нередко в логопедической работе с детьми, имеющими ФФНР, важно сделать основной акцент на ходе выполнения задания и получении заданного результата. В таком случае нет необходимости в использовании всех основных структурных элементов дидактической игры. Можно создать игровую ситуацию посредством введения в контекст задания сказочного героя (Незнайки, Деда Буквоеда, Веселой Кисточки и др.) или иного персонажа (зайчика, робота, куклу и прочих) и связанных с ним нескольких игровых действий. Возможно введение разных сказочных персонажей в контекст двух-трех заданий одного занятия. Нередко для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится один сказочный герой, который выполняет разные функции ("помогает" детям, "проверяет правильность выполнения ими заданий, сам "просит" детей о помощи и т.д.).
Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль за ходом выполнения задания и прочее, хотя название "игра" по отношению к предлагаемым логопедом заданиям иногда приобретает несколько условный характер.
Как видим, дидактические игры весьма разнообразны по форме и содержанию. Задачи же этих игр определяет руководитель в зависимости от этапа логопедических занятий с ребенком. Так же, как и на занятиях по родному языку, одна и та же игра может использоваться на разных этапах. Допустим, на этапе сопряженно-отраженной речи - это проговаривание отдельных фраз совместно или вслед за руководителем. Далее ребенок отвечает на вопросы и сам задает их, описывает условия игры, выступает ведущим, т.е. руководит игрой, ставит задачу, оценивает ее результаты и качество речевого поведения ее участников.
Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на здоровье и физическое развитие детей.
Они развивают организм ребенка, полезные движения и сноровку, организуют его поведение, воспитывают выдержку, смелость, ловкость; вносят в деятельность ребенка оживление, веселость, доставляет радость, так как реализуют его потребность порезвиться, побегать.
Дети 5-го года жизни должны научиться выполнять определенные правила в таких играх, как "Трамвай", "Найди себе пару", "У медведя во бору", "Воробушки и автомобиль", "Лошадки", "Сидит, сидит зайка" и др.
Для детей 6-го года жизни рекомендуются: "Умей пробежать", "Надень кольцо", "Мяч в воздухе", "Ровным кругом" и др. Для этих детей в подвижных играх уже вводятся элементы соревнования: "Чье звено скорее соберется", "Снежные круги" и др. Игры сопровождаются словами и пением: "Перебежки", "Мы веселые ребята", "Иван, Иван".
К 7 годам дети уже сами организуют игры: кому водить, кто кем будет в игре, следя за выполнением правил. Каждый ребенок должен уметь организовать игру, быть ведущим. Широко используются игры с элементами соревнования ("Догони свою пару", "Разложи все камешки", "Кто скорей до самого верха" и др.), вводятся правила, требующие от детей выдержки ("Найди и промолчи", "Хитрая лиса", "Горелки").
У детей с недоразвитием речи нередко наблюдаются различные отклонения в двигательной сфере: скованность движений, несобранность, неуклюжесть, дискоординация движений, различные двигательные уловки. Поэтому значение подвижных игр для них весьма велико: дети совершенствуют необходимые движения, учатся выступать в коллективных играх.
Важное значение для них приобретают оречевленные подвижные игры, сопровождаемые словами, речевым общением. В логопедической практике эти игры и упражнения известны под названием логопедической ритмики.
Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движений с речью. Например: согнув руки в локтях, ребенок подражает идущему паровозу: у-у-у. ., вдох и опять: у-у-у или: чух-чух-чух... и опять: чух-чух-чух; вагоны стучат: так-так, так-так и опять: так-так, так-так...
Подражая пильщикам, делают соответствующие движения рукой, пила визжит: вж-вж-вж; вдох и снова: вж-вж-вж...
Комары летают по комнате: з-з-з-з; вдох и снова: з-з-з-з… и т.д.
Особый интерес для детей представляют игры, которые сопровождаются музыкой. Музыка также благоприятно отражается на эмоциональном состоянии и поведении ребенка.
