Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы | Кузина Анна Владимировна. Работа №223464

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузина Анна Владимировна
В условиях современного образования становится необходимостью освоение учителем инновационных технологий с целью применения их на практике. Появилась острая необходимость обновления современного образования, введения в педагогический процесс новых технологий.

Что же такое «инновационное обучение?»

Чтобы быть хорошим преподавателем,

                                                         нужно любить то, что преподаешь,

                                                           и любить тех, кому преподаешь        

                                                                                                     В. Ключевский.

В условиях современного образования становится необходимостью освоение учителем инновационных технологий с целью применения их на практике. Появилась острая необходимость обновления современного образования, введения в педагогический процесс новых технологий.

Что же такое «инновационное обучение?»

Инновационное обучение – это новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Основные черты инновационных технологий направлены на развитие способностей, на самостоятельный поиск решений, на совместную деятельность в новой ситуации .

Основными целями инновационного обучения являются:

 - формирование качественных знаний, умений и навыков;

 - развитие коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

 - выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность;

 - формирование личностных качеств обучающихся.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

информационные технологии;

проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребёнка;

индивидуальные образовательные технологии: создание ситуации успеха для каждого ученика, индивидуальная работа с одарёнными детьми;

технологии модульного обучения;

нестандартные,  в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности;

технология

разноуровневого

обучения.

Использование данных технологий на уроках делает учебный процесс интересным, повышает качество и прочность полученных знаний, повышает активность учащихся.

В инновационных технологиях в обучении русскому языку и литературе успешно применяю множество приёмов:

 - опорный конспект;

 - эссе;

 - синквейн;

 - дидактические игры;

 - лингвистические задачи;

 - дискуссию;

 - исследование текста;

 - работу с текстом;

 - нетрадиционные формы домашнего задания;

 - задания поискового характера.

Мне хотелось бы остановиться на некоторых из них. Очень важным приёмом я считаю такой приём, как дискуссия (от латинского исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). На плечи учителя ложится большая доля работы при подготовке к такому уроку: выбор темы, отбор вопросов, составление плана. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. При проведении дискуссии обязательно выполнение условий:

 - уважение к различным точкам зрения её участников;

 - совместный поиск решения разногласий.

Часто на своих уроках использую эссе – жанр критики и публицистики, свободную трактовку какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Его целесообразно использовать как небольшое задание на стадии рефлексии. Каждый ученик может проанализировать обсуждаемый вопрос, сделать самостоятельный выбор. Эссе помогает учащимся подытожить знания по изученной теме.

Технология: ТРКМ.(Технология развития критического мышления) . В качестве иллюстрации приведу урок развития речи по теме «Основная мысль текста».

 

1.ФАЗА ВЫЗОВА. Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Приемы: проблемный вопрос, синквейн.

Ход урока.

-Скажите, нравится ли вам учиться?

-Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?

-Какие ассоциации вызывает у вас слова «учеба» и «обучение»?

-Составьте синквейн к этому слову.

ОБУЧЕНИЕ.

ИНТЕРЕСНОЕ, ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ.

РАЗВИВАЕТ ,СОВЕРШЕНСТВУЕТ,ДОКУЧАЕТ.

КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО УЧИТЬСЯ.

ПРОГРЕСС.

-А знаете ли вы, что учение бывает разным?

2.ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ. Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новым материалом. Постепенное продвижение от «старого» знания к новому. Приемы: аналитическое чтение, прием – «чтение с остановками».

-Вот что по этому поводу думает С.Соловейчик.

Фрагмент № 1.

На свете есть два вида знаний: учение с мучением и учение с увлечением.

-Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?

-Какое учение вы назвали бы « учением с мучением», а какое «учением с увлечением» ?

Фрагмент№2.

Учение с мучением – дело известное .Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу .Наконец откроешь ,а в ней все непонятно, все скучно, все ненавистно. Ну ладно, сегодня кое- как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение!

-Знакома ли вам такая ситуация?

-Сделайте предположение, как же складывается день, когда человек учится с увлечением ?

Фрагмент № 3.

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье, торопиться домой, чтобы поскорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее так и так, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и , если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогните, оглянетесь в недоумении : « Что случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха, — а вот и сам успех, вот решение…Да такое неожиданное, такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь, таков закон.

-Какие ваши предположения подтвердились?

-А вы согласны с автором?

-Понравился ли вам текст? Чем?

-Стремится ли автор воздействовать на читателя?

-Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?

-Какова задача или цель этого текста?

