Применение игровых технологий на уроках английского языка | Пащук Елена Ивановна. Работа №338493. Номер работы: №338493
В последнее время учебный процесс становится очень интенсивным. В связи с этим увеличивается количество детей, которые неспособны адаптироваться к нагрузкам должным образом. Уже в начальных классах возникают различные проблемы. К ним можно отнести невысокий уровень активности учащихся и неудовлетворительное здоровье. Современное образование требует от педагогов нового подхода к решению этой проблемы. Каждый учитель старается адаптировать учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, учитывая возраст детей, подбирать и применять виды и методы работы, которые помогали бы снимать усталость и напряжение.Статья содержит информацию о пользе геймификации на уроках английского языка, а также включает в себя методический кейс с различными играми согласно приведенной класификации.
Применение игровых технологий на уроках английского языка для развития ключевых компетентностей
Пащук Елена Ивановна,
учитель английского языка
МБОУ «Комсомольская школа №1»
администрации Старобешевского района
В последнее время учебный процесс становится очень интенсивным. В связи с этим увеличивается количество детей, которые неспособны адаптироваться к нагрузкам должным образом. Уже в начальных классах возникают различные проблемы. К ним можно отнести невысокий уровень активности учащихся и неудовлетворительное здоровье. Современное образование требует от педагогов нового подхода к решению этой проблемы. Каждый учитель старается адаптировать учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, учитывая возраст детей, подбирать и применять виды и методы работы, которые помогали бы снимать усталость и напряжение.
Обучать иностранному языку – это очень интересно и одновременно ответственно. Изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Английский язык – довольно трудный предмет. В течение урока детям нужно много говорить, писать, читать, запоминать и проводить анализ полученной информации. Правильно организованный урок – это путь к успешному овладению иностранным языком.
Требования к результатам обучения английскому языку направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой культуры.
Огромная роль в процессе преподавания такого предмета, как английский язык отводится применению обучающих игр или игровых технологий. Именно игры усиливают умственную деятельность обучающихся, предоставляя возможность для успешного развития ключевых компетентностей, только в процессе игры ребята овладевают социальными функциями, правилами поведения в обществе, многогранно развиваются. Развивающий смысл игры находится в самом ее характере, потому что в игре всегда присутствуют эмоции. А там, где эмоции – там предприимчивость и динамичность, внимание и творческая фантазия, хорошо работает логическое мышление. Сила игры – в ее всесторонности, многофункциональности, в способности без проблем и свободно достигать хороших результатов в процессе формирования личности ученика.
Игра – один из основных способов расслабиться, а также приоритетная форма изучения английского языка в начальной школе. Учащиеся начальных классов с увлечением запоминают скороговорки и рифмовки, поют песенки и играют в ролевые игры.
Ученики средней школы с удовольствием принимают участие в различных играх – соревнованиях. Благодаря соревнованиям во время уроков возрастает заинтересованность в новом материале, появляется стимул для выполнения домашних заданий, потому что только хорошие знания помогают учащимся проявить себя, одерживать победу над соперником. Состязательный дух, желание самоутвердиться – замечательные стимулы для изучения языка. Викторины, конкурсы, игры – путешествия и многое другое – это те игровые формы, которые применяют педагоги в своей деятельности.
Учащиеся старших классов с интересом принимают участие в дискуссиях на определенные темы, отстаивают и доказывают свою точку зрения, высказывают свое мнение о просмотренных фильмах и спектаклях, составляют и разгадывают кроссворды. В старшей школе у подростков появляется потребность в общении, в контакте друг с другом, а игровые приемы помогают преодолеть барьеры и обеспечивают условия равенства в процессе общения.
Немаловажным является умение учителя увлечь, заинтересовать учащихся игрой. При этом речь учителя не должна быть безэмоциональной и невыразительной. Для развития дружественных межличностных отношений необходимо поощрять деятельность учащихся и все время подбадривать их. Анализ ошибок, допускаемых учащимися в процессе игры, рекомендуется проводить после проведения самой игры.
