Применение ИКТ в индивидуальной коррекционной работе по развитию познавательной сферы у дошкольников с ОВЗ | Мой кабинет. Работа №342428
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.
повышает познавательную активность ребенка.
Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.
Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.
Применение ИКТ в индивидуальной коррекционной работе по развитию познавательной сферы у дошкольников с ОВЗ
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.
Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.
Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.
Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:
Формирование психологической готовности к обучению в школе.
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Формирование способности принимать решения.
Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.
Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.
Развитие волевых качеств
Развитие произвольной моторики пальцев рук
Области применения ИКТ для развития дошкольников:
Использование глобальной сети Интернет.
Использование компьютера для ведения документации.
Использование развивающих компьютерных программ.
Использование компьютерных презентаций на занятиях.
Использование интерактивной доски в НОД.
Использование компьютера для диагностики детей.
Задачи применения информационно – коммуникационных технологий в коррекционном обучении:
* развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;
* формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа, гибкость мыслительных процессов);
* развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
* развитие речи и словарного запаса детей;
* развитие быстроты реакции;
* формирование положительной мотивации.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, телевизора, интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. Для сохранения здоровья детей и эффективной работы необходимо на коррекционных занятиях с применением ИКТ использовать здоровьесберегающие технологии.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:
представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
создать положительную мотивацию за счет использования сре
дств пр
ивлечения внимания;
активизировать познавательную деятельность воспитанников;
оптимально использовать время на занятии;
видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к воспитательным мероприятиям считаем, создание мультимедийных презентаций.
Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:
повышению эффективности усвоения материала детьми;
повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей:
зрительная, слуховая, моторная);
активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики
рук;
формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления
обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа
ребенком собственной деятельности;
подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Преимущества использования ИКТ на индивидуальных занятиях
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
• тренируется эффективность внимания, память и мышление;
• дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; – активно пополняется словарный запас;
• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
• воспитывается целеустремленность;
• развиваются воображение и творческие способности
Примерные игры, упражнения с детьми на индивидуальных занятиях с применением информационно – коммуникационных технологий:
* Развитие памяти
В играх дети задействуют зрительную и слуховую память: запоминают положение предмета, инструкцию воспитателя, парные картинки, порядок картинок и выполняют другие задания.
«Звонок другу»
Лягушонок звонит друзьям, и приглашает их на концерт или просит выбрать подарок. Задача ребенка — правильно запомнить и набрать номера их телефонов. В конце игры можно пересказать, с кем говорил лягушонок и о чем шла речь. Например, лягушонок хочет выбрать подарок для бабочки и просит совета у зайца. Воспитатель говорит номер: 5, 3. Ребенок повторяет эти цифры и затем набирает их на телефоне. Заяц не знает, что подарить бабочке, но подскажет лягушонку, кому можно позвонить. Следующий номер будет из трех цифр и так далее по нарастающей.
* Развитие внимания и тренировка навыка счета
Дети задействуют зрительное и слуховое внимание: ищут предмет, соотносят картинки между собой, подбирают оттенки цветов, расставляют предметы по заданной схеме и выполняют другие задания.
«Жадные пылесосы»
На экране появляются группы разных предметов и воспитатель говорит, какие предметы надо сосчитать. Например, надо посчитать все одушевленные предметы или все зеленые. Ребенок считает предметы и выбирает нужную цифру на пылесосе. В настройках можно выбрать время на ответ. Чем оно больше, тем проще ребенку. Игра поможет развить внимание у детей и закрепить с ними навык счета.
* Развитие логического мышления
В играх дети ищут логические ошибки в картинках, комбинируют геометрические фигуры, выбирают предмет по описанию и выполняют другие задачи.
«Кто лишний?»
Ребенок должен выбрать одну из четырех картинок, которая не подходит под остальные. Например, птицу среди трех животных. Или автомобиль среди трех видов водного транспорта. Игра поможет развить логическое мышление у детей
* Развитие пространственного мышления
Игра поможет развить пространственное мышление у детей
«Пират и клад»
Пират зарыл клад и нарисовал карту. Теперь он идет их откапывать вместе с ребенком. Пират говорит, сколько сделать шагов и в какую сторону, а ребенок показывает клетку на карте, куда надо встать пирату. Игра поможет ребенку лучше ориентироваться на пространстве листа в клетку.
* Составление рассказа по картинке
Дети составляют рассказ с заданными словами, по схеме или картинке.
«Что сначала»
Перед ребенком три картинки, которые образуют историю. Ребенок выстраивает их в хронологической последовательности и составляет рассказ по ним. Например, на одной картинке человек сажает семечко, на второй из земли растет росток, на третьей стоит дерево. Ребенок раскладывает их в правильной последовательности и проговаривает историю целиком.
Используя информационные компьютерные технологии при проведении занятия становится увлекательными, интересными, у детей с ОВЗ повышается мотивация к занятиям, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в работе, способствует развитию и коррекции познавательных процессов дошкольников, усвоению программного материала.