Оречевленные подвижные игры и упражнения обычно используются логопедами в занятиях с детьми с различными речевыми нарушениями. Поскольку ритмичные движения облегчают известным образом речь ребенка, то эти упражнения используются с первых же занятий с ребенком, и в дальнейшем могут служить материалом для речевых зарядок, а также для отдыха и переключения к другому виду деятельности.
Следует сразу оговориться, что не все подвижные игры облегчают речь детей. Многие из них такие, как "Горелки", "Гуси-гуси", "Догони свою пару" и др., которые связаны с большим эмоциональным возбуждением детей, с физическим напряжением, не облегчают, а усложняют речь ребенка. Такие игры используют для закрепления навыков правильной речи и поведения ребенка в усложненных условиях, после того как он научится правильно говорить на более легких этапах логопедических занятий.
Творческие игры и инсценировки. Характерной особенностью этих игр является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, фантазировать, передавать все многообразие впечатлений об окружающей их действительности, от знакомых художественных произведений и использовать при этом свой опыт и знания.
Одним из видов творческих игр являются игры со строительным материалом. Дети охотно и с интересом участвуют в них. Эти игры содействуют развитию у детей пространственных представлений, понятий о форме, размере, количестве, качестве материала и сооружаемых построек; развивают усидчивость, целенаправленность действий, сосредоточенность.
Дети 5-го года жизни учатся самостоятельно делать несложные постройки, подбирать материал. По указанию руководителя они строят дом для кукол, столы, стулья, поезд, конюшню для лошадок, автомобиль, гараж, мост, паровоз, вагоны. Дети этого возраста должны знать, что они хотят построить, уметь отобрать по величине, форме, цвету нужные детали, пользуясь образцом или своим опытом.
К 6 годам дети воспроизводят знакомые предметы, машины, здания. Иногда сооружают постройки и необходимые предметы для задуманных ролевых игр. Им уже доступны сложные постройки: пароход, пристань, речной вокзал; линия железной дороги, семафор, станционные будки; детский сад, беседки, горки для катания кукол. Постройки делают по рисунку, схеме, собирают из деталей "Конструктора" телефон, вагон, паровоз, подъемный кран. У детей наблюдается стремление красиво оформлять свои постройки.
К 7 годам сложность построек еще более усложняется. Из строительного материала "Архитектор" сооружаются вокзалы, многоэтажные дома, мосты, клубы, станции метро, павильоны, фермы. Закрепляется умение воспроизводить постройки по наглядному образцу, по памяти, по схемам, рисункам и фотографиям, по словесному описанию руководителя.
Строительные игры используют в логопедических занятиях также и в коррекционных целях: для того чтобы создать спокойную обстановку, для уравновешенного поведения детей, внести разнообразие в занятия. Оречевление этих игр позволяет постепенно усложнять виды речи ребенка и тем самым последовательно закреплять у них навыки правильной речи и поведения.
Игры со строительным материалом могут быть использованы на первых же логопедических занятиях. Вначале это будет сопряженно-отраженная речь ребенка, описание отдельных действий, затем ответы на вопросы, затем он уже самостоятельно сопровождает речью свои сначала простые, потом более сложные действия ("Я беру одну катушку. Теперь ставлю на нее другую катушку. Теперь еще одну сверху. У меня получилась башня") Это сопровождающая действия речь.
Более сложной формой является завершающая речь. Ребенок рассказывает, как он постепенно строил ("Сначала я скатал из снега большой шар. Потом шар поменьше. Потом еще меньше. Поставил на большой шар средний, на средний маленький. На маленьком сделал из угольков глаза. Прилепил морковку. Это нос. Из прутиков сделал рот. Сверху надел ведро. Это шляпа. В средний шар сбоку воткнул две палки. Это руки. Рядом воткнул метлу. И получился снеговик").
И наконец, более сложной формой речи для ребенка, как известно, будет речь предваряющая. В этом случае ребенок, не приступая к сооружению, последовательно рассказывает, как он будет строить. Из какого материала, что сначала, что потом, для чего и т.д.
