Применение инфографики на уроках биологии для визуализации сложных биологических процессов | Сынорова Анастасия Анатольевна. Работа №350588
Аннотация. В статье рассматривается использование инфографики как средства повышения эффективности обучения на уроках биологии. Показано, как инфографика помогает визуализировать сложные биологические процессы, облегчая восприятие информации учащимися и повышая их мотивацию. Автор также представляет примеры использования инфографики в обучении биологическим темам и предлагает рекомендации для учителей по внедрению инфографических материалов в образовательный процесс.
Ключевые слова: инфографика, визуализация, биология, биологические процессы, обучение, мотивация учащихся, педагогика, методика преподавания, наглядные пособия.
Применение инфографики на уроках биологии для визуализации сложных биологических процессов
Сынорова Анастасия Анатольевна, учитель биологии
МБОУ Образовательный центр «Содружество» г. Воронеж
Аннотация. В статье рассматривается использование инфографики как средства повышения эффективности обучения на уроках биологии. Показано, как инфографика помогает визуализировать сложные биологические процессы, облегчая восприятие информации учащимися и повышая их мотивацию. Автор также представляет примеры использования инфографики в обучении биологическим темам и предлагает рекомендации для учителей по внедрению инфографических материалов в образовательный процесс.
Ключевые слова: инфографика, визуализация, биология, биологические процессы, обучение, мотивация учащихся, педагогика, методика преподавания, наглядные пособия.
Современное образование сталкивается с множеством вызовов, среди которых важное место занимает привлечение и удержание интереса учеников к изучению предметов. В области биологии необходимость наглядного объяснения особенно важна, так как многие биологические процессы имеют высокую степень абстрактности и сложную структуру. В этой связи использование инфографики становится мощным инструментом, который помогает визуализировать и упрощать сложные понятия. Инфографика делает материал более доступным для восприятия и способствует лучшему усвоению знаний.
Инфографика на уроках биологии особенно полезна для объяснения таких процессов, как фотосинтез, цикл Кребса, генетические механизмы, клеточное деление и др. Каждый из этих процессов включает множество этапов и взаимодействий, которые сложно представить только словами или традиционными иллюстрациями. Инфографические материалы позволяют систематизировать информацию, структурировать её и подать в привлекательной форме, что помогает учащимся связать отдельные части информации в единую картину. Например, при изучении фотосинтеза учащиеся могут увидеть не только общую схему, но и динамику процессов, узнать, как связаны между собой этапы световой и темновой фаз, увидеть, как образуются и преобразуются вещества.
Применение инфографики также помогает развивать у учащихся аналитические способности. Сравнение и анализ различных инфографик учат детей не просто запоминать информацию, но и критически её оценивать, задавать вопросы, искать связи. Например, инфографика, демонстрирующая строение клетки, может включать элементы сравнения различных типов клеток — животной, растительной и бактериальной, выделяя различия и сходства. Это не только повышает интерес учащихся, но и помогает лучше понять взаимосвязи внутри биологических систем. Анализ инфографики может стать основой для заданий, в которых учащиеся сами ищут и предлагают обоснованные ответы на вопросы, касающиеся изучаемого материала.
Важной особенностью инфографики является её способность адаптироваться под разные учебные темы и уровни. Учитель может создавать инфографику самостоятельно, подстраивая её под свои образовательные цели и уровень подготовки учеников, а может использовать готовые материалы. Для сложных тем, таких как обмен веществ, инфографика помогает выделить основные этапы и представить их в виде схемы или диаграммы, что делает материал понятным и доступным для учеников с различными способностями. Например, при объяснении гликолиза инфографика может показать, как глюкоза преобразуется в пируват, выделяя ключевые вещества и энергии, что облегчает понимание даже на начальном уровне.
