"Применение информационных технологий на уроках математики" | Колесникова Татьяна Васильевна. Работа №319663
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС). Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!В настоящее время у учащихся падает интерес к математике по разным причинам, одна из которых - трудность предмета. Живя в современном обществе, мы обязаны пересмотреть свое отношение к проведению уроков и использовать различные технологии, и в первую очередь это касается информационных технологий. Наши ученики соответствуют современному обществу, поэтому учитель также должен соответствовать данному времени и не отставать от тех, кого он учит. Нам, учителям, чтобы не отставать от своих учеников, приходиться постоянно совершенствоваться, учиться чему-то новому. Это развивает и самого учителя, так как самообразование является путеводителем педагога.Воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека.
"Применение информационных технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС".
Одно из приоритетных направлений процесса информатизации, безусловно является информатизация образования.
Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью.
Стремительное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института – системы образования.
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Формирование новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создании новых программно-методических комплексов, направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий, преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в учебный процесс.
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Это побудило меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
Преподавание математики требует выполнения практических, самостоятельных работ, тестовых заданий, виртуальных экскурсий, проведение уроков в форме игры. На проведение некоторых работ не хватает времени и оборудования. Это вызвало необходимость применения компьютера на уроке. Для повышения мотивации и интереса к изучению математике надо было искать другие средства для современного школьника. Это привело к использованию мультимедийных дисков, презентаций, видеосюжетов. Учащиеся все чаще используют ресурсы Интернета, что расширяет кругозор. При анализе данной ситуации я столкнулась с проблемой поиска технологии, которая повысит уровень качества образования. Эту проблему можно решить, используя в своей работе компьютерные технологии. Пять лет я работаю по творческой теме:
"Применение информационных технологий на уроках математики".
Целью моей работы является:
повышение качества знаний учащихся при обучении математики
повышение
познавательной активности обучающихся на
уроках математики и во внеурочной деятельности,
повышение интереса к учению, как одного из средств мотивации
формировании ключевых компетентностей по предмету.
Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:
Содействовать развитию познавательного интереса;
Создавать мультимедийные проекты по предметам;
Развивать навыки работы с информацией: добывать информацию, анализировать, осуществлять отбор.
Использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ
Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;
Воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
Использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;
Сформировать информационную компетентность учащихся;
Научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках математики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Реализация в России федеральных целевых программ, направленных на решение задач компьютеризации и информатизации образовательных учреждений, значительно активизировала интерес к применению новых информационно-образовательных технологий со стороны всех участников образовательной среды - учащихся и их родителей, педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Теперь каждый учитель, опирающийся на базовые компоненты учебной программы, в процессе подготовки и проведения уроков получит возможность реализовать навыки использования готовых мультимедийных модулей, а также создания своих собственных, что обеспечит внедрение в школе целого комплекса инновационных подходов и приёмов. Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, сможет органично использовать все преимущества информационных и коммуникативных технологий в обучении "своей" дисциплине и быть способным воспитать у учащихся потребность применять плоды этих технологий, как в учебной деятельности, так и в непрерывном процессе самообразовании.
Сегодня трудно переоценить всю степень важности формирования информационной культуры и учителей и школьников. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми и новыми знаниями и умениями, обеспечивающими оптимальное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей. В настоящее время уже сложилась новая "информационная" среда обитания людей, и в этой среде нам, и учителям, и школьникам, необходимо найти свое место.
Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя активные формы обучения, проводя нетрадиционные уроки: уроки – игры, уроки – экскурсии, уроки творчества. При работе с информационными технологиями я эффективно использую различные методы обучения: объяснительно-иллюстративные при подаче нового материала, репродуктивные, методы проблемного обучения, метод проектов, методы контроля и самоконтроля, методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Проект разрабатывается в течении серии занятий (длительность определяется наличием мотивации учащихся и сложностью проектной задачи) и предполагает выполнение самостоятельной творческой работы, при которой добываются или актуализируются знания, отрабатываются и демонстрируются практические навыки. В ходе работы над проектом изучается теоретический материал, выполняются отдельные практические задания, входящие в проект. Проект заканчивается презентацией творческой работы. Использование информационных технологий в процессе образования направлено на цель: повышение познавательной активности. И эта цель достижима, так как при внедрении ИКТ я учитываю особенности каждого ученика, создаю благоприятный психологический фон на уроке. На уроках - контролях, использую методы, сохраняющие интерес к предмету, использую разнообразные методы деятельности, усиливающие мотивацию к учебной деятельности.
В настоящее время главной задачей учителей-предметников, в том числе учителей, математики становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения.
При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание таких программ с другими (традиционными)средствами обучения.
Мой практический опыт применения компьютерных технологий на уроках математики, а также во внеурочной деятельности, позволяет говорить о повышении познавательной активности учащихся, учебной мотивации и, в целом, формировании информационной компетентности учащихся.
Своеобразие моего опыта заключается в использовании информационно-образовательной среды, создании собственных цифровых образовательных ресурсов, отвечающих требованиям модернизации российского образования, таким как повышение доступности, качества и эффективности современного урока.
Для реализации применяемых принципов и приемов обучения математики, отвечая требованиям стандартам третьего поколения необходимо использовать средства информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, что позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке.
Новые федеральные стандарты, ГИА, ЕГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Поэтому компьютер на уроках математики должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций учащегося, его творческих и познавательных интересов.
Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.
