Применение кейс-метода на уроке английского языка | Аксарова Эльвира Раисовна. Работа №308211
Кейс-метод – это такой метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса.
Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Метод конкретных ситуаций включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе
Применение кейс-метода в обучении английскому языку
Кейс – метод:
Предложен
в
Гарвардском
университете
при
изучении
экономики.
Нашёл
широкое
распространение
в
изучении
ряда
предметов
на
различных
уровнях
образования.
Основан
на
создании
проблемной
ситуации
на
основе
фактов
из
реальной
жизни.
Внедрение
в
практику
образования
определяется
направленностью
на
формирование
универсальных
метапредметных
результатов
–
ключевых
компетенций.
Кейс-метод – это такой метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса.
Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Метод конкретных ситуаций включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.
Классификация кейсов
Исходя из целевых установок:
1. Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.
2. Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает:
обучение
анализу
и
оценке,
решению
проблем
и
принятию
решений;
иллюстрация
проблемы,
решения
или
концепции.
3. Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Отражают частые типовые ситуации из жизни; на первом месте – учебные и воспитательные задачи; содержат значительный элемент условности
По уровню сложности:
Иллюстративные
учебные
ситуации
: на
определённом
практическом
примере
обучают
алгоритму
принятия
правильного
решения
в определённой
ситуации.
Кейсы
с
формированием
проблемы
:
описывают
ситуацию
в
конкретный
период
времени,
с
чёткой
формулировкой
проблемы.
Кейсы без формирования проблемы
: проблема чётко не выявлена, а представлена в дополнительных данных.
Прикладные упражнения
: описывается конкретная ситуация, предлагается найти пути выхода из неё.
По объёму:
мини-кейс
;
кейс средних размеров
;
По типу методической части:
вопросные
;
кейс-задания.
По типу потребности:
кейс-выбор;
кейс-кризис;
кейс-конфликт
Кейс – единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Общая структура кейса:
титульный
лист
с
кратким
названием
ситуации;
введение
в
ситуацию;
основная
сюжетная
часть;
кульминация;
методическое
сопровождение;
приложения
(дополнительная
справочная
информация,
методическая
записка
с
указанием
на
место
кейса
в
структуре
учебной
дисциплины,
заключение
по
ситуации
(возможное
решение)
для
ознакомления
после
обсуждения).
Требования к кейсам:
Ориентироваться
на
учебные
цели.
Иметь
хорошую
фабулу,
быть
«живым».
Иллюстрировать типичные
ситуации
в
определённой
сфере.
Иметь
соответствующий
уровень
трудности.
Не
устаревать
слишком
быстро,
быть
актуальными.
Иметь
национальную
окраску.
Развивать
аналитическое
мышление
и
навыки
менеджмента.
Провоцировать
дискуссию,
предполагать
коллективную
выработку
решений.
Иметь
несколько
решений.
Основные этапы работы с кейсом:
Действия учителя:
До занятия
Подбирает кейс, определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки,
формулирует вопросы для обсуждения, разрабатывает сценарий занятия
Во время занятия
Вступительное слово, организует предварительное обсуждение кейса, делит группу на подгруппы, руководит обсуждением кейса в подгруппах
После занятия
Оценивает работу учеников, принятые решения и поставленные вопросы, подводит итоги деятельности.
Действия учеников:
До занятия
Получают кейс и список рекомендуемой литературы, индивидуально готовятся к занятию
Во время занятия
В микрогруппах изучают материалы кейса, задают
вопросы на понимание кейса и проблемы, разрабатывают и обсуждают варианты решений, принимают окончательное решение по итогам обсуждения
После занятия
Представляют устный или письменный отчёт о занятии по данной теме
Первая фаза работы учеников:
Самостоятельная подготовительная работа вне аудитории; кейс как нетипичное домашнее задание:
прочтение
кейса;
формулировка
ключевых
проблем;
моделирование
возможных
способов
решения;
письменный
ответ
на
сформулированные
к
тексту
вопросы.
Вторая фаза работы учеников:
Самостоятельная познавательная деятельность и участие в коллективной мыследеятельности микрогруппы и группы в
целом:
1. В микрогруппах анализируют ситуации и вырабатывают решение.
2. Работой микрогруппы руководит модератор:
фиксирует
высказывания-мнения
об
идеях;
регулирует
поток
высказываний;
группирует
высказывания;
составляют
резюме
в
виде
выводов;
делает
доклад
о
результатах
работы
своей
подгруппы.
Презентация результатов анализа кейса:
Оттачивает многие глубинные качества личности
Вырабатывает
навыки публичного
выступления
Групповая – устная;
индивидуальная – письменная
Навыки, развиваемые кейс-методом:
1. Аналитические навыки – выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, причин, последствий, путей разрешения.