Только в процессе игровой деятельности человек демонстрирует такое усердие и восхищение, проявляет свои интеллектуальные и психофизиологические способности. Именно поэтому игра находит свое применение в системе профессиональной подготовки людей.
Давно доказано, что игра – это неординарный общепризнанный метод обучения и воспитания. Это феноменальный способ легкого обучения иностранному языку, применение которого помогает развить ключевые компетентности, создавая дружественную, благоприятную атмосферу и ситуацию успеха. Благодаря игровым технологиям активируются все познавательные процессы обучающихся: развивается внимание, логическое мышление, память, творческие способности. Применение игровых методов обучения всегда дает отличные результаты, усиливает и способствует поддержанию интереса к учебному предмету.
М.Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроке английского языка» рассматривает учебную игру на уроке иностранного языка как «ситуативно-вариантное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, с присущими ему признаками эмоциональности, спонтанности, целенаправленности речевого высказывания».
Так для чего же нужны игры на уроке английского языка? Во-первых, они способствуют преодолению барьера, будь то языкового или просто обычного страха перед общением даже на родном языке. Во-вторых, игра – специально организованная деятельность, в которой предполагается интенсивность умственных и эмоциональных сил. Игра всегда предусматривает самостоятельное принятие решений что предпринять, что сказать, как одержать победу. Игра на уроке английского языка – это не только коллективное удовольствие, но и главный способ решения конкретных задач обучения на определенном этапе – от простейших речевых навыков до умения вести самостоятельный диалог. А это значит, что игры способствуют решению определенных значимых методических задач, таких как:
- формирование у учащихся психологической готовности к общению в процессе урока;
-предоставление учащимся непринужденной потребности в многоразовом повторении языкового материала;
-упражнение учащихся в выборе необходимого речевого материала, что необходимо для подготовки к ситуативной спонтанности в речи.
Стоит отметить, что урок не должен состоять только из игр. При всей универсальности игры как метода обучения ее время и место проведения на уроке зависят от множества обстоятельств: сложности изучаемого материала, уровня подготовки учащихся, четких целей и условий урока, а также настроения учащихся на конкретном уроке. Таким образом, можно определить следующие требования к игре как к педагогическому приему:
-необходимое понимание учащимися результата игры;
-понимание детьми правил игры, следование которым поможет добиться хороших результатов;
-возможность выбора каждым учеником определенного действия в игре.
Требования к игре как методу реализации целей обучения:
-потребность в умственном усилии;
-необходимость четкого установления формирования умений, навыков, отсутствующих у учащегося до проведения игры, и приобретенные в процессе игры.
Роль игры на уроках иностранного языка очень велика. Игра представляет собой отличный способ активизации лексического запаса, грамматических навыков, тренировки в произношении, развития навыков устной речи.
Для достижения и реализации целей и задач урока учителями применяются разнообразные игры для закрепления нового учебного материала, повторения ранее изученного, а также на этапе активизации устной речи обучающихся.
Игры, применяемые на уроках английского языка, можно классифицировать следующим образом:
1. Фонетические, играющие важную роль в процессе обучения иностранному языку. Они помогают преодолеть стеснение в процессе говорения на иностранном языке, что просто необходимо при обучении фонетике. Цели таких игр:
-тренировать учеников в правильном произношении звуков английского языка;
-формировать навыки фонетического слуха;
-научить детей выразительно и четко читать стихотворения.
Систематическое применение на уроках таких игр позволяет достичь поставленных целей.
2.Лексические игры. Известно, что с помощью лексики передается и воспринимается предметная сторона речи. Лексика является основным строительным материалом нашей речи, поэтому ее роль важна так же как и роль грамматики и фонетики. Именно лексика передает мысли, проникая во все сферы нашей жизни и помогая отразить действительность, как реальную, так и воображаемую. Без лексики нереально выучить любой язык и научиться строить высказывания. Цели лексических игр:
-развитие речевой реакции детей;
-активизация речемыслительной деятельности обучающихся;
-тренировка учащихся в применении лексического запаса в ситуациях, приближенных к жизненным;
-ознакомление с сочетаемостью слов.