Информационные технологии на уроках, математики, которые я использую:
Применение мультимедийных презентаций во время урока
Применение презентаций на уроке позволяет:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
эффективнее использовать время на уроке.
создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Оптимальный вариант презентаций– интерактивная доска. Но можно с успехом применять в классе, где установлен мультимедийный проектор. Причем работать можно в разных режимах, менять алгоритмы работы, разнообразность и новизна всегда привлекает внимание.
Использование интерактивных обучающих презентаций для домашней самоподготовки – дополнительная мотивация к изучению математики.
Широкий спектр наглядных мультимедийных объектов интересен на уроках геометрии и стереометрии, позволяя представить пространственные фигуры в трехмерном измерении, рассмотреть их сечения и т.д.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видео-уроки. На уроках алгебры неоценимую помощь оказывают слайды с демонстрацией преобразования графиков функций в системе координат. Это облегчает работу учителя, не нужно тратить много времени на построение графиков на доске, применение анимации даёт возможность наглядно и красочно увидеть процесс преобразования. Такие слайды я использую в 8,9 классах при построении графиков квадратичной функции; на занятиях элективного курса, при построении графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля; в 10 классе при изучении темы «Преобразования графиков тригонометрических функций».
Осуществление контроля посредством ИКТ
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет: math.ege., alexlarin.narod.ru, и др. Тренажеры содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности.
Обучающие тесты используются с целью тренировки и отработки знаний и умений, учащихся по изучаемой теме. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой.
Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний, учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоконтроль учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся.
При применении ИКТ, для отработки навыков, учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Использование компьютера при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ
Главной задачей как в старшей, так и в основной школе является качественная подготовка обучающихся к ГИА в формате ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ. Использование информационных технологий позволяет оптимизировать этот трудоёмкий процесс. В своей практической деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по математике, провожу тестирование в режиме on-lain. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ОГЭ и ЕГЭ, содержат такое же количество заданий. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить», затем, каждый обучающийся получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть, как он ответил и как должен был ответить на поставленные вопросы. В итоге дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения по тому или иному вопросу, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз просмотреть изученный материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Работа на тренажерах позволяет более эффективно подготовить обучающихся к ЕГЭ. На уроках используем презентации с тестовыми заданиями.
Использование интерактивной доски
Самое важное на уроке – это общение учителя и обучающегося, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная интерактивная доска. Доска – поле информационного обмена между учителем и учеником. В ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Много практических заданий на уроках математики мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 5 групп: «Найди лишнее данное», «Кроссворд», «Вставьте слово», «Соотнесите», «Отметьте». Обучающимся нравится работать с интерактивной доской, учение для них становится интересным и увлекательным. Задания готовятся заранее дома. Нельзя сказать, что результаты обучающихся повысятся, благодаря работе с интерактивной доской, но наблюдения показали, что они стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке: активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование информационных технологий помогают обеспечить устойчивую мотивацию у обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
Использование internet-ресурсов
В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок.
При работе использую следующие образовательные ресурсы:
Федеральный портал "Российское образование" -
http://edu.ru
Ресурсы, представленные на портале ФЦИОР (Федеральный центр информационных образовательных ресурсов) –
http://fcior.edu.ru
,
http://eor.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -
http://school-collection.edu.ru
Российский общеобразовательный портал -
http://school.edu.ru
Всероссийский Интернет педсовет
-
http://pedsovet.org
Образовательные ресурсы интернета
http://www.alleng.ru
Карман математика –персональный сайт
http://karmanform.ucoz.ru/
Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ
https://math-ege.sdamgia.ru/?redir=1
Информационная поддержка ЕГЭ:
Портал информационной поддержки ЕГЭ –
http://ege.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений –
http://www.fipi.ru
Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме-
http://www.ege.ru
Методические ресурсы:
Справочная информация по математическим
дисциплинам http:/www
.
mathem
.
h
1.
ru
Образовательный математический сайт
http
://
www
.
exponenta
/
ru
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
Публикации по алгебре, геометрии, тригонометрии
http
://
www
.
ega
-
math
.
narod
.
ru
Интернет-проект «Задачи». Помощь при подготовке уроков, кружков
http
://
www
.
problems
.
ru
Сеть творческих учителей
http
://
www
.
it
-
n
.
ru
Материалы газеты «Математика»
http
://
mat
.1
september
.
ru
Показателями результативности моей работы по данной теме:
Проведенное среди
обучающихся 9
-11–
х классов
анкетирование
показало, что
;
а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;
б) 100% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают обучающихся данного раздела математики, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
в) 60 % опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и к работе в научном обществе учащихся;
г) 95% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате работы (будь то презентация, доклад и т.д.).
2) Основными параметрами результативности педагогической деятельности при внедрении информационно коммуникационных технологий являются:
стабильное качество знаний и успешность обучения
учащихся математике
;
устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету и качественная динамика учебной мотивации;
повышение мотивации в обучении;
развитие научного стиля мышления, формирование наглядно-эвристическ
ого компонента мышления;
перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность учеников,
что приводит
к 100% поступлению
обучающихся в
ВУЗы;
повышение информационной компетентности школьников;
расширение кругозора учащихся; формирование исследовательских навыков.
Школьный урок – это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.
На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, – это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).
Интерес к урокам математики вырос. Учащимся интересно наблюдать за продуктами деятельности учителя и обучающихся. Они с удовольствием берутся за изготовление презентаций как индивидуальных, так и групповых. При подготовке проектов умело используют интернет - ресурсы, повышают уровень компетентности.
В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.