Своеобразно и интересно проводятся с детьми игры-драматизации (или игры-представления). В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги. Игра приобретает особо яркую эмоциональную окраску, если заранее подготовлены соответствующие декорации, маски, костюмы или хотя бы детали их. Игра-драматизация может проводиться и с куклами из детского театра.
Такие игры развивают интерес ребенка к книге, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений. Материалом для игр-драматизаций могут служить такие сказки, как "Мойдодыр" К. Чуковского, русские народные сказки "Теремок", "Репка", "Волк и семеро козлят", "Волк и лиса", "Перчатки" С. Маршака, "Лиса и гуси" братьев Гримм и др.
Игры-драматизации используются не с первых занятий, а лишь после того, как ребенок научится правильно говорить на этапе сопряженно-отраженной речи, хорошо отвечает на вопросы, т.е. он приобрел определенные навыки правильной речи.
К проведению игр-драматизаций необходимо тщательно готовиться. Сначала с детьми выбранную сказку читают отраженно, задают детям вопросы по уточнению содержания, заучивают, отрабатывают движения, характерные для персонажей. И лишь после того как они успешно выполнят эти задания, можно переходить непосредственно к игре.
Чтобы облегчить на первых порах речь и поведение ребенка в игре, руководитель не только дает сам образцы правильной, интонационно-выразительной речи персонажей сказки, показывает характерные движения в развивающемся сюжете сказки, но, если есть возможность, использует для этих же целей магнитофонную запись, патефонные пластинки, диафильмы.
Учитывая последовательное усложнение речи ребенка в играх-драматизациях, лучше начинать с музыкальных игр, которые сопровождаются пением: М. Кочурбиной "Мишка с куклой бойко топают", А.Н. Александрова "Козлик" ("Жил был у бабушки серенький козлик"), украинские народные песни "Жили у бабуси". Эти игры можно использовать и на ранних этапах логопедических занятий, поскольку музыкальное сопровождение, пение, стихотворный текст, ритмичность движений в игре - все это значительно облегчает речь заикающегося ребенка.
Затем для постепенного усложнения речи в играх-драматизациях логопед подбирает такие тексты, которые не сопровождаются музыкой, но сами по себе являются ритмизованными:, стихи "Мойдодыр", "Перчатки", "Колобок", "Теремок" и др. И наконец, выбираются игры, в которых дети пользуются разнометричной речью: "Волк и семеро козлят", "Маша и медведь", "Красная Шапочка", "Три медведя" и др.
Особое место среди творческих игр занимают сюжетно-ролевые игры. Если в играх-постановках заикающийся ребенок учится правильно говорить и держаться, пользуясь готовыми образцами, то уже в сюжетно-ролевых играх степень его самостоятельности значительно возрастает. В этих играх дети обобщают свой опыт и впечатления и, опираясь на них, учатся пользоваться правильной речью в самых разнообразных и близких их повседневной жизни условиях.
Дети 5-го года жизни обычно играют в семью, детские праздники, в различные поездки и путешествия (на машине, трамвае, автобусе, поезде, пароходе, самолете), играют в куклы.
Ha 6 году жизни дети в своих играх, стремясь подражать взрослым, воспроизводят, что делает мама, папа, воспитатель детского сада; играют в магазин, почту, свою улицу (а перед этим с удовольствием готовят необходимые для игры предметы: товары, машины, макеты домов; распределяют роли).
К 7 годам темами сюжетно-ролевых игр становятся: жизнь фабрик, заводов, строительство, транспорт, школа, семья.
В сюжетно-ролевых играх детей отражается полнота их представлений о жизни, проявляется их наклонность к определенным занятиям, определяется отношение к окружающему и к окружающим; оформляются и закрепляются истоки тех отношений, которые в дальнейшем будут проявлены ребенком в жизни.
Если ребенок робок, замкнут, склонен к самоуничижению, ущемлен от сознания собственной неполноценности, ожесточен и т.д., сюжетно-ролевые игры могут и должны стать для него той предварительной школой, в которой будут нормализоваться его отношения с окружающими, должно появиться чувство правильной оценки своих способностей, своей роли в коллективе.
