ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ | Смагина Елена Сергеевна. Работа №333694
Представлен комплекс упражнений для работы с детьми с применеием инновационных методов работы с безречевыми детьми. Работа проводится через многообразие игр, игровых упражнений с использованием интересных, ярких атрибутов, что безусловно поднимает эмоциональное настроение ребенка, повышает его вовлеченность в речевые ситуации, создаваемые педагогом и поддерживает интерес к дальнейшему обучению. Одним из иновационных методов является использование уголка сенсорной интеграции «Дом Совы» - это особым образом организованная среда, воздействующая на все виды чувствительности.
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
Е.С. Смагина
Учитель – логопед государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Речь тесно связана со всей психической жизнью человека и реализует несколько потребностей человека: коммуникативную, информативную, познавательную. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальную адаптацию ребенка.
За последнее время специалисты детских реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Для этих детей характерны отсутствие мотивации к общению, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
80% поступающих в «Темрюкский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» это дети с различными нарушениями речи, из них 40% дети с ОНР I уровня (безречевые дети).
В условиях кратковременного стационарного пребывания воспитанников в центре (24 дня) первостепенным в работе является установление эмоционального контакта (первоначальных навыков социального взаимодействия), развитие понимания обращенной речи, создание мотивации к речевой деятельности.
С целью оказания помощи семьям с неговорящими детьми была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логопедическая работа с безречевыми детьми» основанная на применении синергетического подхода, где педагог направляет, заинтересовывает и мотивирует ребенка (12).Каждое занятие начинается с установления эмоционального контакта, создания положительного эмоционального климата, комфортной психологической атмосферы. Все задания направленны на стимуляцию коммуникации и сотрудничеству, дети с удовольствием играют, проявляют инициативу.
Привлекательностью занятий является использование элементов сенсорной интеграции, что позволяет в более короткие сроки добиться положительной динамики (13, 6). Упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка. На занятиях создаются условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. В связи с ограниченным сроком пребывания детей в центре, каждое занятие нацелено на достижение максимального эффекта. Так уже с первых занятий дети проявляют заинтересованность, начинают формироваться первичные коммуникативные навыки. К концу срока реабилитации у 70% детей возрастает объём дыхания, нормализуется его ритм. Улучшается понимание ситуативной речи, возрастает число звукоподражаний и слов.
Основными направлениями коррекционной работы с неговорящими детьми является:
- развитие речевой инициативы;
- развитие мелкой и речевой моторики;
- развитие сенсорного восприятия;
- развитие речевого дыхания;
- звукоподражание
Развитие речевого подражания осуществляется в следующей последовательности:
- повторение отдельных звуков;
- повторение звукоподражаний;
- повторение слов (сначала простых, возможно даже упрощенных, а затем, двухсложных и трёхсложных слов с воспроизведением интонационно - ритмического рисунка);
- повторение словосочетаний.
Этап повторения отдельных, несущих смысловую нагрузку звуков, очень важен - так дети приучаются произвольно воспроизводить звуки или цепочку, состоящую из одного звука, а затем из двух, трех (7, 8).
Занятия проводятся преимущественно в индивидуальной форме или небольшими подгруппами, наряду с традиционными методами логопедического воздействия, используются и нетрадиционные методы и формы работы.
Одним из таких методов является уголок сенсорной интеграции «Дом Совы» - это особым образом организованная среда, воздействующая на все виды чувствительности. Оборудование используется для восполнения сенсорного опыта, усиления тактильной и мышечной чувствительности, вовлечения ребенка в игровую деятельность, формирования навыков социального взаимодействия, снижению беспокойства и тревожности, улучшению эмоциональных состояний. Данный комплекс широко используют психологи, дефектологи, но и для логопедов это очень ценный ресурс, можно отработать крупную, мелкую моторику, разнообразить артикуляционную, дыхательную гимнастику, формировать коммуникативные навыки и звукоподражание.
Занятия проходят в атмосфере эмоционального подъема и творческого настроя, что создает у детей мотивацию к занятиям и как следствие, повышается коррекционно-развивающий эффект.
Упражнение «Кочки совы»
Цель – создание положительного эмоционального климата, комфортной психологической атмосферы, формирование навыков социального взаимодействия, вовлечение ребенка в игровую деятельность.
