Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе. | Филимонова Елена Викторовна, Шепелева Ольга Викторовна, Мирзабекова Камилла Константиновна, Комаровская Ирина Александровна. Работа №313128
Аннотация: в данной статье обоснуется значение игровых технологий в процессе обучения математике в начальной школе. Также рассматриваются различные методики, которые могут быть использованны в ходе учебных занятий. В статье подводятся итоги о в ажности применения игровых технологий при мотивировании учащихся к обучению математике.
Ключевые слова: математика, игровые технологии , методика преподавания.
Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе.
Шепелева Ольга Викторовна,
Мирзабекова Камилла Константиновна,
Комаровская Ирина Александровна,
Студенты
Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет
Научный руководитель: Филимонова Елена Викторовна,
к.пед. н., доцент кафедры
Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет
Аннотация: в данной статье обоснуется значение игровых технологий в процессе обучения математике в начальной школе. Также рассматриваются различные методики, которые возможно использовать в ходе занятий. Подводятся итоги о важности применения игровых технологий при мотивировании учащихся к обучению математике.
Ключевые слова: математика, игровые технологии, методика преподавания.
The use of gaming technologies in mathematics lessons in elementary school.
Shepeleva Olga Viktorovna,
Mirzabekova Kamilla Konstantinovna,
Komarovskaya Irina Alexandrovna,
students
Stavropol branch of FSBEI HE "Moscow State Pedagogical University"
Scientific adviser: Filimonova Elena Viktorovna,
k.ped. PhD, Associate Professor of the Department
Stavropol branch of FSBEI HE "Moscow State Pedagogical University"
Abstract: this article substantiates the importance of gaming technologies in the process of teaching mathematics in elementary school. It also discusses various techniques that can be used in the course of classes. The results are summarized on the importance of using gaming technologies in motivating students to learn mathematics.
Key words: mathematics, game technologies, teaching methods.
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. Давайте более подробно остановимся на последнем из перечисленного.
Методика преподавания – это современный механизм реализации заданий модернизации и активизации изучения специальных дисциплин в условиях создания инновационной, информационной образовательной среды, движущая сила повышения качества образования. Она обязана обеспечить яркость и легкость изложения материала.
На мой взгляд, наиболее значимым предметом в школе является математика, так как она имеет высокие метапредметные связи с другими дисциплинами. Она также активно используется в реальной жизни. Поэтому действительно важным является возможность привить интерес к математике, мотивировать и стимулировать активность учащихся на протяжении всего урока.
Для обучающихся начальной школы наравне с ведущей учебной деятельностью, немало значимой остаётся игровая. В связи с этим на уроке важно использовать активные методы и формы работы, в частности, игровые технологии.
В играх новые знания учащиеся получают свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым, на уроках, во время игры легко усваивается.
Существуют различные классификации игровых технологий. Ниже представлены основания, по которым Г. К. Селевко разделяет их:
По области деятельности.
По характеру психологического процесса.
По предметной области.
По игровой методике.
Рассмотрим более подробно последнюю группу игр в контексте урока математики. По игровой методики различают следующие виды технологий: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. Остановимся на некоторых из них.
Предметная игра – игра обучающихся с предметами материальной и духовной культуры или их заменителями, подчиняемая культурно-историческим особенностям этих предметов и их прямым назначением. Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10» целесообразно проводить игру «Игра в путешествие», суть которой состоит в следующем: на магнитной доске прикрепляется рисунок машины. К доске вызываются два ученика. Один выполняет роль шофера, другой путешественника. Они путешествуют по городам, номера которых зашифрованы примерами. (На магнитной доске на некотором расстоянии друг от друга записаны примеры на прибавление и вычитание в пределах 10.) Путешественник вразбивку называет номера городов, а шофер везет его от города к городу (поочередно перемещает рисунок машины от одного примера к другому). Все ученики выполняют роль контролеров - показывают зеленый круг, если маршрут выбран правильно, в противном случае показывают красный круг. Если путешественник ошибается, его заменяет другой. Примеры меняются. К доске вызывается следующая пара игроков. Игра проводится аналогично.
Ролевая игра – игра, в ходе которой ученик примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих его людей. Использование игровой технологии «Покорми рыбок» (Наглядный материал в виде ярких плоских изображений рыбок подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10. Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычислений.) в 1 классе на уроке по теме «Решение математических выражений в пределах 10» проводится с целью совершенствования вычислительных умений младших школьников.
Деловая игра – игровая технология, которую отличает продуктивная совместная деятельность всех участников, деловое общение, интеллектуальная конкуренция. К примеру, на уроке в 4 классе «Письменное умножение многозначного числа на однозначное» возможно использование такой игры как «Бухгалтерский отчет работников банка». Ход занятия: обратились две фирмы «Ником» и «Приус». Они выступили с просьбой выдать им денежный кредит. Выдать кредит могут только одной из них. Ученики, как эксперты банка, должны проверить состоятельность этих фирм и вынести решение – какой из фирм предоставят денежный кредит. Так, с помощью наглядного материала, ученики составляют проектную смету и предоставляют учителю в конце урока.
Игра – имитация – игровая технология, направленная на воспроизведение отдельных действий человека или животного и имитация их основных эмоций. В ходе игры «Почувствуй себя великим математиком» на уроке закрепления всех полученных знаний по математике в 4 классе учащиеся жеребьёвкой вытягивают известных ученых, работающих в сфере математики. Примеряя на себя образ определенного человека, обучающиеся закрепляют свои знания при помощи различных логических и арифметических заданий.
Таким образом, характерным для каждой игровой технологии является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.
Применение игровых технологий производит позитивное действие на учеников с неустойчивым вниманием, пониженной заинтересованностью к предмету, для которых математика кажется скучной наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к ней, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает сообразительность, внимание, взаимопомощь, чувство соревнования. Систематическое использование игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся. Что положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной активности.
Подводя итог всего вышесказанного, можно говорить о важной роли игровых технологий при обучении младших школьников на уроках математики. В процессе занятий с использованием данных методов обучения формируется творческая личность ученика, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем.
Библиографический список:
Акельева
К. С. Информационные методы преподавания специальных дисциплин: Развитие науки и образования в современном мире №1 - с. 27-30, 2017 -
https://elibrary.ru/item.asp?id=30719186&pff=1
Мертюкова
Т. А. Сборник дидактических игр по математике – 2014 г.
Селевко
Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: Народное образование – 2005 г.