Для легкого и быстрого запоминания учащимися новой лексики и формирования у них базового словаря необходимо знакомить с новыми лексическими единицами, подавая их тематическими группами.
3.Орфографические игры также приносят огромную пользу, если они систематически применяются учителем на уроках. Цели орфографических игр:
- формирование у учеников орфографических навыков;
- развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и познавательного интереса.
4.Речевые игры являются неотъемлемой составляющей частью урока английского языка. Наиболее эффективным видом речевых игр являются сюжетно-ролевые игры. Благодаря им у учащихся формируется и развивается критическое мышление, т.е. открытое мышление, которое развивается путем сопоставления новой информации с уже имеющимся жизненным опытом. Цели речевых игр:
- формирование умения выражать свои мысли в правильной логической последовательности;
- обучение речевой реакции в процессе общения;
- развитие умения практического применения полученных речевых навыков на практике.
5.Грамматические игры помогают заложить фундамент навыков правильного общения. Дети не умеют самостоятельно грамматически правильно строить предложения. Регулярное и разумное применение на уроках грамматических игр позволяет надежно сформировать у учащихся грамматические навыки. Цели игр такого вида:
- формирование умения верно употреблять речевые образцы, в которых содержатся грамматические трудности;
- создание реальной естественной ситуации для применения речевых образцов;
- развитие речевой активности и самостоятельности учеников.
Выводы
Регулярное, систематическое и продуманное использование игр является эффективным средством на всех этапах изучения иностранного языка. Игры не только помогают отвлечься от однообразного выполнения заданий, но и играют ключевую роль в формировании основных ключевых компетентностей таких как информационная, компетентность личностного самосовершенствования, коммуникативная, учебно-познавательная в процессе преподавания иностранного языка.
Методический кейс
1 Фонетические игры
1.Фонетическая игра «Mobile phone». Учащимся предлагается зашифровать свой номер телефона с помощью определенных слов на кнопках телефона (слова подбираются односложные в зависимости от того, какой звук тренируется. Например: 1- tip, 2-tell, 3-top, 4-tail, 5-too, 6-team, 7-time, 8-take, 9-tea, 0-tall).
2. Когда ученики еще не знают достаточное количество слов, можно составить рассказ на родном языке, но в котором будут встречаться слова на определенный звук на английском. Когда в рассказе встречается слово на звук – его показывают детям на карточке, и они называют его хором. Приведем пример рассказа на тренировку звука [w]: «В одном большом и темном (Wood), жил большой и серый (Wolf). Несмотря на то, что (Wolf) был большим, он был очень добрым. На завтрак он ел (Waffles), а на ужин (Walnuts) и пил много (Water). И каждый новый день для (Wolf) был (Wonderful), потому что все в (Wood) любили и уважали его».
3. Рассмотрим еще один вариант фонетической игры на случай, когда от учащихся требуется, чтобы они повторяли звуки за учителем. Этот вид игры развивает и внимательность учеников: предполагается, что ученики выполняют команды, данные учителем, только в том случае, если они услышат вежливую просьбу: «please».
Учитель: Please, say [n].
Ученики: [n].
Учитель: Say [p].
Ученики молчат, так как они не услышали вежливую просьбу «please».
4. В случае, когда у учеников имеется определенный запас лексики, но они еще не вполне умеют употреблять ее, целесообразно провести игру, с помощью которой происходит как закрепление этой лексики, так и отработка определенного звука: учитель заранее готовит шляпу и карточки с обозначением звука. Каждый ученик по очереди подходит к шляпе и вытаскивает карточку, на которой он видит определенный, ранее изученный звук. Задача ученика- правильно произнести этот звук и придумать слово, в котором бы этот звук присутствовал. Если он затрудняется это сделать или допускает ошибку в определении звука, класс может помочь. Так же класс может предложить и другие слова с этим звуком.
