Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми в дополнительном образовании ☼ | Волкова Елена Геннадьевна. Работа №262005

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Волкова Елена Геннадьевна
ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Елена Геннадьевна Волкова,

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дом детства и юношества»,

г. Щучье, Курганская область, РФ

 

«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!» Этим словам Сократа много веков, но они актуальны и сегодня. Особенно для педагогов дополнительного образования, которые, пристально вглядываясь в глаза детей, стараются увидеть в них яркие искорки или слабые лучики индивидуальности, неповторимой личности. Важно помочь ребенку раскрыться, дать возможность реализовать свой потенциал.

Сегодня  одной из самых прогрессивных считается технология личностно-ориентированного обучения. По определению доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, «личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Цель технологии личностно-ориентированного обучения определяется как максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта.

Важно отметить, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, он приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет или понравившегося ему педагога. И не ребенок должен подстраиваться под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.

Процесс обучения  и воспитания при личностно-ориентированном обучении строится на постоянном диалоге, имеет деятельно-творческий характер, направлен на поддержку индивидуального развития ребенка и предоставление свободы выбора для принятия самостоятельных решений.

Технология личностно-ориентированного обучения лежит в основе ДООП «Лаборатория изящных искусств «Ассорти». На занятиях объединения предусматривается  широкое привлечение личного жизненного опыта ребенка, разнообразных примеров из окружающей его действительности. Я стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, поддерживать мотивацию ребенка, предлагаю такие педагогические ситуации, чтобы ребенок мог проявить инициативу. Важным фактором достижения успеха является поощрение стремления предложить свой способ решения той или иной задачи, не боясь при этом ошибиться. В то же время постоянно акцент делается на самооценке, ребенок анализирует, удачное ли решение он выбрал. Повышению самооценки способствует проведение постоянных мини-выставок, виртуальных выставок в группе в ВК, организация выставок работ в ДДЮ и районной библиотеке, участие в конкурсах, изготовление открыток и подарков к различным праздникам.

На занятиях дети в основном работают в группах, парах, выполняя какой-либо мини-проект по выбору. При этом я ориентируюсь на возраст, интересы детей, гендерные особенности. Например, при плетении из бумажных трубочек для обучающихся младших классов уровень сложности предлагается более доступный – небольшая ваза, корзинка, время выполнения увеличивается. А для старшеклассников предлагаются более сложные варианты плетения, увеличивается объем, выбираются более замысловатые формы, способствующие проявлению творческого «Я». При оценке работы учитываю, что для мальчиков важна суть оценки, а девочки заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми.

В младшем возрасте дети в основном кинестетики, для усвоения материала им необходимо все потрогать, подержать в руках. Поэтому им предоставляется такой наглядный материал (готовые образцы работ), который поможет им лучше понять тему, понять, как все устроено, заинтересоваться созданием своего изделия.

Важна также рефлексия, причем не только в конце занятия. Ребенок иногда высказывается в ходе урока или на следующий день.

В процессе обучения с применением личностно-ориентированных технологий учащиеся развивают не только творческие и интеллектуальные способности, но и формируют различные положительные качества личности. В первую очередь, это оптимизм, так как они учатся организовывать свой досуг так, чтобы провести время весело и интересно, обретают позитивный эмоциональный настрой, развивают способность радоваться всякому моменту жизни - как в детстве, так и уже в зрелые годы. Дружественная, деятельная атмосфера, царящая в коллективе, помогает детям пробудить чувство радости общения друг с другом, вызывает их интерес к жизни других людей. Во-вторых, это большое терпение и трудолюбие, поскольку мы занимаемся такими видами деятельности, как плетение из бумажных трубочек, квиллинг, лепка и вязание крючком, все они требуют  от учащихся очень больших усилий. В-третьих, дети развивают мелкую моторику, что напрямую влияет на развитие их интеллекта, на улучшение памяти и внимания. Таким образом, реализация личностно-ориентированных технологий на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Лаборатория изящных искусств «Ассорти» позволяет достичь ключевых целей обучения и воспитания обучающихся.

В завершение, хочу подчеркнуть, что все вышеназванное – лишь общие положения личностно-ориентированного обучения. Пользуясь ими, можно самостоятельно конструировать собственную технологию обучения. 

