Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение мнемотаблиц в познавательно – речевом развитии дошкольников | Прихожаева Ольга Станиславовна. Работа №343803

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросу применения мнемотаблиц как одного из эффективных методов в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста. Описываются особенности мнемотехники, её роль в обучении дошкольников и практические примеры использования мнемотаблиц на занятиях. Рассматриваются преимущества метода для активизации памяти, развития связной речи и улучшения усвоения материала.

Ключевые слова: мнемотаблицы, мнемотехника, дошкольники, познавательное развитие, речевое развитие, память, обучение, методика.

Применение мнемотаблиц в познавательно речевом развитии дошкольников

 

Прихожаева Ольга Станиславовна, воспитатель

ГБДОУ ДС № 19 Приморского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу применения мнемотаблиц как одного из эффективных методов в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста. Описываются особенности мнемотехники, её роль в обучении дошкольников и практические примеры использования мнемотаблиц на занятиях. Рассматриваются преимущества метода для активизации памяти, развития связной речи и улучшения усвоения материала.

Ключевые слова: мнемотаблицы, мнемотехника, дошкольники, познавательное развитие, речевое развитие, память, обучение, методика.

 

Мнемотехника это один из эффективных методов обучения, позволяющий улучшить процессы запоминания и воспроизведения информации. В дошкольной педагогике мнемотаблицы успешно применяются для развития познавательно-речевых навыков у детей, которые находятся на стадии активного формирования связной речи и мышления. Введение мнемотехники в образовательный процесс позволяет сделать обучение более эффективным, доступным и интересным для детей. Мнемотаблицы способствуют не только развитию памяти, но и облегчают процесс освоения сложных концепций, помогают детям правильно выстраивать предложения и связные высказывания, что крайне важно на этапе их речевого становления.

Основной принцип мнемотаблиц заключается в использовании зрительных образов для запоминания информации. Для дошкольников, чье мышление преимущественно наглядно-образное, это особенно актуально. В основе мнемотехники лежит создание ассоциаций между словами, фразами и картинками. Такие ассоциации помогают ребёнку лучше запоминать информацию, поскольку зрительные образы легче удерживаются в памяти. Использование ярких и красочных картинок в сочетании с простыми схемами и таблицами позволяет сделать процесс обучения увлекательным и доступным для детей.

Одним из ключевых моментов применения мнемотаблиц является их использование на занятиях по развитию связной речи. Например, при работе с художественными текстами воспитатель может предложить детям мнемотаблицу с изображениями ключевых событий или персонажей, которые помогают детям структурировать рассказ и последовательно воспроизводить содержание сказки или рассказа. Это может быть таблица, где изображены основные элементы сказки, такие как начало, завязка, развитие событий и развязка. Такие таблицы помогают детям не только вспомнить детали сюжета, но и выстроить логическую цепочку событий, что развивает их умение последовательно выражать мысли.

Важным аспектом использования мнемотаблиц является возможность адаптации материала под возрастные особенности и индивидуальные потребности детей. Например, для младших дошкольников мнемотаблицы могут быть составлены из простых и легко запоминаемых образов, таких как изображения животных, растений или предметов. Для старших дошкольников можно усложнить задания, вводя большее количество элементов, а также добавляя текстовые подсказки. Такая дифференциация позволяет сделать процесс обучения доступным для всех детей, вне зависимости от уровня их речевого развития.

Примером использования мнемотаблиц может быть работа над формированием описательной речи. Воспитатель предлагает детям мнемотаблицу с изображениями предметов или явлений природы, таких как дерево, солнце, птица. Сначала дети называют эти предметы, затем пытаются составить предложения, описывая их. Мнемотаблица с подсказками помогает ребёнку запомнить необходимые слова и связать их в логическое высказывание. Такая работа способствует развитию не только словарного запаса, но и грамматической правильности речи.

Кроме того, мнемотаблицы могут быть использованы для обучения детей рассказыванию по картинкам. Например, воспитатель показывает детям мнемотаблицу с изображением последовательности действий персонажей, таких как мальчик, который сначала идёт в лес, затем собирает грибы и приносит их домой. Дети, используя эту таблицу, составляют связный рассказ. Такая работа помогает развивать у детей способность не только запоминать последовательность действий, но и выражать свои мысли полными и правильно построенными предложениями.

Одним из преимуществ использования мнемотаблиц является возможность активного вовлечения детей в процесс обучения. Мнемотаблицы помогают детям лучше усваивать информацию, так как они активно работают с визуальными образами, а не просто слушают объяснения воспитателя. Например, воспитатель может предложить детям самостоятельно составить мнемотаблицу для пересказа какой-либо истории или сказки. Дети могут нарисовать свои собственные картинки или выбрать нужные изображения из предложенных вариантов. Этот процесс вовлекает детей в активную деятельность и делает процесс обучения более увлекательным и познавательным.

Также мнемотаблицы могут использоваться на занятиях по математике и логике. Например, воспитатель может предложить детям мнемотаблицы с изображением геометрических фигур или чисел, что поможет детям запомнить их названия и формы. Также мнемотаблицы могут быть использованы для обучения решению простых логических задач, где изображения помогают детям понять суть задачи и найти правильное решение.

Применение мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии детей даёт значительные результаты. Во-первых, это улучшение памяти и внимания, так как ребёнок учится концентрироваться на визуальной информации. Во-вторых, мнемотаблицы развивают связную речь, способствуя формированию у детей навыков последовательного и логического изложения мыслей. В-третьих, этот метод стимулирует творческое мышление, так как дети активно используют своё воображение для запоминания и воспроизведения информации.

Таким образом, мнемотаблицы являются эффективным инструментом в обучении дошкольников. Они позволяют сделать процесс обучения более наглядным, доступным и увлекательным, что особенно важно на этапе раннего детского развития. Использование мнемотаблиц способствует комплексному развитию детей, формируя у них как когнитивные, так и речевые навыки. Воспитатели могут активно использовать мнемотехнику в своей практике для создания интересных и познавательных занятий, которые помогут детям успешно овладеть новыми знаниями и развить свои речевые способности.

 

Список литературы

Бичева

И

.

Б

,

Кузнецова

А

.

И

,

Маковей

Е

.

А

.

Мнемотехника

как

современная

технология

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста

//

Проблемы

современного

педагогического

образования

. 2018.

59-3.

Романова

Е

.

Е

.

Р

оль

мнемотаблиц

в

системе

формирования

словесно

-

логической

памяти

у

дошкольников

//

Вестник

науки

и

образования

. 2020.

22-1 (100).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×