Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение логоритмики в работе по физическому развитию старших дошкольников ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Семчук Любовь Николаевна

 

Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

 

 В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем. Одна из основных причин - малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов, игрой в компьютер. Так же очень актуальна проблема развития речи у дошкольников. Цель нашей работы: помощь детям с нарушениями речи. Такую помощь, в условиях детского сада можно оказать на музыкальных и физкультурных занятиях, в структуру, которых входят логоритмические упражнения.

 

Логопедическая ритмика в физическом воспитании развивает у детей двигательную сферутренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.

 

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

 

Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения могут выполнять с детьми и учитель – логопед, и музыкальный руководитель, и инст. по физ- культуре, и воспитатель.

 

С целью повышения двигательной активности, а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях по физической культуре хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями.

 

Тематика игровых упражнений может быть различна, в соответствии с комплексно – тематическим планированием, например, «Осенний лес», «Лесные звери», «В гости в сказку», «Зима», «В гости к елочке», «В снежное царство», «Наша армия», «Космонавты», «Весна», «Поезд».

 

На первых занятиях дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, на последующих занятиях произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений. Чтобы интерес к занятию не угасал, можно заменять или дополнять словесно-двигательный материал. Дети выполняют все занимательные упражнения поточным способом.

 

Элементы логоритмики в вводной части занятия формируют эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность, а упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох – несколько длительнее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова, например: «Фыр!» - лошадка фырчит, «Мур!» - кошечка поет, «У-у-у!» - гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» - поет петушок, «Х-ш-с!» - звуки леса и другие, одновременно выполняя двигательные упражнения. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.

 

Игры и игровые упражнения со словесным сопровождением в сочетании с движениями хорошо использовать в заключительной части занятия. Они помогают успокоить, привести организм в соответствующую норму после двигательной активности, сплачивают детский коллектив, помогают освободиться детям от своих комплексов.

 

В результате использования элементов логоритмики на физкультурных занятиях в сочетании с другими средствами у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, гоняет кровь, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

 

Таким образом, использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.

 

Эффективность работы в данном направлении возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ и систематическом применении.

 

"Медвежата"

 

(ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой)

 

1. Мы веселые ребята

 

Наше имя-медвежата.

 

Любим, лазать и метать,

 

Любим, прыгать и играть

 

(ходьба в глубоком приседе)

 

2. Мишка шел, шел, шел,

 

Землянику он нашел.

 

Он присел, попыхтел,

 

Землянику всю он съел.

 

(ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов)

 

3. Мишка шел, шел, шел,

 

К тихой речке он пришел.

 

Сделал полный поворот,

 

Через речку пошел вброд.

 

(прыжки с продвижением вперед)

 

4. Мишка шел, шел, шел,

 

На лужайку он пришел.

 

Он попрыгал на лужайке,

 

Быстро, ловко, словно зайка.

 

 

 

«Летел по небу шар».

 

 Летел по небу шар,

 

(показываем руками движения крыльев, показать пальцем вверх, рисуем круг в воздухе двумя руками сверху вниз).

 

По небу шар летел

 

(показать пальцем вверх, рисуем круг в воздухе двумя руками сверху вниз и движения крыльев).

 

И знаем мы, что этот шар,

 

Рисуем круг в воздухе двумя руками сверху вниз).

 

До неба долетел.

 

(показать пальцем вверх и движение крыльев).

Играем четыре раза: 1-й раз - произносим все слова с движениями; 2-й раз- не произносим слово шар, но все движения выполняются; 3-й раз – не произносим слова шар и небо, но все движения выполняются; 4-й раз – не произносим слова шар, небо, летел, но все движения выполняются. Слова шар, небо, летел показываем артикуляцией губ. 

Пожалуйста, подождите.
x
×