Применение метода сказкотерапии для решения психологических проблем детей в ДОУ | Полянская Елена Вячеславовна. Работа №351687
Аннотация. Статья посвящена методике сказкотерапии как эффективному способу решения психологических проблем детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Рассматриваются основные принципы сказкотерапии, её влияние на эмоциональное состояние ребёнка, а также практические аспекты применения метода для коррекции различных эмоциональных и поведенческих трудностей. Освещается роль педагога-психолога в использовании сказки как инструмента для установления доверительных отношений с детьми и решения их психологических проблем.
Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольное образование, психологические проблемы, дети, эмоциональное развитие, коррекция, педагог-психолог.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ В ДОУ
Полянская Елена Вячеславовна, педагог-психолог
Образовательный комплекс Новые горизонты МБОУ СОШ №36 «Фантазёры», Московская область, д. Бородино
Аннотация. Статья посвящена методике сказкотерапии как эффективному способу решения психологических проблем детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Рассматриваются основные принципы сказкотерапии, её влияние на эмоциональное состояние ребёнка, а также практические аспекты применения метода для коррекции различных эмоциональных и поведенческих трудностей. Освещается роль педагога-психолога в использовании сказки как инструмента для установления доверительных отношений с детьми и решения их психологических проблем.
Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольное образование, психологические проблемы, дети, эмоциональное развитие, коррекция, педагог-психолог.
Сказка является универсальным средством познания и развития ребёнка, играя важную роль в формировании его личности, ценностных ориентиров и эмоциональной сферы. Метод сказкотерапии, базирующийся на использовании сказочных сюжетов и образов, представляет собой один из наиболее естественных и эффективных подходов к работе с детьми дошкольного возраста, направленный на преодоление их эмоциональных и поведенческих трудностей.
Дошкольный возраст — это период, когда ребёнок активно осваивает окружающий мир, формирует свои представления о себе и других, учится справляться с эмоциями и устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми. В этот период дети могут сталкиваться с различными психологическими проблемами: страхами, тревожностью, неуверенностью в себе, агрессией или трудностями адаптации. Применение метода сказкотерапии в работе педагога-психолога позволяет мягко и ненавязчиво решить эти проблемы, используя природное восприятие ребёнка.
Сказкотерапия основывается на том, что ребёнок через сказочные образы и сюжеты может исследовать свои чувства, переживания и страхи, не подвергаясь прямой оценке или осуждению. Сказка создаёт безопасное пространство, где ребёнок идентифицирует себя с героями, находящимися в похожих ситуациях, и находит пути их преодоления. Это способствует формированию у ребёнка новых моделей поведения, укреплению его уверенности в себе, развитию эмпатии и способности к саморегуляции.
Сказкотерапевтический процесс может включать чтение, пересказ, сочинение сказок или их инсценировку. В ходе работы с текстами педагог-психолог помогает ребёнку осознать ключевые моменты сюжета, выделить проблемы героев и найти их решения. Этот процесс стимулирует развитие аналитического мышления, умение принимать решения и брать ответственность за свои поступки.
Применение сказкотерапии эффективно в работе с такими проблемами, как детские страхи и тревожность. Сказки, в которых герои преодолевают трудности и находят выход из сложных ситуаций, помогают ребёнку научиться справляться со своими страхами, видеть в них временные трудности, которые можно преодолеть. Например, сказки о смелых героях дают ребёнку модель поведения, позволяющую побороть чувство неуверенности и развить эмоциональную устойчивость.
Сказкотерапия также является полезным инструментом в ситуации социальной адаптации ребёнка, особенно в условиях ДОУ, где ему необходимо выстраивать отношения с другими детьми и взрослыми. Через сказочные истории педагог-психолог может продемонстрировать важность дружбы, взаимопомощи, уважения к другим, что способствует гармоничному взаимодействию ребёнка с окружающим миром.
Сочинение собственных сказок — ещё один мощный инструмент сказкотерапии, позволяющий ребёнку выразить свои внутренние переживания, осмыслить их и преобразовать в позитивный опыт. Педагог-психолог, выступая в роли наставника, направляет этот процесс, помогая ребёнку сформировать позитивное отношение к жизненным ситуациям, которые вызывают у него трудности.
Эффективность сказкотерапии во многом зависит от навыков педагога-психолога и его способности подобрать такие сказки или сюжеты, которые будут актуальны для конкретного ребёнка или группы детей. Индивидуальный подход в работе позволяет глубже понять эмоциональные и поведенческие особенности каждого ребёнка, что делает сказкотерапию гибким и универсальным инструментом коррекционной работы.
Кроме того, сказкотерапия позволяет установить доверительные отношения между педагогом-психологом и ребёнком, создавая атмосферу, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и готов делиться своими переживаниями. Это особенно важно для дошкольников, которые ещё не всегда могут выразить свои чувства и эмоции словами.
Таким образом, сказкотерапия представляет собой уникальный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, направленный на решение их психологических проблем и развитие эмоциональной сферы. Её применение в условиях ДОУ позволяет создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребёнка, преодоления эмоциональных и поведенческих трудностей, а также формирования у него положительного отношения к миру и уверенности в собственных силах.
Список литературы
1. Пастухова И. В. Использование сказкотерапии в детском саду / И. В. Пастухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 65-66.
2. Пашкина, Е. А. Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Пашкина, И. А. Ганичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 152-154.