«Применение инновационных технологий на уроках математики" | Христофорова Татьяна Викторовна. Работа №317420
Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий.
На мой взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение.
Для решения этой проблемы пришла к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках математики. В связи с введением новых образовательных стандартов в основной школе, с сентября 2015 учебного года начала осваивать новые технологии: технологию проблемного диалога.
Тема: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы (Метод проблемного диалога)»
Содержание
Введение. Основные теоретические понятия.
Применение метода проблемного диалога на практике
в
5-х, 6-х, 7-х классах.
Результативность.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Основные теоретические понятия.
Воспитание творческих способностей
в человеке основывается на развитии
самостоятельного мышления.
П. Капица
Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий.
На мой взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение.
Для решения этой проблемы пришла к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках математики. В связи с введением новых образовательных стандартов в основной школе, с сентября 2015 учебного года начала осваивать новые технологии: технологию проблемного диалога.
Технология проблемного-диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог
состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает
учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Учитель сначала в диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.
Затем посредством одного из диалогов учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.
Таким образом, технология проблемного диалога– это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Поэтому перед собой, как педагогом, определила следующие цели:
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:
научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;
использовать методы, способы и приемы, направленные на формирование прочных знаний на основе самостояте
льно добытых учащимися сведений.
Применение метода проблемного диалога на практике в
5-х,
6-х, 7-х классах.
В своей практике на уроках математики начала использовать различные задания, которые позволяют организовать диалог.
Например: при изучении темы «Распределительный закон умножения относительно сложения» с целью установления новой важной связи между сложением и умножением чисел предлагаю учащимся решить следующие задачи двумя способами:
Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(7 + 5) · 10 = 120 7 · 10 + 5 · 10 = 120
Ответ: 120 деревьев.
Сравнить выражения. Чем отличаются? Что общего? Составить равенство из двух выражений.
Далее предлагаю учащимся заменить одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами. В результате
(а + в) · с = ас + вс.
М
ы получили новый закон умножения: распределительный закон умножения относительно сложения.
Ученики с моей помощью формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона: он облегчает вычисления.
Задачак 2. 8 класс геометрия, тема: «Подобные треугольники».
Найди
те лишнюю пару треугольников
(лишняя третья пара).
Что общего у треугольников первых двух пар? (треугольники похожи)
Замените слово «похожи» его синонимом
.
(
п
одобны).
Какова тема нашего урока? (подобные треугольники)
Задача 3. 6 класс, тема: «Координатная плоскость».
В начале урока учитель демонстрирует классу хорошо знакомые предметы, например, шахматную доску, глобус, билет в театр.
• Что объединяет все эти предметы? (они помогают определить
положение (место) человека в зрительном зале, на планете
или фигуры на шахматной доске).
• Как описать положение точки на плоскости?
(ввести координаты на плоскости).
• Какова же тема урока? (координаты на плоскости).
При работе над этими задачами мною был применён подводящий диалог.
Какие же познавательные универсальные учебные действия формируются при выполнении данного задания? Это, прежде всего, анализ текстов задачи; структурирование информации в тексте задачи; определение способов решения задачи; сравнение; обобщение; перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное).
При работе над этими задачами мною был применён побуждающий диалог.
Задача 1. 7 класс, тема: «Сумма углов треугольника».
Учащимся предлагается измерить углы треугольника и найти их сумму.
1 группа – остроугольный треугольник.
2 группа – прямоугольный треугольник.
3 группа – тупоугольный треугольник.
Чему равна сумма углов Вашего треугольника?
Как вы думаете, в любом ли треугольнике такая сумма углов?
Задача 2. 7 класс: тема: «Умножение степеней с натуральным показателем».
Посмотрите на примеры на доске:
а3 + а5
а3 ∙ а5
(а3)5
а3 – а5
а5 : а3
Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями?
Вопрос был задан один, а смотрите, сколько ответов вы на него дали.
Так чего же мы еще не знаем?
Задача 3. 7 класс. Геометрия. Тема: «Неравенства треугольника»
На доске полоски разной длины прикреплены магнитом . Например: 25см, 20см и 15см; 25см, 15см и 10см; 25см, 10см и 12см. Вызывается 3 человека.
Задание: составить из полосок треугольники.
Как вы думаете, почему во втором и третьем случае треугольники не получились?
Какое условие должно выполняться, чтобы треугольник существовал?
Какие же познавательные универсальные учебные действия формируются при выполнении данного задания? Это, прежде всего, анализ предложенной информации; выдвижение гипотезы, доказательство гипотезы; структурирование информации; поиск информации в учебнике (справочниках).
Проблемный характер изложения учебного материала, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий, формирует универсальные учебные действия.
Результативность.
Качество обученности учащихся 7-х классов по теме «Сумма углов треугольника» без применения метода проблемного диалога и с применением метода проблемного диалога (по итогам контрольных работ)
Качество обученности учащихся 7-х классов по теме «Умножение степеней с натуральным показателем» без применения метода проблемного диалога и с применением метода проблемного диалога (по итогам самостоятельных работ)
Заключение.
Технология проблемно-диалогического обучения является:
1)Результативной
Обеспечивает: качественное усвоения знаний, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий.
2) Здоровьесберегающей
позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимулирования познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Список используемой литературы
Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя. М., 2013
Асмолов
А.
Г.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий»
https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-probliemnogho-dialogha-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-formirovaniia-poznavatiel-nykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-1.html