Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках «Технология» | Касьянов Сергей Васильевич. Работа №254903
Автор: Касьянов Сергей Васильевич
Использование информационных технологий позволяют совершенствовать учебный процесс, реализовать новые подходы к обучению, организовать самостоятельную, творческую деятельность, предоставить новые способы поиска и обработки информации, увеличить долю экспериментальной деятельности обучающихся, мотивировать обучающихся к изучению материала, сохранить интерес к предмету «Технология», расширять кругозор и повышать познавательную активность, вырабатывать потребность к непрерывному самообразованию, повысить качество и эффективность усвоения знаний обучающихся.
Касьянов Сергей Васильевич,
МБОУ СОШ №3, Новосибирская область, г. Барабинск
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках «Технология»
«Технология» – учебный предмет, где теория тесно переплетается с практикой. Он является интегративным, поскольку здесь активно используются знания, полученные при освоении других предметов – математики, физики, химии, биологии, изобразительного искусства и др. При этом развитие технологической культуры и мышления неразрывно связано с развитием творческих способностей.
На уроках технологии происходит подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни, профессиональной деятельности в современных экономических условиях. Этому способствует содержание предмета, использование новых методов и технологий. Умение трудиться, применять полученные знания на практике, творчески подходить к своей работе – главнейшие задачи, которые решаются на уроках технологии. Ещё одним важным качеством является способность делать что-то своими руками, что необходимо для ведения хозяйства, решения каких-то бытовых вопросов.
В настоящее время использование информационных технологий в образовании является одним из приоритетных направлений совершенствования образования.
Конечной целью информатизации системы образования является новая модель подготовки обучающихся, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его, умение ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые функции в зависимости от требований предъявляемых современным обществом, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением.
В связи с информатизацией образования в школе оборудуются специальные кабинеты для проведения занятий по учебным дисциплинам с использованием информационных технологий, компьютерного тестирования, индивидуальных работ обучающихся.
Применение компьютера и информационных технологий на занятиях может решить такие проблемы как:
образовательную
– рациональное, грамотное, эффективное использование компьютера и прикладных программ в учебной и профессиональной деятельности;
педагогическую
– быстро и качественно овладеть изучаемым материалом; визуализировать его; обеспечить индивидуальные траектории обучения обучающихся;
организационную
– проведение компьютерного тестирования.
Рассмотрим характеристики информационно-коммуникационных технологий, применяемые мною на учебных занятиях.
Компьютерные презентации занятий являются наиболее распространенным способом использования мною информационных технологий при проведении занятий. Под презентацией понимают набор слайдов, содержащих мультимедийные объекты для представления и передачи информации. Использую мультимедийные презентации в учебном процессе. Это можно объяснить легкостью освоения программы MS PowerPoint, необходимой для их разработки, и большим количеством возможностей этой программы таких как, размещение текста, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, фотографий, видео, которые можно сопроводить звуком и анимационными эффектами. Использование мультимедийных презентаций позволяет мне сделать урок более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание обучающихся на важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала.
Учебные видеоматериалы – демонстрация учебных фильмов позволяет заменить преподавателя как источника новой информации. Специальные кино-приемы позволяют сконцентрировать внимание на важных моментах объяснения нового материала. Мой опыт применения на своих занятиях видеофильмов, показывает, что обучающиеся более эффективно воспринимают просмотренный материал, активно участвуют в его обсуждении, развивают наглядно-образный тип памяти, профессиональную наблюдательность, учатся правильно и красиво говорить, отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Электронные словари, справочники, энциклопедии, пособия и учебники являются довольно таки распространенными обучающими средствами в настоящее время. Происходит это в связи с тем, что электронные издания обладают рядом преимуществ: наличием мультимедийных объектов, гиперссылок и др. На данный момент существует большое количество электронных изданий словарей, энциклопедий, справочников, к которым учащиеся чаще всего обращаются при самостоятельной работе. Что касается электронных учебников и учебных пособий, то их я использую как на занятиях, так и при самостоятельной работе.
Тестовые и контролирующие программы позволяют мне быстро установить обратную связь с обучающимися, внести коррективы в их знания, снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения при контроле знаний обучающихся; объективно выставлять оценки. Вследствие объективности выставления оценок, обучающиеся адекватно оценивают свои возможности и тем самым критически относятся к своим успехам.
В современном процессе обучения педагоги находят широкое применение не только программным продуктам, но и средствам коммуникации (электронной почте, локальным и глобальным сетям).
Использование информационных технологий позволяют мне совершенствовать учебный процесс, реализовать новые подходы к обучению, организовать самостоятельную, творческую деятельность, предоставить новые способы поиска и обработки информации, увеличить долю экспериментальной деятельности обучающихся, мотивировать обучающихся к изучению материала, сохранить интерес к предмету «Технология», расширять кругозор и повышать познавательную активность, вырабатывать потребность к непрерывному самообразованию, повысить качество и эффективность усвоения знаний обучающихся.
Список литературы:
1.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
2.Сергеева, М.Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании / М.Г. Сергеева // Специалист, 2009, №1 – с.26-31
3.Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Учитель, 2004, № 3. – с. 78.
4.Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании, 2005, № 3. – с. 79.