Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы ☼
Автор: Сулейманова Розалья Салиховна
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы.
Сведения об учителе:
Сулейманова Розалья Салиховна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кунгерская СОШ» Атнинского района Республики Татарстан.
Применение новых технологий, к которым относятся информационные технологии, в преподавании русского языка и литературы - необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, при подготовке к ЕГЭ, ГИА, в исследовательской работе. Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении; контроле знаний, умений и навыков и т.д.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
-обогащение словарного запаса;
-овладение нормами литературного языка;
-знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию осно-вополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использу-ется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирова-ние умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объ-ективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучаю-щийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в со-временной системе обработке информации.
Сегодня к личности выпускника школы предъявляются высокие требования: он должен быть внутренне дисциплинирован, организован, творчески активен, инициативен. Исходя из этого, я также использую проблемно-развивающую технологию. Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики занимались напряжённой умственной деятельностью, обосновывали своё мнение, использовали в своей речи такие предложения, как: « Я думаю, что…», «Я считаю, что…», « Мне кажется, что…» Стараюсь давать детям больше заданий творческого, проблемного характера, стимулировать их самостоятельную поисковую работу, обязательно провожу уроки с применением ИКТ. На уроках литературы ученикам 8 класса были предложены следующие проблемные вопросы:
1.Какие пороки критикует Н.В.Гоголь в своей комедии «Ревизор»?
2.Как раскрывается тема «маленького человека» в рассказе А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и т.д.
Чтобы эффективно использовать время учащихся и своё на уроке, использую разнообразные методы и формы обучения с учётом индивидуально-возрастных особенностей обучающихся. Практикую разные формы уроков: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-заочные экскурсии по литературным местам, уроки-путешествия, уроки-дискуссии, уроки-развития речи, и т.д., чтобы повысить мотивацию обучающихся к изучению русского языка и литературы и активизировать познавательную деятельность школьников. В своей деятельности применяю метод исследовательских заданий, разноуровневое тестирование, ролевые игры, метод проектов, а также традиционные методики обучения. Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.
На этапе контроля отдаю приоритет тестированию как более объективному средству выявления качества знаний обучающихся . Тестовый контроль позволяет понять , насколько знания и умения, полученные учащимися по данному предмету, соответствуют требованиям программы. Тесты служат и средством самоконтроля – они помогают определить, что ученик запомнил и понял, какие у него проблемы в изученных темах не только учителю, но и самому ребёнку. Формы контроля, конечно, не ограничиваются только тестированием. Это и различные формы опроса, и разнообразные диктанты, зачеты, контрольные и самостоятельные работы, срез знаний, ответы на вопросы, изложения, сочинения
На всех этапах урока считаю оправданным использование разнообразных занимательных форм обучения: игр, упражнений, состязаний, конкурсов, викторин, загадок, шуток. Такого рода занимательные задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Я дозировано использую их на уроке и в системе внеклассной работы. Нестандартная, игровая форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии.
На уроках русского языка и литературы стараюсь чаще использовать такие современные технологии, как показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, аудиозаписи с текстами изложений, аудиостихи, экранизация литературных произведений просмотр видеороликов, работа с Интернет. Использую ресурсы Интернет для поиска информации, ориентированной на запросы учащихся. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Также по электронной почте отправляю обучающимся разные варианты ЕГЭ в качестве домашнего задания.
Самой распространенной формой считаю работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Она наиболее универсальна, проста в работе. Цели, преследуемые мной, применяющей презентации, разные. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, тестовые задания, вопросы, большие по объему тексты вывожу на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.
Каждый ученик воспринимается мною как личность, у которого я тоже могу многому научиться. В каждом ребёнке стараюсь увидеть всё доброе, светлое, чистое и благородное и своей задачей ставлю раскрытие и дальнейшее наиболее полное развитие этих качеств. Считаю необходимым создание на каждом уроке ситуации успеха для всех учеников в классе.
Используя информационные технологии, стараюсь создавать условия для вовлечения учащихся в дополнительные формы познания по предмету: конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, брейн-ринги и т.д. Мои ученики активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, викторинах. Каждый год обучающиеся принимают активное участие в интернет-туре Межрегиональных предметных олимпиад Казанского (Приволжского) федерального университета регионального уровня, в межрегиональном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок» и добиваются неплохих результатов.
В своей работе я также использую технологию концентрированного обучения, при котором материал изучается крупными блоками. Эту технологию я применяю в старших классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, схемы, алгоритмы, особую роль играет цвет. Так на занятиях по морфологии группа имен располагается на одном фоне, остальные самостоятельные части речи – на другом. К тому же постоянные признаки всех частей речи находятся в круге, непостоянные – за кругом на белом фоне. Это способствует усвоению материала на первых же уроках. Слова-исключения на всех опорах пишутся красным цветом и особым шрифтом, что также способствует быстрому запоминанию. Используются опоры и по отдельным темам орфографии. На занятиях по русскому языку используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
В младших классах практикую игровую технологию, которая интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры. В своей практике я стараюсь использовать словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д. В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими сказками (или лингвистическими миниатюрами). С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются , трудный учебный материал дается в занимательной форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами.
Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.