Оборудование: специальные подушки округлой формы, наполненные мягкими кубиками из вспененного полиэтилена.
«Кочки» раскладываются на расстоянии друг от друга от нескольких сантиметров до полуметра. Логопед предлагает ребенку пройти по «кочкам» через «болото», скатиться с «кочки» или перекатиться через неё, придать «кочкам» различные формы, построить башню и т.д. Каждое действие озвучивается, например: ОЙ, БУЛЬ, УУУХ и т.д., стимулируем ребенка на подражание.
Упражнение «Говорушка-повторюшка»
Цель: создание мотивации к речевой деятельности, развитие речевого дыхания, формирование звукового подражания, навыков социального взаимодействия.
Оборудование: сенсорный гамак Соволет, для стимулирования к звукоподражанию можно использовать игрушки, предметные и сюжетные картинки.
Ребёнок, находясь в гамаке, на каждый цикл качания произносит заданное звукоподражание, например: девочка плачет «А-А», пароход гудит «У-У», девочка потерялась «АУ-АУ», качаться на качелях «КАЧ-КАЧ» и т.д. (речевое подражание начинаем с гласных звуков, сочетание звуков от простых к сложным).
Упражнение «Совёнок»
Цель: создание мотивации к речевой деятельности, развитие речевого дыхания, формирование звукового подражания, навыков социального взаимодействия.
Оборудование: яйцо Совы – мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком.
Ребёнок находится в Яйце Совы, логопед предлагает «совёнку вылупиться». Выглядывая, ребенок повторяет звукоподражание КУ-КУ, ПИ-ПИ, УУХ-УУХ и т.д.
Не имея в арсенале указанного оборудования можно использовать любые подручные средства: подушки, мягкие модули, обручи и т.д.
Широко используется интерактивный комплекс «Рычи, не молчи» — это компактное и многофункциональное оборудование с сенсорным управлением, подходит под все детские возрастные группы. Интегрированная панель дает возможность педагогу корректировать план занятий в зависимости от потребности ребенка. Позволяет проводить занятия в игровой форме, полностью вовлекая ребенка в процесс благодаря интерактивным элементам. Подача материала осуществляется в доступной игровой и занимательной форме, что положительно сказывается на освоении и закреплении материала.
Упражнение «Звуковая угадайка»
Цель: развитие слухового внимания.
Ребенок видит на экране 4 картинки, на слух определяет, какой из предложенных предметов издает звук (падающие камни, колокольчик, самолет, плеск воды, гудок поезда и т.д.)
Упражнение «Кто в домике живёт?»
Цель: развитие слухового внимания.
Ребёнок на слух определяет животного, издававшего звук, нажав на домик можно проверить правильность ответа.
Упражнение «Что услышу - повторю»
Цель: развитие слухового восприятия, речевого подражания, умения изменять силу и высоту голоса
Ребенок выбирает картинку, слушает издаваемый звук или звукосочетание и повторяет его. Материал предлагается по принципу от простых звуков до сложных звукосочетаний (У-У-У волк, АУ – девочка заблудилась, КАП – дождь, ТИК-ТАК – часы и т.д.)
Дети очень эмоционально реагируют на выполнение интерактивных игровых упражнений 60% неговорящих детей начинают подражать крикам животных, озвучивать действия (АЙ-ЯЙ-ЯЙ, КАЧ-КАЧ, ОХ-ОХ, ВЖИК-ВЖИК и т.д.).
Эффективным приемом является использование пальчикового театра. Логопед рассказывает сказку с использованием игрушек, пальчикового театра, деревянных фигурок и картинок – декораций. В соответствии с сюжетной линией появляются герои сказки, дети их озвучивают, подражая крикам животных, музыкальным игрушкам, транспортным шумам, шумам производимым одушевленными и неодушевленными предметами, эмоциональным восклицаниям.
С целью формирования правильного речевого дыхания, умений изменять силу и высоту голоса, развития слухового восприятия и фонематического слуха, воспитания чувства ритма и темпа в движении, воспроизведения речевого материала используется фонетическая ритмика - система специальных двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала. При формировании отдельных звуков, используются движения, характер которых определяется характером артикуляции звуков.