Например, звук [t].
Ученик, вытаскивая карточку, произносит [t] и предлагает слово «tiger».
Учитель: «You are absolutely right. Pupils, do you know other words with this sound? ». Ученики предлагают еще слова с этим звуком.
5. Также существуют игры, подразумевающие разнообразные движения, когда дети не просто говорят, но и прыгают, хлопают в ладоши, приседают и т. п.: учитель произносит звук, а затем называет слова. Если в слове присутствует заданный звук – дети хлопают в ладоши, если они его не слышат – нет.
Например, звук [p]:
popular– дети хлопают в ладоши
water – дети не хлопают в ладоши
piano – дети хлопают в ладоши
6.Следующая игра является еще и своеобразной ритмической зарядкой, которую можно ввести в начале урока, а в последствии использовать на каждом занятии. Для проведения ритмической зарядки на уроках английского языка можно использовать короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями. Таким образом, ученики запоминают слова не только с лексической стороны, но и с фонетической, так как в игровой форме они отрабатывают слухопроизносительный навык. Также представленный стих является своеобразным отдыхом для учеников.
Clap clap clap your hands
Turn around
Show smiling face
Say «Hello! » and «How are you? »
«I am fine, Thank you»
Jump together,
Sit and stand.
Look right, look left.
Hug yourself
And smile again.
We are ready
Let’s start then
7.Когда транскрипционные знаки уже известны ученикам, предлагается провести следующую игру. Игра «Make a couple» способствует повторению транскрипции и отработке произношения долгих и кратких гласных звуков. Заранее учителем готовятся слова, в которых встречаются гласные звуки, их можно выделить другим цветом. Так же, на второй группе карточек напечатана транскрипция этих гласных звуков. Ученики делятся на две команды. Одна команда будет с карточками слов, а вторая с карточками звуков. По команде учителя ученики пытаются найти себе пару, которая соответствует звуку в слове на карточке одной команды с транскрипцией этого гласного звука на карточке другой команды. Игра проходит до тех пор, когда все пары будут правильно созданы.
Например, карточки со словами:
Boot Fish Tree Bat Car Fox Horse Bull Paper Bird Leg Fun
И карточки с транскрипцией гласных звуков:
[ɪ], [ɪ:], [æ], [ʌ], [a:], [u:], [u], [ɔ:], [ɔ], [e], [ə], [з:]
8. Игра «Guess what» Учитель называет цепочку слов, между которыми есть сходство в произношении. Задача учеников догадаться, какой звук общий у этих слов. Например: nice, island, write. Ученики должны догадаться, что это звук [aı].
9. «Tongue Twisters». Также после отработки определенного звука можно использовать скороговорку, а по окончании ее разбора и снятия лексических и фонетических трудностей, предполагается заучивание ее наизусть. Скороговорки являются эффективным средством усвоения фонетического материала. Это другой игровой прием при обучении фонетической стороне речи. Они являются лучшим средством достижения четкости речи при любом темпе, так как не может быть темпа более быстрого, чем скороговорка. Использование скороговорок на уроке иностранного языка поможет учителю в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных. Скороговорка на отработку звука [l]:
Lily likes lovely lilies and Layla likes lovely camomiles.
Скороговорка на отработку звука [r]:
Red roses grow in the garden.
Скороговорка на отработку звука [æ]:
Cat, bat and rat sit in a hat. Why do the cat, bat and rat sit in a hat?
2.Лексические игры
Примерами лексических игр могут стать следующие:
1.Расположить слова в алфавитном порядке, учитывая вторую и третью буквы.
arm hair neck ears hand nose eyes read
shoulder face knee toe foot mouth tooth
2. «Crosswords». Этот игровой метод работы подходит практически для любого уровня и возраста. Для начального уровня определения слов можно давать на родном языке, а слова вписывать на английском. Для более высокого уровня определения уже нужно давать на английском языке. Можно усложнить задачу и, наоборот, предложить учащимся уже разгаданные слова в кроссворде, в котором нужно давать определение слов по очереди и угадывать их.