Кроме того, инфографика может служить источником мотивации к самостоятельному изучению. Современные дети активно пользуются интернет-ресурсами и привыкли воспринимать информацию визуально. Инфографические материалы легко интегрировать в цифровой формат — их можно использовать как на интерактивной доске, так и на экранах планшетов или смартфонов. Учащиеся могут делать заметки прямо на изображениях или просматривать интерактивные инфографики в онлайн-режиме, что делает уроки биологии более увлекательными и современными.
Примером успешного использования инфографики может стать создание интерактивного проекта по теме «Цикл углерода». Вместо традиционного объяснения сложных экологических взаимосвязей, учитель предлагает ученикам изучить интерактивную инфографику, где каждый элемент — растения, животные, океаны, атмосфера — активен и связан с другими частями системы. Такая подача материала позволяет не только увидеть, как углерод проходит через различные звенья экосистемы, но и самостоятельно обнаружить, как антропогенные факторы, такие как вырубка лесов или сжигание топлива, нарушают баланс. Это способствует осознанию экологической проблемы и укрепляет межпредметные связи, объединяя биологию с экологией, химией и даже экономикой.
Для того чтобы эффективно использовать инфографику в учебном процессе, учителю важно учитывать несколько моментов. Во-первых, необходимо подбирать или создавать инфографику, соответствующую возрасту и уровню подготовки учеников. Слишком сложные визуальные схемы могут перегрузить восприятие, поэтому желательно начинать с простых элементов, например, с инфографики, демонстрирующей основные органеллы клетки. Во-вторых, инфографика должна дополняться пояснениями. Несмотря на свою наглядность, она требует интерпретации, и задача учителя — направить внимание учащихся на ключевые моменты и помочь интерпретировать информацию.
При создании инфографики учитель может использовать различные онлайн-сервисы. Они позволяют быстро создавать наглядные материалы с использованием шаблонов и элементов дизайна. С их помощью можно легко подготавливать визуальные материалы для каждого урока, не затрачивая много времени. На начальном этапе обучения можно предложить ученикам самим создать простые инфографики по изучаемой теме, например, схему пищевой цепи или карту круговорота азота. Это не только развивает их навыки работы с информацией, но и повышает вовлеченность, поскольку они чувствуют себя активными участниками учебного процесса.
Таким образом, использование инфографики на уроках биологии позволяет не только повысить интерес учащихся, но и упростить изучение сложных процессов, сделать обучение более структурированным и наглядным. Инфографика способствует развитию аналитического мышления, помогает раскрывать межпредметные связи и формировать осознанное отношение к получаемым знаниям. Благодаря доступным инструментам для её создания, учителя могут гибко адаптировать учебный материал под нужды учеников, делая уроки более живыми и динамичными. В конечном итоге, инфографика становится важным и современным инструментом в преподавании биологии, который помогает учащимся лучше понимать биологические процессы и формировать интерес к естественным наукам.
Список литературы
Антонова
Е
.
В.
,
Валиулина
С
.
В.
И
спользование визуальных средств в процессе изучения дисциплин
естественно-научного
блока (уровни А1-А2) // МНКО. 2024. №3 (106).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-vizualnyh-sredstv-v-protsesse-izucheniya-distsiplin-estestvenno-nauchnogo-bloka-urovni-a1-a2
Григорьева Н. В.
Инфографика
как способ визуализации учебной информации // Научный компонент. 2019. №3 (3).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-sposob-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii-1
Зареченский
О. Н.
, Ющенко
Ю. А.
,
Хотулёва
О. В.
И
з опыта использования мультимедийных средств визуализации на уроках биологии // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-3.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-ispolzovaniya-multimediynyh-sredstv-vizualizatsii-na-urokah-biologii
Костицына
Т.
А. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках биологии средствами мультимедиа технологий // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2021. №1.
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
aktivizatsiya
-
poznavatelnoy
-
deyatelnosti
-
shkolnikov
-
na
-
urokah
-
biologii
-
sredstvami
-
multimedia
-
tehnologiy