Применение ИКТ-технологий на уроках математики | Елена Анатольевна Стеценко. Работа №339570
В данной статье я преследовала цель рассмотреть влияние использования ИКТ на уроках математики на повышение познавательной активности учащихся. Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обучения позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей. Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся. Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят; способствует более продуктивному проведению индивидуальных занятий, оптимальному управлению учебным процессом.
ИКТ-технологии на уроках математики.
Увеличение умственной нагрузки детей на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать их интерес к изучаемому предмету, активность на протяжении всего урока. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Интерес же к предмету вырабатывается, на мой взгляд, тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу.
Возможно, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика.
Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.
Главной же задачей использования компьютерных технологий, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой.
Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения.
Использование нестандартных заданий в уроках математики с применением ИКТ-технологий может значительно повысить интерес учеников и улучшить их понимание предмета. Вот несколько примеров:
1. Интерактивные задания
- Использование онлайн-платформ для создания интерактивных тестов и опросов. Это позволяет ученикам самостоятельно проверять свои знания.
2. Геймификация обучения
- Внедрение игровых элементов в уроки (например, математические квесты) с помощью специальных приложений и сайтов.
3. Визуализация данных
- Применение графиков и диаграмм для анализа данных, создание моделей с помощью программного обеспечения, такого как GeoGebra.
4. Совместные проекты
- Работа в группах над математическими проектами с использованием облачных сервисов (Google Диск, Microsoft Teams), что способствует развитию командной работы.
5. Мультимедийные презентации
- Создание и демонстрация презентаций с использованием программ (PowerPoint, Prezi), что позволяет представить сложные математические концепции доступным и наглядным образом.
6. Онлайн-уроки и вебинары
- Проведение вебинаров с углубленным изучением тем, использование платформ для видеоконференций (Сферум, Microsoft Teams) для обсуждения сложных заданий.
7. Исследовательские работы
- Поощрение самостоятельных исследований и проектов, где учащиеся могут использовать различные интернет-ресурсы для поиска информации и решения нестандартных задач.
8. Анализ и решение задач в реальном времени
- Использование программ для решения задач в реальном времени с возможностью отображения шагов решения, что помогает ученикам понимать процесс.
9. Математические модели
- Создание моделей, которые иллюстрируют определенные математические понятия (например, использование моделирования для изучения геометрических фигур или закономерностей в числах).
10. Математика в жизни
- Проекты, связанные с реальными жизненными ситуациями (например, расчет бюджета, планировка здания) и применение математики в различных сферах.
11. Экологические проекты
- Исследование и анализ экологических данных (например, загрязнение окружающей среды) с использованием математических методов и статистики.
12. Кросс-дисциплинарные проекты
- Связывание математики с другими предметами (наука, искусство, история) для решения комплексных задач (например, изучение математических аспектов архитектуры).
13. Работа в группах
- Создание групповых проектов, где ученики совместно исследуют и представляют свои идеи по определенной теме, развивая навыки командной работы.
14. Виртуальные экскурсии
- Организация виртуальных экскурсий в научные центры или на производственные предприятия, где применяется математика, с последующим анализом полученной информации.
Эти виды проектов помогают ученикам не только углублять свои знания в математике, но и развивать ключевые компетенции, такие как самостоятельное исследование, сотрудничество и критическое мышление.
Таким образом, интеграция ИКТ-технологий в учебный процесс и использование нестандартных заданий могут значительно обогатить опыт обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.
Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.
Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как учебный процесс невозможен без обмена информацией. Сегодня под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.
К.Г. Кречетников, И.В. Роберт, Н.В. Софронова, исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ, выделяют такие дидактические принципы обучения, как:
принцип адаптивности;
принцип интерактивности;
принцип индивидуальности.
Так, принцип адаптивности возможен для реализации на различных уровнях (базовом и профильном) со средствами наглядности, дифференциацией учебного материала по сложности, объему и содержанию.
Принцип интерактивности выражается в активном взаимодействии пользователя с компьютером в форме диалога педагогической направленности и предполагает сознательную активность обучаемого, подкрепляемую управляющей деятельностью компьютера и реализуемую на различных уровнях.
Принцип же индивидуальности предполагает создание условий для самостоятельной работы обучаемых за счет снабжения их индивидуальными заданиями и проверки результатов их выполнения, способствуя активизации учебной деятельности и повышая прочность усвоения учебного материала.
Так же информационные технологии характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые они содержат:
техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
программная среда (набор программных средств);
предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Исходя из выше сказанного, применение информационных технологий при изучении математики в первую очередь требует высокой подготовки учителя-профессионала, который не только знаком с этими программами и умеет с ними работать, но и должен обучить своих учеников владеть ими.
Информационные технологии на уроках математики привлекательны тем, что направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, делая при этом работу учителя более продуктивной.
Так, компьютерные технологии на уроке математики: экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляют материал.