3. «Snowball». Учитель называет темы, по которым учащиеся будут называть слова. Первый игрок называет слово, второй повторяет это слово и добавляет своё слово и т.д. Когда игроки не смогут повторить много слов, которые придумали, игра заканчивается.
4. «And you?» Дети сидят на своих местах. Играют поочередно. Игру начинает учитель. Он говорит: “I like to run, and you?” При этом он передает ученику, к которому обращается «волшебную палочку». Тот в свою очередь говорит свою фразу и передает палочку своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все учащиеся.
5. «What is the sixth?» Игроки садятся в круг. Водящий начинает игру, перечисляя слова из изученной лексики, например, 5 видов спорта, 5 профессий, 5 животных и так далее. Тот, кого попросили продолжить перечень, должен быстро добавить ещё одно название, назвать «шестое», не повторяя перечисленного прежде. Если отвечающий сразу называет 6-ое слово, то становится ведущим, если ученик промедлит, то водящий остается прежний.
Пример: cat, dog, monkey, rabbit, cow...(pig)
6. «A chain of words» Учитель называет по-русски первый день недели и бросает мяч ученику. Ученик, поймавший мяч, говорит: Monday, второй - Tuesday и т. д. Другой вариант этой игры. Учитель, бросая мяч, спрашивает: «What day is before (after) Monday?, «What day is between...and...? и т. д.
Можно провести такую же игру на закрепление слов, обозначающих цвета, фрукты и т.д. 7. «Find the stranger» Предложите учащимся группы слов (от трех до пяти слов в одной группе), которые бы были логически связаны между собой. Но одно слово должно быть лишним. Учащимся нужно найти лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит для данной категории. Таким образом, вы сможете закрепить слова по новой теме и повторить слова по уже пройденным темам. В процессе игры активируются и развиваются навыки говорения, логического мышления и построения аргументов. Например:
Zoo, dog, mouse, cock, cat;
Cheese, coffee, hungry, soup, sausage;
Grey, nose, hair, ear, foot.
8. «Last letter» Образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
9. «Duty letter» Учащимся раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Например, учитель говорит: “Сегодня у нас дежурная буква “О”, она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква “О” стоит на первом месте?”
October, office, orange, oral, и т.д
10. «Pairs of words» Играющим сообщается, что эту игру изобрел Льюис Кэрролл, автор книги “Алиса в стране чудес”. На листе бумаги или на доске пишется любое слово. Ниже на том же листе пишется другое слово с точно таким же числом букв. Играющие должны постепенно превратить верхнее слово в нижнее. Для этого сначала нужно придумать другое слово, которое пишется так же, как первое, за исключением одной-двух букв, и написать его под первым словом. Затем точно так же это слово превращается в другое. Каждый раз можно изменить только одну – две буквы. Нужно продолжать до тех пор, пока не получится такое слово, которое можно изменением одной буквы превратить в нижнее слово.
Например:
Score
spell
Scare
spoil
Scale
Spain
Whale
train
While
grain
Smile
grape
Smell
graze
11. «Ping pong» Поделите учащихся на пары. Объясните, что сейчас они вдвоем будут практиковать слова, которые могут по какому-то признаку быть объединены в пары. Признаки могут меняться каждый раз: «страна — национальность», «количественное числительное – порядковое числительное», «личное местоимение – притяжательное местоимение», «глагол — существительное». Один из пары «подает» и называет свое слово. Например, she. Его напарник «отбивает» и говорит «her». Через какое-то время участники меняются местами, и теперь тот, кто в первом сете «отбивал», теперь «подает».
3.Орфографические игры
1. «The most attentive» Учащимся предлагается найти орфографические ошибки в тексте. Выигрывает та команда, которая быстрее найдет все ошибки. После выполнения упражнения дети знакомятся со словами – омонимами.