В этих играх должны повторяться ситуации его повседневной жизни: занятия, игры, отношения. Отражая в игре моменты своей деятельности, ребенок тренирует свою правильную речь и поведение в ситуациях, очень близких и необходимых ему. Игры психологически готовят его к правильному поведению, речи и отношениям в жизненных ситуациях.
Темы сюжетно-ролевых игр должны быть разными и близкими для ребенка. Можно обыграть отношения и поведение членов семьи (кто, что делает дома после работы), особенности поведения за столом; приглашение гостей; на приеме в поликлинике; разговор по телефону; прогулка (предполагаемая); в магазине; в театре; занятия в детском саду; утренник и др. Это далеко не полный перечень тем сюжетно-ролевых игр, который можно предложить для использования на логопедических занятиях.
Любая сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки, в которой важно заинтересовать ребенка игрой, определить задачи и последовательность игры (программирование поведения, отношений, речи ребенка), выбрать и подготовить условия для игры, дать ребенку образец выполнения роли, которую ему предстоит обыграть.
Лишь после такой предварительной подготовки проводится сюжетно-ролевая игра. Могут быть варианты описанной игры: ребенок-"хозяин" приглашает сразу многих "гостей", несколько детей приглашают в гости своих друзей, несколько детей ("мама", "папа", "сынишка", "дочь") встречают гостей (тоже "семью"), дети могут меняться ролями. Практически вариантов одной и той же игры много. Тем более, что одна и та же сюжетно-ролевая игра, проведенная с детьми второй раз, будет отличаться от первой уже потому, что дети привнесут в нее что-то новое от своей фантазии, новых наблюдений. Кроме того, мы по-разному можем и встретить гостей, изменить программу встречи.
На логопедических занятиях сюжетно-ролевые игры используются лишь тогда, когда логопед убеждается, что ребенок может уже свободно отвечать на вопросы, задавать их, делает простые пересказы. Вначале ведущую роль в игре занимает руководитель. Он организует игру, задает вопросы и пр. По мере закрепления навыков свободной речи у ребенка, роли в играх меняются. На последних этапах логопедических занятий дети сами организуют игру, выступают в роли ведущих, оценивают ее результаты, а логопед лишь ставит задачи, направляет и контролирует проведение игры.
В логопедии основную роль играет автоматизация звуков, закрепление. И немаловажно этот этап пройти в игровой увлекательной форме. Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию – ( «з-з-з» - комарик звенит, «р-р-р» - собака рычит), то слог для дошкольников – весьма абстрактное понятие.
Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие приёмы и упражнения:
«Проведи слог по звуковой дорожке» Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.
«Пальчики здороваются» Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений.
«Волшебная палочка» Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
На логопедических занятиях можно применять такие игры, как «Игры в файлах», которые направлены не только на закрепление правильного звукопроизношения, но и на развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму.
На последнем этапе автоматизации звука в связной и самостоятельной речи используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание и др. На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия сказочные персонажи, которые становятся героями игр- путешествий, игр — драматизаций это стимулирует и заинтересовывает детей.
Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.
Глава 2. Логопедические игры с использованием средств ИКТ
Одним из основных направлений в работе учителя-логопеда является нормализация звукопроизношения и звуконаполняемости речи детей. Используя различные приемы в подготовительный период, способствующие развитию артикуляционного аппарата, учитывая индивидуальные особенности детей, звук можно вызвать или “поставить” с применением зондов или шпателя. Затем наступает процесс автоматизации звуков. Для ребенка поступившего в учебное заведение игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Свою работу я начала с внедрения информационно-коммуникационных технологий для ознакомления школьников с постановкой звуков, автоматизацией и дифференциацией, познакомила со строением артикуляционного аппарата. В ходе игровой деятельности школьника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Учитывая ведущую деятельность возраста, каждая презентация строится из нескольких игр, которые помимо основных целей, способствуют развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности. Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются на мониторе в ярком виде. Рассмотрим использование мультимедийных презентаций в процессе коррекции звукопроизношения у детей школьного возраста. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков проводится в определенной последовательности: - постановка звука; - автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных, автоматизация навыка произношения звука в словах; - автоматизация произношения в предложениях; - дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков; - автоматизация звука в разговорной речи.
