Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение методов самооценки и взаимооценки для повышения самостоятельности учеников в изучении математики | Лисицына Галина Михайловна. Работа №345741

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование методов самооценки и взаимооценки для повышения уровня самостоятельности учеников на уроках математики. Автор анализирует, как эти методы способствуют развитию критического мышления, самоконтроля и ответственности у учащихся, а также помогает учителю эффективно организовать учебный процесс, ориентированный на формирование компетенций, необходимых для успешного усвоения математического материала.

Ключевые слова: самооценка, взаимооценка, самостоятельность, обучение математике, критическое мышление, самоконтроль, образовательные технологии.

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ САМООЦЕНКИ И ВЗАИМООЦЕНКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ В ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

 

Лисицына Галина Михайловна, учитель

МОУ «Разуменская СОШ 2» п. Разумное

 

Аннотация. В статье рассматривается использование методов самооценки и взаимооценки для повышения уровня самостоятельности учеников на уроках математики. Автор анализирует, как эти методы способствуют развитию критического мышления, самоконтроля и ответственности у учащихся, а также помогает учителю эффективно организовать учебный процесс, ориентированный на формирование компетенций, необходимых для успешного усвоения математического материала.

Ключевые слова: самооценка, взаимооценка, самостоятельность, обучение математике, критическое мышление, самоконтроль, образовательные технологии.

 

Современные педагогические подходы в обучении математики направлены не только на передачу знаний, но и на развитие у учеников ключевых навыков, таких как самостоятельность, критическое мышление и ответственность за результаты своей учебной деятельности. Одним из эффективных способов достижения этих целей является использование методов самооценки и взаимооценки. Эти методы позволяют ученикам не только оценивать свои собственные достижения, но и анализировать работу своих одноклассников, что способствует более глубокому осознанию учебного материала и повышает уровень самостоятельности.

Самооценка и взаимооценка развивают у школьников способность к рефлексии, помогают им осознать собственные ошибки и успехи, а также формируют критический подход к процессу обучения. В условиях уроков математики, где каждый шаг в решении задачи имеет значение, эти методы оказываются особенно полезными. Учитель, применяя их, создает условия для повышения интереса к предмету, повышения ответственности учеников за свои результаты и улучшения качества обучения в целом.

Самооценка – это процесс, в ходе которого учащийся самостоятельно оценивает свои успехи и ошибки, анализирует уровень освоения материала и выстраивает дальнейшую стратегию работы. В условиях уроков математики самооценка может применяться на разных этапах учебного процесса: после выполнения заданий, при подготовке к контрольным или проверочным работам, а также в ходе выполнения домашних заданий.

Применение самооценки развивает у школьников ответственность за свою учебную деятельность, способствует осознанию своих сильных и слабых сторон, помогает выстраивать индивидуальные траектории обучения. Учитель, организуя процесс самооценки, предоставляет учащимся критерии, по которым они могут оценивать свою работу. Это могут быть чётко обозначенные математические алгоритмы, верные решения задач, точность расчётов и логика вывода. Чем более ясны и прозрачны эти критерии, тем легче учащимся провести объективную самооценку своих достижений.

Взаимооценка – это метод, в ходе которого ученики оценивают работу своих одноклассников. Это не только помогает развивать коммуникативные навыки, но и усиливает мотивацию к обучению, так как ученики становятся активными участниками учебного процесса. Применение взаимооценки на уроках математики способствует более глубокому пониманию материала, так как каждый ученик вынужден не только решать задачи, но и анализировать работу своих одноклассников, давая конструктивную обратную связь.

При использовании метода взаимооценки важно организовать процесс так, чтобы он был объективным и способствовал улучшению учебных результатов. Учитель должен предоставить чёткие критерии оценки, которые помогут ученикам ориентироваться в том, как правильно оценивать работу друг друга. Эти критерии могут включать правильность решений, логичность рассуждений, аккуратность оформления. Оценка должна быть не только критической, но и направленной на выявление положительных сторон работы.

Метод взаимооценки помогает развивать чувство ответственности за коллективный результат, повышает взаимное уважение среди учеников и учит принимать критику конструктивно. Это особенно важно в условиях обучения математике, где коллективное обсуждение решений может способствовать лучшему усвоению материала и исправлению ошибок, которые ученик мог бы не заметить самостоятельно.

Учитель играет ключевую роль в процессе внедрения методов самооценки и взаимооценки. От его профессионализма зависит, насколько успешно данные методы будут интегрированы в учебный процесс и насколько эффективно они будут использоваться для повышения самостоятельности учащихся. Важно не только обучить учеников тому, как правильно оценивать свои достижения и достижения одноклассников, но и создать условия, при которых самооценка и взаимооценка станут неотъемлемой частью учебного процесса.

Учителю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, чтобы правильно подобрать методы оценки, соответствующие их уровню развития и подготовки. Например, младшие школьники могут требовать более четких инструкций и поддерживающей среды, тогда как старшие школьники могут быть более готовы к критическому анализу своей работы и работы своих одноклассников.

Для успешной реализации методов самооценки и взаимооценки учителю необходимо создавать атмосферу доверия и уважения на уроках. Ученики должны понимать, что ошибки – это естественная часть учебного процесса, и что самооценка и взаимооценка направлены на улучшение их результатов, а не на создание дополнительного стресса. Также учитель должен быть готов поддерживать учеников на всех этапах оценки, помогать им с анализом ошибок и предлагать пути их исправления.

Использование методов самооценки и взаимооценки на уроках математики имеет множество преимуществ. Во-первых, оно способствует развитию у учащихся самостоятельности и ответственности за результаты своей учебной деятельности. Ученики учатся критически относиться к своим достижениям, осознавать свои ошибки и принимать меры для их исправления.

Во-вторых, эти методы развивают коммуникативные навыки учащихся, что особенно важно в условиях коллективного обучения. Взаимодействие с одноклассниками, обсуждение решений задач, получение и предоставление обратной связи способствуют формированию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в классе.

Таким образом, методы самооценки и взаимооценки являются важными инструментами в обучении математике, направленными на развитие самостоятельности и ответственности у учащихся. Эти методы помогают не только улучшить учебные результаты, но и способствуют формированию критического мышления и коммуникативных навыков. Учителю важно правильно организовать процесс самооценки и взаимооценки, чтобы они стали неотъемлемой частью учебного процесса и способствовали развитию ключевых компетенций учащихся.

 

Список литературы

1. Боженкова Л. И. Критериальное оценивание достижений учащихся 7–9 классов в обучении геометрии: Научно-методическое пособие//Л. И. Боженкова, Е. В. Соколова. — ФГБОУ ВО МГПУ, Изд-во: Эйдос, 2016.

2. Цибульская Е. В. Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности / Е. В. Цибульская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 98-102.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×