Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи | Смирнова Александра Михайловна. Работа №354893

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается применение кинезиологических упражнений в логопедической практике в дошкольных образовательных учреждениях. Раскрывается значимость взаимосвязи моторной и речевой сфер у детей с речевыми нарушениями. Описаны основные принципы использования кинезиологических упражнений для коррекции речи, предложены практические примеры для работы с детьми. 

Ключевые слова: кинезиология, речевые нарушения, логопед, дошкольное образование, моторика, упражнения, коррекция речи. 

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи

 

Смирнова Александра Михайловна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Ласточка» комбинированного вида», Свердловская область, г. Лесной

 

Аннотация. В статье рассматривается применение кинезиологических упражнений в логопедической практике в дошкольных образовательных учреждениях. Раскрывается значимость взаимосвязи моторной и речевой сфер у детей с речевыми нарушениями. Описаны основные принципы использования кинезиологических упражнений для коррекции речи, предложены практические примеры для работы с детьми.

Ключевые слова: кинезиология, речевые нарушения, логопед, дошкольное образование, моторика, упражнения, коррекция речи.

 

Современная логопедическая практика требует интеграции различных методов, которые позволяют не только исправлять звукопроизношение, но и оказывать комплексное воздействие на речевую деятельность детей. Одним из таких методов является кинезиология — система упражнений, направленная на развитие моторной координации, улучшение взаимодействия полушарий головного мозга и активизацию речевых процессов. Для детей с речевыми нарушениями эти упражнения особенно важны, так как они способствуют преодолению моторных, когнитивных и речевых барьеров.

Доказано, что развитие речи напрямую связано с развитием моторики, особенно мелкой. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются трудности в координации движений, слабое развитие межполушарных связей, а также проблемы с концентрацией внимания. Кинезиологические упражнения помогают гармонизировать работу центральной нервной системы, улучшить мелкую и общую моторику, а также создать базу для успешной коррекции речи.

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками начинается с диагностики. Логопед оценивает уровень развития моторики, выявляет слабые стороны и разрабатывает индивидуальный комплекс упражнений. Важно помнить, что кинезиологические упражнения не заменяют классические методы коррекции речи, а дополняют их, усиливая общий эффект.

Одним из базовых принципов кинезиологии является активизация работы обоих полушарий мозга. Для этого используются упражнения, предполагающие перекрестные движения. Например, ребенок касается правой рукой левого колена, а затем меняет стороны. Это упражнение активизирует межполушарное взаимодействие, улучшает координацию движений и способствует формированию речевых связей.

Примером простого, но эффективного кинезиологического упражнения может быть «Ленивая восьмерка». Ребенок рисует в воздухе цифру восемь, начиная с центра и двигаясь сначала вверх в правую сторону, а затем вниз в левую. Это упражнение помогает активизировать зрительно-моторную координацию, улучшает внимание и восприятие. Для усложнения можно предложить ребенку сопровождать движения словами, например, проговаривать гласные или слоги.

Еще одним важным направлением является развитие мелкой моторики. Упражнения с пальцами, такие как «Кулак-ребро-ладонь» или «Замки», помогают укрепить мышцы кистей, улучшить точность движений и подготовить ребенка к письму. Для детей с задержкой речевого развития можно предложить игру «Паучок»: ребенок двигает пальцами по столу, имитируя движение паука, а затем проговаривает соответствующий текст или звуки.

Не менее важны дыхательные и расслабляющие упражнения, которые помогают снять мышечное напряжение и улучшают работу артикуляционного аппарата. Например, упражнение «Маятник»: ребенок наклоняет голову вправо и влево, одновременно медленно и глубоко дыша. Это помогает расслабить мышцы шеи и плеч, что важно для правильного произношения.

Кинезиологические упражнения эффективны не только в индивидуальной, но и в групповой работе. Вовлекая детей в коллективные игры, логопед способствует развитию коммуникативных навыков, обучает детей взаимодействию и стимулирует речевую активность. Например, игра «Зеркало» предполагает, что один ребенок показывает движения, а другие повторяют их, сопровождая действия простыми словами или фразами.

Важно учитывать, что эффективность кинезиологических упражнений напрямую зависит от их регулярности и постепенности. Логопед должен начинать с простых движений, постепенно переходя к более сложным. При этом важно следить за реакцией ребенка: если он устал или испытывает трудности, стоит сделать паузу или упростить задание.

Для родителей кинезиологические упражнения также могут стать полезным инструментом. Логопед может проводить обучающие консультации, показывая, как правильно выполнять движения дома. Например, утренняя зарядка с элементами кинезиологии не только улучшает общее физическое состояние ребенка, но и стимулирует его речь.

Таким образом, применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет добиться комплексного воздействия на речь, мышление и моторику ребенка. Эти упражнения гармонизируют работу мозга, способствуют развитию межполушарного взаимодействия и создают благоприятные условия для успешной коррекции речи. Регулярная и грамотная интеграция кинезиологии в логопедическую практику в ДОУ позволяет достичь значительных результатов в работе с детьми и способствует их успешной социализации.

 

Список литературы

Аммосова В. Г., Николаева Л. В.

Кинезиологические

упражнения в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 24-27.

Любимова А. А.

Кинезиологические

упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / А. А. Любимова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 121-123.

Перекрестова

Е. В.

, Шеремет

Т. А.

Л

огопедическая ритмика и

кинезиологические

упражнения как факторы коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста // Образование и проблемы развития общества.

2020. №3 (12).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-ritmika-i-kineziologicheskie-uprazhneniya-kak-faktory-korrektsii-rechevogo-razvitiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X