применение мнемотехнических приемов при запоминании иностранных слов | Мой кабинет. Работа №354009. Номер работы: №354009
Мнемотехника известна с древних времен, она облегчает запоминание и удержание в долговременной памяти материала.Еще со школьных лет мы помним цвета солнечного света КАждый Охотник Желает Знать. Где Сидит Фазан.В преподавании английского языка я тоже использую примемы мнемотехники, моя статья содержит мой педагогический опыт по развитию ассоциативной памяти!
Использование мнемонических приемов запоминания на уроках английского языка.
Мнемонические системы (или просто мнемоника) – это вспомогательные средства, облегчающие вспоминание, которые является наиболее трудным процессом из трех основанных операций памяти: записи, хранения и извлечения информации. Мнемонические системы предупреждают возможность забывания и благодаря совместной работе чувств, эмоций и интеллекта, способствуют лучшей работе памяти. Будучи построенными на принципах ассоциации образов и вербальной проработки, мнемонические системы подразумевают работу одновременно и визуальной, и вербальной памяти. Мнемонические приемы разделяют на три категории: коды, подсказки и стратегии. Все эти организационные системы следует использовать во время записи информации.
Например, в географии слово ОВАЛ – подсказка для запоминания четырех самых крупных рек России – Обь, Волга, Амур, Лена. Мнемонические приемы с успехом используются на других уроках. Всем известна фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая является кодом для запоминания светового спектра в физике, (к – красный, о – оранжевый, ж – желтый, з – зеленый, г – голубой, с – синий, ф – фиолетовый).
На уроках английской грамматики мы ввели слова – звуковые коды: «дудка»-вспомогательный глагол do, «дидка»-глагол did, «вилка»-will и зрительные коды рисунки - для простого неопределенного времени-спираль, обозначающая обычное, повторяющееся действие, для продолжительного времени – пунктир в значении длящегося, незаконченного действия и часы-будильник, обозначающее, что это действие происходит в определенный момент с предлогом времени at. Совершенные времена имеют картинку-символ «кофе» (Я уже сделал кофе) с предлогом «by».
Основным принципом использования мнемотехники является ассоциация образов, которая необычайно эффективна при запоминании лиц и имен, списков и чисел. Ассоциация- это средство вызова воспоминаний в область сознания. Работа памяти осуществляется с помощью спонтанных ассоциаций, таким образом, выстраивается логическая цепочка, ведущая к нужному следу в памяти. И в нашей повседневной жизни мы также нередко пользуемся принципом ассоциаций (вспомним про узелок на носовом платке или нитку, накрученную на палец). Это ассоциация нелогические, без использования чувств и логики. Мнемонические системы, основанные на ассоциациях нелогичного типа, применялись с древних времен для запоминания лиц, имен, чисел, иностранных слов и научных терминов. Ассоциации такого типа формируются в момент записи информации и призываются на помощь в момент ее извлечения из памяти. Часто они бессмысленны, смешны, несуразны, но необычайно действенны и эффективны. Кроме того, они напоминают увлекательную игру как для детей, так и для взрослых. В методике изучения иностранных слов широко используется этот мнемонический приём, основанный на ассоциации образов. Так, при предъявлении слова необходимо несколько раз произнести его, вслушиваясь в его звучание или анализируя первые 2-3 звука. Затем нужно попытаться найти в этом слове некое значения, которое можно мысленно воспроизвести в виде зрительного образа. Можно даже нарисовать этот образ в простой картинке. После этого обязательно совместить мысленно первое и второе, построив ассоциацию образов. Так, например, при изучении цветов возникают такие ассоциации: белый (white) ассоциируется со словом «вата», сходным по звучанию первых двух звуков и по семантике. Green ассоциируется с грязью зеленого винограда, yellow-с желтим лимоном, который ты ел за завтраком.
Красный - это редиска, коричневый - это пистолет «браунинг», синий ассоциируется с синей блузкой и так далее. Важно, чтобы после предъявления все «цветные слова» были объединены в одно зрительное поле с цветными картинками - символами. Создание «крупно плановых» мысленных или еще лучше нарисованных картин помогает запомнить очень важную информацию (особенно исключения из правил) и одновременно развивает воображение. При запоминании существительных, употребляемых только в единственном числе, мы рисуем такую картину: в школе нам дают знания, информацию, совет при любой погоде. Родители за все это платят такие деньги, от которых волосы становятся дыбом. Но все это приводит в конечном итоге к прогрессу. Таким образом, мы тренируем существительные, употребляемые только в единственном числе: knowledge, information, advice, weather, money, hair, progress.