3.ФАЗА РЕФЛЕКСИИ. Деятельность учителя: возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения старого и нового знания, написание отзыва о прочитанном. Приемы: синквейн, отзыв.

-Составьте синквейн по ключевым словам.

УЧЕНИЕ.

МУЧИТЕЛЬНОЕ, УВЛЕЧЕННОЕ.

РАЗВИВАЕТ, СОВЕРШЕНСТВУЕТ, ДОКУЧАЕТ.

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ – СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ.

ЗАКОН.

-Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении?

-Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном тексте.

 

 

Развитию творческого мышления способствуют и нетрадиционные уроки, повышающие интерес и к предмету и к обучению в целом.

Существует множество видов нестандартных уроков. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Самыми актуальными нетрадиционными формами урока являются исследование, деловая игра, семинар, зачёт, викторина, путешествие, исследование.

Часто на традиционных уроках приходится прибегать к творческим, нестандартным элементам: составлению тестов, предупредительным диктантам, лексическим диктантам, комментированному письму .

Вызвать интерес к занятиям по русскому языку способны дидактические игры. Их цель – пробудить интерес к учению, науке,  книге, познанию. Наряду с учением дидактическая игра занимает важное место в развитии ребенка. Если ребёнок включается в  дидактическую игру, изучаемый материал становится для него более доступным, интерес к учебной деятельности резко возрастает, значительно повышается работоспособность. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Рекомендую использовать в работе следующие дидактические лингвистические игры: «Виртуальное справочное бюро», «Узнай меня»,  «Исключи лишнее». Главная цель дидактических игр – исключить скуку на уроке, привить желание работать, учиться.

Раскрытию творческого потенциала учащихся способствуют нетрадиционные формы домашнего задания, которые позволяют ребёнку самому найти решение нестандартного вопроса, проявить самостоятельность, а также способствуют закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроке.

Существуют следующие типы домашнего задания:

 - инсценировка художественного произведения;  

 - создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

 - презентации;

 - составление конспекта опорной таблицы;

 - творческая работа;

 - подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

 - подготовка словарных диктантов;

 -письмо по памяти;

 - составление вопросника к зачёту по теме и другие.

Такие необычные домашние задания активизируют мышление учащихся, заставляют их обобщать материал по теме. Они помогают избегать рутины и однообразия в обучении. Ученику интересно действовать, принимать активное участие в ходе урока, самому формулировать вопросы. Для этого важно найти такие формы взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда максимально реализуется субъективная позиция ученика.

Невозможно представить современный урок без информационно-компьютерных технологий, которые все глубже внедряются в учебно-воспитательный процесс.

Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике. Применение ИКТ на уроках способствует развитию личности ученика, которая органично впишется в современное общество.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, улучшается уровень наглядности на уроке, усвоение знаний становится более эффективным.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор тестов, заданий, проверка и оценка качества знаний освобождает время для дополнительных заданий.

Эффективности урока с использованием ИКТ повышается за счет наглядности. Компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. Компьютер дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

  Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учеников, повышают интерес к изучаемым предметам, развивают их творческий потенциал. При применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы естественным  образом достигается оптимизация темпа работы ученика, легко достигается уровневая дифференциация  обучения, учащийся превращается из объекта в субъект обучения.

Задача учителя русского языка и литературы – сделать каждый урок привлекательным, содержательным и по-настоящему современным.

     Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, при повторении, при контроле знаний, умений и навыков.

Интернет - эффективное средство обучения. Учитель, используя Интернет, может найти дополнительную информацию; актуализировать материал собственных учебников,  разместить учебную информацию, применить различные формы контроля и самоконтроля, работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами и блогами.    

В настоящее время информационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности. Образование не может стоять в стороне, и информационные технологии в образовательном процессе должны занять подобающее им место.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что занятие проходит в радость, приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру .    

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя, грамотной направленности его педагогической деятельности. Применение новых технологий на разных этапах урока помогает сделать его результативным, а процесс получения знаний – интересным и продуктивным. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационное обучение на уроках русского языка / Рукопись депонирована в ОЦНИ АПН РСФСР "Школа и педагогика" 11 февраля 1991 года. Регистрационный N 32 - 91. -  с.205.

2. Чередникова, О, И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5 с. 3.

3. Архипова, Е.О. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе. 2003. № 2 с. 13-17.

4. Никишин, И. В. Педагогические инновационные технологии. Учитель. Волгоград, 2006.  с 37.

Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. –

Спб

.: КАРО, 2001. – 368 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×