I. Подготовительный. На подготовительном этапе при проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени, можно предложить поиграть с каким-либо персонажем. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т. е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память, способствует формированию правильных артикуляционных укладов. Можно подобрать разнообразные и интересные упражнения на дыхание, слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, развитие мелкой моторики.
II. Формирование произносительных умений и навыков Кто из логопедов не знает, как монотонна и однообразна работа по автоматизации поставленных звуков. Не секрет, что выработка определённого артикуляционного уклада требует длительной и систематической работы, а иногда и сотни повторений. Всё это очень утомительно и однообразно для ребёнка-дошкольника. Чтобы разнообразить этот процесс специалисты подбирают множество картинок, игр, рисуют в детских тетрадках иллюстрации. Но «продвинутым» современным детям это быстро надоедает. Можно разнообразить занятия на этапе автоматизации компьютерными заданиями. Для этого необходима презентация, содержащая привычные этапы отработки произношения: изолированного звука, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Преимущества использования презентации неоспоримы: красочная яркая картинка на экране монитора может передвигаться, что необычайно нравится детям; остановившаяся картинка – сигнал для повторения неправильно произнесённого звука - мощная мотивация для школьника; элемент сюрприза – новая картинка появится только тогда, когда 8 правильно произнесёшь слово. Картинки презентации не выцветают, не пачкаются, их не нужно ламинировать и отводить место в кабинете для хранения. Широко можно использовать задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребёнку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук. III. Закрепление произносительных умений и навыков. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Возможность использования двигающихся, возникающих, дополняющихся персонажей, включение музыки и речи героев, наглядность происходящего действия помогает удерживать внимание детей, учит умению подбирать образные выражения при описании предмета, созданию небольших рассказов и проигрыванию созданного сюжета. Применение мультимедийных технологий, ставших обычными в среднем и высшем образовании, вполне оправдано и в обучении младших школьников. Однако создание учебной презентации для детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Так же картотеку слов в презентации можно расширить, попросить ребенка придумать свои слова с автоматизируемым звуком. Когда ребенок будет правильно проговаривать слова, предлагаем составить рассказ, используя иллюстрации. В моей методической копилке имеются комплексы – сказки артикуляционной гимнастики, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков в словах, фразах: «Игры на согласование существительных с числительными», «Игры на автоматизацию звука [Р] в словах», «Автоматизация звука – Ц», «Автоматизация звуков л,л’», «Назови предметы начинающиеся на звук [C]», игры на развитие внимания, памяти, мышления: упражнение «Вставь пропущенную картинку», упражнение «Угадай профессию», упражнение «Четвертый лишний».
Заключение
Какое же значение имеют эти игры для детей с ФФНР:
1) происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;
2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия;
3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
Таким образом, разнообразные виды игр и их фрагменты, средств ИКТ отдельные игровые ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях (чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала) в течение всего занятия создается так называемое "игровое поле". При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия.
Фронтальные логопедические занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, вызывают у них оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приёмов при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.
Применять эти игровые приемы можно как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них можно использовать на дальнейших этапах по развитию фонематического восприятия, могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
Список использованной литературы
1. Бородин А.М. Методика развития речи детей. М.: «Просвещение», 1974.
2. Занятие по развитию речи в детском саду. Под ред. О.С. Ушаковой. М.: «Совершенство», 1999.
3. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи – 4 альбома.
3. Игра в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1981.
4. Логопедия: Учебное пособие./ Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.
5. Мастюкова Е.М. Формирование у детей правильного произношения. / Дефектология. 1990.
6. Пожиленко Б.А. Волшебный мир звуков и слов. М.., «ВЛАДОС», 1999.
7. Селеверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС», 1994.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим нарушением. Воспитание и обучение. М.: «Издательство Гном и Д», 2000.
9. Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть [Текст]// Логопед. - 2007. - №3. - с.97-102.
10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.
11. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 64 с.