Last weak, I cent my sun John to the shops to bye sum food. He got a peace of meet and too pairs. On the weigh home, the bag broke. The food fell onto the rode and got dirty. In the end, John through the food in the bin.
Answers:
Last week, I sent my son John to the shops to buy some food. He got a piece of meat and two pears. On the way home, the bag broke. The food fell onto the road and got dirty. In the end, John threw the food in the bin.
weak
–
week
(
слабый – неделя)
cent
–
sent
(
цент – отправил)
sun
–
son
(
солнце – сын)
bye
–
buy
(
пока – покупать)
sum
–
some
(сумма, суммировать – несколько, некоторое количество)
peace
–
piece
(мир, покой – кусочек)
meet
–
meat
(встречать, знакомиться – мясо)
too
–
two
(тоже, слишком – два)
pairs
–
pears
(пары – слово пара во множественном числе, 3 пары – груши)
weigh
–
way
(весить, взвешивать – путь, способ)
r
ode
—
road
(прошедшее время от глагола
ride
, ездить верхом – дорога)
through
–
threw
(предлог через – прошедшее время от глагола
throw
, бросить)
2.Следующая игра «Combinations» также предназначена для развития орфографических навыков. Класс делится на 2-3 команды. Преподаватель пишет на доске горизонтально длинное английское слово, состоящее из большого количества букв. Представители команд поочередно выходят к доске и вертикально пишут слова, начинающиеся с каждой из букв первоначального слова. Либо используется 2-й вариант игры (анаграмма) — составляют слово из букв первоначального слова. Например: учитель пишет слово «i-n-d-u-s-t-r-i-a-l-i-z-a-t-i-o-n» : 1 вариант: ученики пишут по вертикали — island, nest, duck, ugly, salt, town, road ….. и так далее. 2 вариант: ученики составляют слова из букв i-n-d-u-s-t-r-i-a-l-i-z-a-t-i-o-n – dust, trial, lion, run, tour … и так далее.
3. Игра «Riddles».
Оборудование: загадки на английском или на русском языке.
Содержание: учитель (ведущий) загадывает загадку, учащиеся должны написать ответы на доске. Загадки:
- over the head and under the hat (hair);
- it runs all day but never runs away (clock);
- if it eats it lives, if you give it a drink life goes away from it (fire);
- it moves without legs and flies without wings (cloud);
- every evening we can see all the planet… (on TV);
- it lives in winter and dies in spring (snow).
4. Игра «Add consonants».
Оборудование: доска, мел.
Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске гласные буквы. Добавив согласные, ученики получают другие слова.
Например, дается сочетание букв «аi». Возможные слова: tail, pail, pain, main.
Выигрывает ученик, который написал последнее слово в ряду. Затем он должен прочитать и перевести все слова. Если он выполняет задание правильно – команда получает 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.
5.Игра «Invisible words». Выбирается ведущий. Его задача - написать слово, но слово он “пишет” рукой в воздухе. Задача остальных - записать слова в тетрадях. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.
6. Игра «Blurred letters».
Содержание: учитель пишет на доске слова с пропущенными буквами. Ученик должен вставить пропущенные буквы.
7. «A letter ladder» Ведущий (учитель) пишет на доске короткое слово. Дети должны дописать под ним слово, которое длиннее данного на одну букву. При этом разрешено менять в каждом следующем слове любые буквы, кроме первой.
Например:
Me
Man
Moon
Month
Mother
Morning
Победителем становится тот, кто написал больше слов.
8. «Use a letter, make a word» Учитель называет букву и её порядковый номер в слове. Например, the letter I is the second in the word. Ученики по очереди пишут на доске слова, в которых эта буква стоит второй.
Kite site mine pine line
За каждое слово дается один балл.
