Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы | Кузина Анна Владимировна. Работа №223464
Автор: Кузина Анна Владимировна
В условиях современного образования становится необходимостью освоение учителем инновационных технологий с целью применения их на практике. Появилась острая необходимость обновления современного образования, введения в педагогический процесс новых технологий.
Что же такое «инновационное обучение?»
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь
В. Ключевский.
В условиях современного образования становится необходимостью освоение учителем инновационных технологий с целью применения их на практике. Появилась острая необходимость обновления современного образования, введения в педагогический процесс новых технологий.
Что же такое «инновационное обучение?»
Инновационное обучение – это новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.
Основные черты инновационных технологий направлены на развитие способностей, на самостоятельный поиск решений, на совместную деятельность в новой ситуации .
Основными целями инновационного обучения являются:
- формирование качественных знаний, умений и навыков;
- развитие коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность;
- формирование личностных качеств обучающихся.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
информационные технологии;
проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребёнка;
индивидуальные образовательные технологии: создание ситуации успеха для каждого ученика, индивидуальная работа с одарёнными детьми;
технологии модульного обучения;
нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности;
технология
разноуровневого
обучения.
Использование данных технологий на уроках делает учебный процесс интересным, повышает качество и прочность полученных знаний, повышает активность учащихся.
В инновационных технологиях в обучении русскому языку и литературе успешно применяю множество приёмов:
- опорный конспект;
- эссе;
- синквейн;
- дидактические игры;
- лингвистические задачи;
- дискуссию;
- исследование текста;
- работу с текстом;
- нетрадиционные формы домашнего задания;
- задания поискового характера.
Мне хотелось бы остановиться на некоторых из них. Очень важным приёмом я считаю такой приём, как дискуссия (от латинского исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). На плечи учителя ложится большая доля работы при подготовке к такому уроку: выбор темы, отбор вопросов, составление плана. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. При проведении дискуссии обязательно выполнение условий:
- уважение к различным точкам зрения её участников;
- совместный поиск решения разногласий.
Часто на своих уроках использую эссе – жанр критики и публицистики, свободную трактовку какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Его целесообразно использовать как небольшое задание на стадии рефлексии. Каждый ученик может проанализировать обсуждаемый вопрос, сделать самостоятельный выбор. Эссе помогает учащимся подытожить знания по изученной теме.
Технология: ТРКМ.(Технология развития критического мышления) . В качестве иллюстрации приведу урок развития речи по теме «Основная мысль текста».
1.ФАЗА ВЫЗОВА. Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Приемы: проблемный вопрос, синквейн.
Ход урока.
-Скажите, нравится ли вам учиться?
-Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?
-Какие ассоциации вызывает у вас слова «учеба» и «обучение»?
-Составьте синквейн к этому слову.
ОБУЧЕНИЕ.
ИНТЕРЕСНОЕ, ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ.
РАЗВИВАЕТ ,СОВЕРШЕНСТВУЕТ,ДОКУЧАЕТ.
КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО УЧИТЬСЯ.
ПРОГРЕСС.
-А знаете ли вы, что учение бывает разным?
2.ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ. Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новым материалом. Постепенное продвижение от «старого» знания к новому. Приемы: аналитическое чтение, прием – «чтение с остановками».
-Вот что по этому поводу думает С.Соловейчик.
Фрагмент № 1.
На свете есть два вида знаний: учение с мучением и учение с увлечением.
-Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?
-Какое учение вы назвали бы « учением с мучением», а какое «учением с увлечением» ?
Фрагмент№2.
Учение с мучением – дело известное .Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу .Наконец откроешь ,а в ней все непонятно, все скучно, все ненавистно. Ну ладно, сегодня кое- как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение!
-Знакома ли вам такая ситуация?
-Сделайте предположение, как же складывается день, когда человек учится с увлечением ?
Фрагмент № 3.
Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье, торопиться домой, чтобы поскорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее так и так, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и , если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогните, оглянетесь в недоумении : « Что случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха, — а вот и сам успех, вот решение…Да такое неожиданное, такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь, таков закон.
-Какие ваши предположения подтвердились?
-А вы согласны с автором?
-Понравился ли вам текст? Чем?
-Стремится ли автор воздействовать на читателя?
-Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?
-Какова задача или цель этого текста?