2. Практические навыки – применение присвоенных знаний,
умений.
3. Творческие навыки – генерирование альтернативных решений.
4. Коммуникативные навыки: вести дискуссию, убеждать оппонентов, кооперироваться в группы, защищать общую точку зрения, составлять краткий отчёт.
5. Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, контролировать себя.
6. Навыки самоанализа.
Особенности применения кейс-метода на уроке английского языка:
Кейс
должен
быть
написан
интересным,
простым
и
доходчивым
языком.
Проблема
должна
быть доступной
для
разрешения
и
не
выходить
за
рамки речевых
иноязычных
возможностей
учащихся.
Кейс
завершает
работу над
изучением
темы,
предоставляя
возможность использовать
лексико-
грамматический
материал
в
речи.
Необходимо
учитывать
возрастную
и
психологическую
готовность
учащихся.
Возрастные изменения учеников 6 класса:
Изменяется
характер
познавательных интересов
и
начинается
интеллектуализация
познавательных
процессов.
Происходит
перестройка
памяти: активно развивается
логическая
память,
замедляется
развитие
механической.
Достаточный
уровень
сформированности
словесно-
логического
мышления,
на
основе
которого
начинается
становление
теоретического
рефлексивного
мышления.
Появляется
потребность
в
серьёзной
индивидуальной
деятельности,
которая
может
удовлетворяться
в
т.
ч.
В
рамках
школьного
обучения.
Учение может
приобрести новый
личностный
смысл,
направленность
на
самообразование.
Кейс «Healthy and unhealthy lifestyles»:
Возраст: 6 класс.
Актуализируемые проблемы: ожирение подростков, вредная пища, вирусное заболевание.
Этапы:
организационный
момент;
представление
кейса,
знакомство
с
ситуацией;
предварительное
обсуждение,
выделение
и
фиксирование
проблем;
работа
в
микрогруппах
;
представление
результатов
работы
каждой
группой,
обсуждение;
подведение
итогов,
рефлексия.
Использование метода кейсов на основе аутентичных фильмов:
Выполнение
предпросмотровых
заданий.
Демонстрационный
этап.
Выполнение
послепросмотровых
заданий,
в
т.
ч.
по
алгоритму
кейс-метода:
формулировка
проблемы
учащимися;
обсуждение вопросов
в
микрогруппах
,
выработка
общего
решения,
подготовка к
его
представлению;
презентация
решений
микрогрупп
,
их
коллективное
обсуждение,
обмен
мнениями
и
вопросами;
подведение
итогов
работы
по
кейсу.
При оценке работы по кейсу следует учитывать:
серьёзность
предварительного
анализа;
обращение внимания
на вопросы,
которые
требуют
углубленного
обсуждения;
владение
категориальным
аппаратом;
логичность
выводов;
степень
решения
проблемы;
предложение
дополнительных
альтернатив;
предложение
определённого
плана
действий
или
плана
воплощения
решения;
активное
участие
в
групповом обсуждении;
выступления
при
подведении
итогов
(презентация,
вопросы, критические
замечания,
уточнения
и
т.
д.);
грамотная организация
текста;
взаимодействие
с
собеседником;
лексическое
оформление
речи;
грамматическое
оформление
речи,
орфография
и
пунктуация,
произношение.
Метод кейсов в обучении английскому языку:
создаёт
языковую
среду
и
условия
формирования
потребности
в
использовании
иностранного
языка;
активизирует
познавательный интерес
к
предмету;
позволяет
интегрировать
знания
из
разных
областей
вокруг
решения
одной
проблемы;
развивает
исследовательские,
коммуникативные
и
творческие навыки
принятия
решений;
развивает
иноязычную
коммуникативную
компетенцию
в
рамках
активной совместной
исследовательской
и
творческой
деятельности;
развивает системы
ценностей
и
жизненные
установки
учащихся;
повышает уровень владения иностранным языком;
развивает навыки презентации;
развивает умение вести дискуссию;
совершенствует навыки чтения и обработки информации на иностранном языке;
развивает навыки командной работы.
Выводы:
1. Внедрение кейс-метода в практику образования определяется общей направленностью на формирование ключевых компетенций.
2. Кейс – это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию, и набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
3. Основные этапы работы с кейсом: предварительное индивидуальное ознакомление, обсуждение и выработка общего решения микрогруппами, презентация решений, совместное обсуждение, подведение итогов.
4. Кейс-метод развивает аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки.
5. Кейс-метод выступает специфическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с т. з. мотивации учебного процесса и методом
практического контроля и самоконтроля.