4.Речевые игры
1.Перед вами пример речевой командной игры. В этой игре необходимо поделить класс на 2 команды. Одна команда должна с помощью опорных фраз рассказать о преимуществах занятий спортом. Вторая команда подготовит высказывания о недостатках занятий спортом. Выигрывают те, у кого больше аргументов. Можно также обсудить любую другую тему.
Are you for sport or against it?
Sport is good because Sport is bad because
* it makes … *it needs …
* it helps … * it’s not …
2.Также примером речевой игры является и составление рассказа. Предлагаю вам сейчас попробовать себя в роли писателей и составить небольшой рассказ по картинкам. Выигрывает самый интересный и наиболее грамотно составленный рассказ. Задания типа «Story in pictures» активизируют восприятие, память, мышление, воображение. Во время работы над картинкой учащийся должен выразить свое отношение к содержанию картинки, сделать соответствующие выводы.
3.Рассказ может быть также составлен по опорным фразам. Игра «Write a story on the words of reference» направлено также на развитие воображения и фантазии.
Учащиеся делятся на две-три группы. Каждая группа получает листок с опорными словами, по которым сочиняет историю в течение 15 минут и затем она пересказывается представителями групп. Последовательность опорных слов значения не имеет, важно, чтобы они все были использованы в рассказе. После ознакомления с рассказом каждой группы выбирается самая оригинальная история.
4.«A hat». В шляпе лежат карточки с вопросами, дети вытаскивают их и отвечают.
Ролевые игры
5. «If I were…» преподаватель предлагает играющим представить себя в роли известного киноактёра, писателя и т.д. и сообщить, как бы они выглядели, чем бы занимались и т.п.
6. Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках предложенной ситуации:
Imagine, your friend has a birthday party today. What will you do?
7. «And one word is disappearing…» — еще одна очень простая игра, которая, которая стимулирует память и тренирует элементарные навыки устной речи, а еще отлично помогает в отработке определенных интонационных моделей и звуков. Напишите на доске короткий диалог или текст. Прочтите его учащимся, а затем со словами «And one word is disappearing…» сотрите одно слово. Попросите кого-то из группы повторить текст вместе с пропущенным словом, вспомнив его. Сотрите еще одно слово. Попросите следующего студента вновь его повторить, при этом восполнив по памяти уже два слова. Продолжайте пока в тексте не останутся одни предлоги и артикли. Вам гарантированно много смеха и веселья.
8. «Say it gladly»
На начальном уровне нам приходится использовать много механических повторений (дриллинга) для отработки произношения. Добавить в это достаточно скучное занятие веселья можно так. Обучите своих учащихся словам, называющим основные эмоциональные состояния, например, sad, happy, interested, excited, bored, terrified. Приготовьте маленькие карточки с указаниями эмоциональных состояний, например, «you are bored», «you are happy». Раздайте всем по одной карточке и попросите пока не смотреть на то, что на них написано. Затем дайте предложения, которое хотите отработать. Например, «You’re welcome». Теперь ученики по очереди переворачивают свои карточки и произносят это предложение с определенными эмоциями, указанными в карточке. Задача остальных членов группы угадать, что это за эмоция. С одной стороны, гарантировано многократное повторение, с другой, это точно не будет скучно и однообразно.
5.Грамматические игры
1.Такие упражнения как Open the brackets and put the verbs into the correct form и Put the words in the correct order to make up sentences можно превратить в игру, устроив соревнования на время и грамотность, поделив класс на группы или команды. 2.Также такая хорошо известная игра как «Tic-tac-toe» («Крестики-нолики») заинтересует учащихся на уроке. Эта игра подходит для учеников любого возраста и уровня владения языком. С её помощью можно закреплять знание слов, структур, грамматики.
Для игры вам понадобится классная доска. На доске рисуем табличку 3 на 3 клетки и вписываем в неё слова (буквы, цифры, грамматические явления), которые хотим закрепить. В процессе игры ученики будут говорить слова (или составлять с ними предложения) и ставить в соответствующих клетках крестики и нолики. Хорошо, если доска в классе магнитная. На ней можно использовать магниты двух цветов (вместо крестиков и ноликов), а также прикреплять к доске словарные карточки. С магнитной доской вам не придётся каждый раз переписывать слова, если вы хотите сыграть несколько раз или использовать игру на нескольких уроках в разных классах.