3.ФАЗА РЕФЛЕКСИИ. Деятельность учителя: возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения старого и нового знания, написание отзыва о прочитанном. Приемы: синквейн, отзыв.
-Составьте синквейн по ключевым словам.
УЧЕНИЕ.
МУЧИТЕЛЬНОЕ, УВЛЕЧЕННОЕ.
РАЗВИВАЕТ, СОВЕРШЕНСТВУЕТ, ДОКУЧАЕТ.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ – СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ.
ЗАКОН.
-Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении?
-Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном тексте.
Развитию творческого мышления способствуют и нетрадиционные уроки, повышающие интерес и к предмету и к обучению в целом.
Существует множество видов нестандартных уроков. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.
Самыми актуальными нетрадиционными формами урока являются исследование, деловая игра, семинар, зачёт, викторина, путешествие, исследование.
Часто на традиционных уроках приходится прибегать к творческим, нестандартным элементам: составлению тестов, предупредительным диктантам, лексическим диктантам, комментированному письму .
Вызвать интерес к занятиям по русскому языку способны дидактические игры. Их цель – пробудить интерес к учению, науке, книге, познанию. Наряду с учением дидактическая игра занимает важное место в развитии ребенка. Если ребёнок включается в дидактическую игру, изучаемый материал становится для него более доступным, интерес к учебной деятельности резко возрастает, значительно повышается работоспособность. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Рекомендую использовать в работе следующие дидактические лингвистические игры: «Виртуальное справочное бюро», «Узнай меня», «Исключи лишнее». Главная цель дидактических игр – исключить скуку на уроке, привить желание работать, учиться.
Раскрытию творческого потенциала учащихся способствуют нетрадиционные формы домашнего задания, которые позволяют ребёнку самому найти решение нестандартного вопроса, проявить самостоятельность, а также способствуют закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроке.
Существуют следующие типы домашнего задания:
- инсценировка художественного произведения;
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- презентации;
- составление конспекта опорной таблицы;
- творческая работа;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
- подготовка словарных диктантов;
-письмо по памяти;
- составление вопросника к зачёту по теме и другие.
Такие необычные домашние задания активизируют мышление учащихся, заставляют их обобщать материал по теме. Они помогают избегать рутины и однообразия в обучении. Ученику интересно действовать, принимать активное участие в ходе урока, самому формулировать вопросы. Для этого важно найти такие формы взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда максимально реализуется субъективная позиция ученика.
Невозможно представить современный урок без информационно-компьютерных технологий, которые все глубже внедряются в учебно-воспитательный процесс.
Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике. Применение ИКТ на уроках способствует развитию личности ученика, которая органично впишется в современное общество.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, улучшается уровень наглядности на уроке, усвоение знаний становится более эффективным.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор тестов, заданий, проверка и оценка качества знаний освобождает время для дополнительных заданий.
Эффективности урока с использованием ИКТ повышается за счет наглядности. Компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. Компьютер дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учеников, повышают интерес к изучаемым предметам, развивают их творческий потенциал. При применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы естественным образом достигается оптимизация темпа работы ученика, легко достигается уровневая дифференциация обучения, учащийся превращается из объекта в субъект обучения.
Задача учителя русского языка и литературы – сделать каждый урок привлекательным, содержательным и по-настоящему современным.
Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, при повторении, при контроле знаний, умений и навыков.
Интернет - эффективное средство обучения. Учитель, используя Интернет, может найти дополнительную информацию; актуализировать материал собственных учебников, разместить учебную информацию, применить различные формы контроля и самоконтроля, работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами и блогами.
В настоящее время информационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности. Образование не может стоять в стороне, и информационные технологии в образовательном процессе должны занять подобающее им место.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что занятие проходит в радость, приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру .
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя, грамотной направленности его педагогической деятельности. Применение новых технологий на разных этапах урока помогает сделать его результативным, а процесс получения знаний – интересным и продуктивным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инновационное обучение на уроках русского языка / Рукопись депонирована в ОЦНИ АПН РСФСР "Школа и педагогика" 11 февраля 1991 года. Регистрационный N 32 - 91. - с.205.
2. Чередникова, О, И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5 с. 3.
3. Архипова, Е.О. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе. 2003. № 2 с. 13-17.
4. Никишин, И. В. Педагогические инновационные технологии. Учитель. Волгоград, 2006. с 37.
Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. –
Спб
.: КАРО, 2001. – 368 с.