Упражнение «Гласные звуки»
Установка: «Будем говорить тихи и долго; громко и долго; громко и кратко»
А – руки впереди ладонями вверх. Произнося звук «А», руки широко разводятся в стороны (по динамике – слабо);
О – руки внизу, перед собой, пальцы соприкасаются. Произнося звук «О», руки через стороны поднимаются вверх и округло соединяются над головой (по динамике – слабо);
У – руки перед грудью, указательные пальцы направлены вверх. Произнося звук «У», руки вытягиваются вперед (по динамике – напряжено);
Э – руки впереди, ладонями вверх. Произнося звук «Э», руки через стороны поднимаются к плечам, локти опускаются (по динамике – слабо);
И – руки перед грудью, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук «И», руки вытягиваются вверх, потянуться, становясь на носки (по динамике – напряженно).
Для повышения эффективности коррекционной работы по развитию речевых умений, необходима диагностика речи и отслеживание динамики её формирования и развития. В период с 2022 по 2024 годы проводилась работа с 58 неговорящими детьми (39 - мальчики, 19 - девочки, возраст от 3 до 11 лет), поступившими в центр без выраженных средств общения.
По окончании курса реабилитации были зафиксированы положительные изменения значимых показателей:
- эмоционально-поведенческие реакции – у 80% детей произошло снижение эмоционально-поведенческих нарушений, 60% устанавливают зрительный и эмоциональный контакт;
- формирование совместной игровой деятельности – 60% детей вступают во взаимодействие, принимают участие в совместной игре;
- появление коммуникативных жестов: –у 60% появились социально-значимые жесты;
- принятие помощи – 60% детей принимают предложенную помощь;
- самостоятельное выполнение заданий – 50% самостоятельно выполняют задания;
- артикуляционная моторика – улучшилась у 80% детей;
- появление звукоподражаний – у 50% детей появилась вокализация, 40% - звуки и звукосочетания;
Мониторинг данных достоверно показывает эффективность использования указанных методов и приемов работы, их интеграцию и наличие стимулирующей дидактики, активизирующей вербальные и невербальные функции. Ценным является и то, что предложные упражнения можно выполнять не только в условиях центра, но и в домашних условиях.
Логопедическая работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
Янушко
Е. «Помогите малышу заговорить». Развитие речи детей 1-3
лет
.Э
комодетство
. М.2018г.
Ольга
Крупенчук
: Движение и речь.
Кинезиология
в коррекции детской
речи
.Л
итера
, 2019 г.
Снежана Танцюра: Игровые упражнения для развития речи у
неговорящихдетей
. Методические рекомендации. Сфера, 2019 г.
Наталия
Нищева
: Карто
тека подвижных игр, упражнений,
физкультминуток
,п
альчиковой
гимнастики. Детство-Пресс, 2018 г.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика
оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. –М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2020 г.
Э. Дж. Айрес., Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание
скрытых
проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.:
Теревинф, 2019 г.
Н.В.
Нищева
, «Дети с расстрой
ствами аутистического спектра в
детскомсаду
». – СПб
.:
ООО «Детство-пресс», 2022
г.
Никонова Н.А., Павлова Ю.Б. Развитие понимания речи у детей
с
РАС дошкольного и младшего школьного возраста // Аутизм и нарушения
развития.- 2018 г.
Белов
а
М. П.
Создание
игровой
мотивации
на
логопедических
занятиях
,
игровые
упражнения
и
приемы
,
способствующие
поддержанию
интереса
к
занятию
/ М. П.
Белова
//
Дошкольная
педагогика
. — 2020. — №5. — С. 44-48.
Давидович
Л.
Дифференцированный
подход
к
коррекции
системных
нарушений
речи
на
этапе
безречия
//
Дошкольное
воспитание
. — 2020. — №7. — С. 71-76.
Новикова
, Л. В.
Использование
методов
интерактивной
технологии
в
работе
учителя-логопеда
с
детьми
с
нарушениями
речи
/ Л. В.
Новикова
//
Дошкольная
педагогика
. — 2020. — №5. — С. 38-39.
Степанов
Е. Н.
Педагогу
о
современных
подходах
и
концепциях
воспитания
– М.
,
Сфера
, 2005
г
.
Банди А. Сенсорная интеграция. Теория и практика М.:
Теревинф
, 2018 г.
Медведцкая
Т.В. Модель коррекционно-логопедического воздействия в работе с
безречевыми
деть
ми на этапе активизации речи.
Томск 2018г.