Правила игры
Учитель заранее определяет задание: прочитать слово, составить с ним предложение или использовать грамматическую структуру. Группа делится на две команды. Один игрок из первой команды выходит к доске и называет слово (составляет с ним предложение). Если он выполняет задание правильно, то ставит в клетку с соответствующим словом крестик (или цветной магнит), если ошибается, то ничего не ставит, ход переходит ко второй команде. Игрок из второй команды называет другое слово (предложение) и ставит в соответствующую клетку нолик (магнит другого цвета). Затем к доске выходит второй игрок из первой команды, и т.д. Выигрывает команда, которая заполнила крестиками или ноликами три клетки подряд по вертикали, горизонтали или диагонали.
3. Еще одна интересная игра, которая нравится учащимся, называется «Ten things». Это условное название игры, суть которой заключается в том, что все участники рисуют 3 - 5 - 10 предметов, и, обменявшись своими рисунками, пишут или говорят, что их напарник будет делать (делает, уже сделал и т.д.) с этими предметами. Предложения могут быть смешными. Можно задавать вопросы к этим предметам, можно говорить или писать, что не будут делать с этими предметами. Можно усложнить условия игры: один участник рисует 3 - 5 предметов, другой пишет столько же действий. Потом оба рисунка соединяются вместе и составляются получившиеся предложения. Например, первым был TVset, а действие jump. Предложение: I jump over (on) TVset with my brother.
4. «Мake up sentences» Ход игры: учитель делит класс на 5-6 групп и раздает карточки с заранее подготовленными и разрезанными на несколько частей предложениями в Past Continuous или любом другом времени (по три предложения на группу). Выигрывает та группа, которая первой составит все предложения верно.
5. «Funny holidays». Ход игры: перед ребятами лежат четыре группы карточек. В первой группе – карточки с личными местоимениями, во второй – с существительными, обозначающими членов семьи, друзей, домашних животных, в третьей – с глаголами, обозначающими движение, в четвертой – с существительными, указывающими на некое место.
Дети вытягивают по одной карточке из каждой группы и получают основу предложения. Осталось составить его в Past Continuous (любом другом времени, которое изучается) по схеме: кто, с кем, что делал, где. Например: I + sister + run + circus = «I and my sister were running around the circus».
6. «Magic Box». Цель: закрепление употребления изученных временных форм.В яркой коробке у учителя лежат карточки. Дети вытягивают по одной карточке. Задание: необходимо составить рассказ (можно шутливый), используя глагол, написанный на карточке, во всех известных временных формах. Учитель вытягивает карточку первым и выполняет задание в качестве примера. По возможности все действия могут быть иллюстрированы мимикой, жестами. Например: Take a shower!
I take a shower every day. I am taking a shower now. But I didn’t take a shower yesterday because I went for a walk with my dog and came home late. Tomorrow I will take a shower because I will do exercises.
Первыми отвечают сильные ученики. После выполнения своего задания, они могут помочь более слабым ученикам или взять ещё карточку и выполнить задание письменно.
7. «Yes/No Game» Правила такие: по ходу игры участники задают другу другу вопросы, на которые нужно ответить yes или no (в лингвистических терминах это называется «общий вопрос»), но суть игры в том, что именно эти слова использовать нельзя. То есть на вопрос «Do you like ice-cream?» нельзя ответить «Yes». Придется выкручиваться другими способами. Кроме того, нельзя повторять свой предыдущий ответ.
Таким образом, благодаря играм у учителей есть шанс сделать педагогический процесс более интересным и увлекательным. При использовании игры педагог преследует не только образовательные цели, но также развивающие и воспитательные и позволяет ученикам обучаться играя.