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Елена Геннадьевна Волкова,

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дом детства и юношества»,

г. Щучье, Курганская область, РФ

 

«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!» Этим словам Сократа много веков, но они актуальны и сегодня. Особенно для педагогов дополнительного образования, которые, пристально вглядываясь в глаза детей, стараются увидеть в них яркие искорки или слабые лучики индивидуальности, неповторимой личности. Важно помочь ребенку раскрыться, дать возможность реализовать свой потенциал.

Сегодня одной из самых прогрессивных считается технология личностно-ориентированного обучения. По определению доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, «личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Цель технологии личностно-ориентированного обучения определяется как максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта.

Важно отметить, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, он приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет или понравившегося ему педагога. И не ребенок должен подстраиваться под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.

Процесс обучения и воспитания при личностно-ориентированном обучении строится на постоянном диалоге, имеет деятельно-творческий характер, направлен на поддержку индивидуального развития ребенка и предоставление свободы выбора для принятия самостоятельных решений.

Технология личностно-ориентированного обучения лежит в основе ДООП «Лаборатория изящных искусств «Ассорти». На занятиях объединения предусматривается широкое привлечение личного жизненного опыта ребенка, разнообразных примеров из окружающей его действительности. Я стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, поддерживать мотивацию ребенка, предлагаю такие педагогические ситуации, чтобы ребенок мог проявить инициативу. Важным фактором достижения успеха является поощрение стремления предложить свой способ решения той или иной задачи, не боясь при этом ошибиться. В то же время постоянно акцент делается на самооценке, ребенок анализирует, удачное ли решение он выбрал. Повышению самооценки способствует проведение постоянных мини-выставок, виртуальных выставок в группе в ВК, организация выставок работ в ДДЮ и районной библиотеке, участие в конкурсах, изготовление открыток и подарков к различным праздникам.

На занятиях дети в основном работают в группах, парах, выполняя какой-либо мини-проект по выбору. При этом я ориентируюсь на возраст, интересы детей, гендерные особенности. Например, при плетении из бумажных трубочек для обучающихся младших классов уровень сложности предлагается более доступный – небольшая ваза, корзинка, время выполнения увеличивается. А для старшеклассников предлагаются более сложные варианты плетения, увеличивается объем, выбираются более замысловатые формы, способствующие проявлению творческого «Я». При оценке работы учитываю, что для мальчиков важна суть оценки, а девочки заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми.

В младшем возрасте дети в основном кинестетики, для усвоения материала им необходимо все потрогать, подержать в руках. Поэтому им предоставляется такой наглядный материал (готовые образцы работ), который поможет им лучше понять тему, понять, как все устроено, заинтересоваться созданием своего изделия.

Важна также рефлексия, причем не только в конце занятия. Ребенок иногда высказывается в ходе урока или на следующий день.

В процессе обучения с применением личностно-ориентированных технологий учащиеся развивают не только творческие и интеллектуальные способности, но и формируют различные положительные качества личности. В первую очередь, это оптимизм, так как они учатся организовывать свой досуг так, чтобы провести время весело и интересно, обретают позитивный эмоциональный настрой, развивают способность радоваться всякому моменту жизни - как в детстве, так и уже в зрелые годы. Дружественная, деятельная атмосфера, царящая в коллективе, помогает детям пробудить чувство радости общения друг с другом, вызывает их интерес к жизни других людей. Во-вторых, это большое терпение и трудолюбие, поскольку мы занимаемся такими видами деятельности, как плетение из бумажных трубочек, квиллинг, лепка и вязание крючком, все они требуют от учащихся очень больших усилий. В-третьих, дети развивают мелкую моторику, что напрямую влияет на развитие их интеллекта, на улучшение памяти и внимания. Таким образом, реализация личностно-ориентированных технологий на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Лаборатория изящных искусств «Ассорти» позволяет достичь ключевых целей обучения и воспитания обучающихся.

В завершение, хочу подчеркнуть, что все вышеназванное – лишь общие положения личностно-ориентированного обучения. Пользуясь ими, можно самостоятельно конструировать собственную технологию обучения.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×