Существуют различные типы уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д.
На мой взгляд, наиболее эффективно применять на уроках математики информационные технологии при мотивации введения нового понятия, демонстрации моделей. Использование “ИКТ-технологий” позволяет мне создавать свои продукты с разной степенью творческой свободы.
Так, уроки, созданные в среде “ИКТ-технологий”, представляют собой наборы тематически организованных слайдов, на которых наглядно излагается учебный материал, что сближает их с уроком-презентацией, где каждый слайд — это фрагмент урока, представляющий собой электронный документ, предназначенный для просмотра на экране монитора или проецирования на экран с помощью мультимедиа-проектора.
Привлекателен урок-презентация тем, что обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.
Использование “ИКТ-технологий”, заключается в том, что это система включает в себя автоматизированное рабочее место учителя, ученика, администратора, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса, так как у преподавателя есть возможность не только создавать уроки, но и осуществлять мониторинг успеваемости каждого учащегося; у ученика – использовать данные уроки в виде электронных учебников для индивидуального прохождения программы или для ликвидации пробелов в знаниях, позволяет мне, как преподавателю, дополнить собственные презентации интересными динамическими информационными объектами.
Широкий же спектр наглядных мультимедийных объектов, на мой взгляд, особо интересен на уроках геометрии и стереометрии, позволяя представить пространственные фигуры в трехмерном измерении, рассмотреть их сечения и т.д.
Конструируя уроки с применением ИКТ-технологий, реализую условия дифференцированного обучения различными способами: свободный выбор, как темпа изучения материала, так и глубины и разнообразия его.
Таким образом, важной задачей для педагогов является реализация дифференциации в школе. Так, сначала излагается материал всем. Затем ученикам с высокими учебными возможностями предлагается поработать на ПК, отрабатывая навыки решения задач на тренажёре, а с остальными разбирается материал вторично, уточняются отдельные моменты, еще раз аргументируются основные положения.
На этом этапе ученики со средними и низкими учебными возможностями, отвечая на вопросы, обобщают и систематизируют знания. Учащиеся с высокими учебными возможностями, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания.
Помимо этого на каждом уроке имеется возможность провести тестирование по полученным знаниям, так как структура математического материала представляет собой взаимосвязанную цепь понятий и овладение ими требует множества контрольных мероприятий.
Оперативный контроль осуществляется с помощью методов взаимоконтроля, самоконтроля, тестирования.
В рамках традиционной организации урока учителю трудно выявить пробелы и недостатки в знаниях, объективно оценить полученные знания каждого из учеников. При использовании же компьютерного тестирования существенно уменьшается время на проверку и анализ выполненной работы, при этом повышается объективность оценивания учащихся за счет того, что результаты теста обрабатывается программой. И ученик, и учитель видят, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению ошибок. После выполнения заданий тестов автоматически выставляется отметка, которая заносится в электронный журнал, что позволяет предметнику существенно экономить время.
Об уровне усвоения знаний и способов деятельности можно судить по качеству выполнения учащимися тестовых заданий вариативного и эвристических типов. Успешное выполнение тестовых заданий указанных типов позволяет судить об оперативности и осознанности знаний не только в сходных ситуациях, но и в изменённых. Поэтому на уроках выявления уровня усвоения знаний и умений по теме можно включать задания, которые требуют применения знаний в изменённых условиях, позволяя осуществлять подготовку учащихся к ЕГЭ.
Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвящённые материалу, выходящему за рамки школьных учебников. Использование же компьютерного класса и интерактивной доски повышает эффективность уроков во много раз, так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.
Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.
Помимо этого создать на уроке ситуацию успеха, при которой любой ученик (вне зависимости от своих учебных способностей) смог бы проявить себя, свои силы и возможности, показав одноклассникам, что и он владеет определёнными навыками и творческим потенциалом, можно через участие в проектной деятельности.
Чем привлекателен этот метод? Во-первых, тем, что представляет собой развитие идей проблемного обучения и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую, выполняемую учащимися в течение определённого времени) и направлен на умение управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать цели, выбирать партнёров, планировать свои действия, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их. Во-вторых, тем, что способствует воспитанию культуры сотрудничества (субъект-субъектные отношения), а также культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений). Именно этим и привлекает меня метод проектов.
Применение ИКТ-технологий сегодня, на мой взгляд, является перспективным, так как позволяет:
комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;
частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций;
формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями;
развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности;
осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.
Применяя же ИКТ-технологии, учитель не только даёт знания, но еще и показывает их границы, обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое.
ЛИТЕРАТУРА
http://km-school.ru ООО “Кирилл и Мефодий” КМ-Школа - образовательная среда для комплексной информатизации школы
Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность
учащихся.-
Волгоград: Учитель, 2007.- 123с.
Дворецкая
А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.
Селевко
Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.
М.:НИИ
школьных технологий, 2005г.