Применение народных песен в работе с детьми логопедических групп | Гиренко Ирина Викторовна. Работа №349751
Аннотация. Статья посвящена методике использования народных песен в работе с детьми логопедических групп в детском саду. Рассматриваются особенности народных песен как средства развития речи, ритмики и музыкального слуха у детей с нарушениями речи. В статье представлены рекомендации по подбору и адаптации песенного материала, а также методические советы по проведению музыкальных занятий. Включение народных песен в музыкальные занятия с детьми логопедических групп способствует улучшению речевого аппарата, развивает эмоциональную сферу и интерес к народной культуре.
Ключевые слова: народные песни, логопедические группы, музыкальное развитие, речевые нарушения, дошкольное образование, методика.
ПРИМЕНЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП
Гиренко Ирина Викторовна, музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад "Алёнка", Республика Хакасия, г. Абакан
Аннотация. Статья посвящена методике использования народных песен в работе с детьми логопедических групп в детском саду. Рассматриваются особенности народных песен как средства развития речи, ритмики и музыкального слуха у детей с нарушениями речи. В статье представлены рекомендации по подбору и адаптации песенного материала, а также методические советы по проведению музыкальных занятий. Включение народных песен в музыкальные занятия с детьми логопедических групп способствует улучшению речевого аппарата, развивает эмоциональную сферу и интерес к народной культуре.
Ключевые слова: народные песни, логопедические группы, музыкальное развитие, речевые нарушения, дошкольное образование, методика.
Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями в логопедических группах детского сада требует особого подхода. Народные песни занимают в этой системе особое место, так как являются уникальным источником музыкальных, ритмических и речевых элементов, которые способствуют естественному и ненавязчивому развитию речи у детей. Применение народных песен помогает улучшить дикцию, координацию дыхания и ритмику, что важно для детей, испытывающих трудности с речевым аппаратом.
Значение народных песен для развития речи
Народные песни обладают рядом особенностей, которые делают их ценными в логопедической работе с детьми:
Простая структура — народные песни часто имеют повторяющиеся мотивы и строфы, что облегчает восприятие и запоминание текста детьми.
Ритмичность — в народных песнях четко выражен ритм, который помогает детям с нарушениями речи чувствовать и понимать ритмическую структуру речи.
Эмоциональная насыщенность — песни передают разнообразные чувства, что помогает детям развивать эмоциональную сферу и выразительность.
Артикуляционные упражнения — народные песни включают в себя звуки, помогающие детям отрабатывать речевые позиции и совершенствовать артикуляцию.
Методика применения народных песен в логопедических группах
1. Подбор песенного репертуара
Важным этапом является грамотный подбор песен. Рекомендуется выбирать песни, которые соответствуют следующим критериям:
Простота текста — песни должны иметь простые и понятные слова, повторяющиеся фразы и короткие строфы.
Выраженная ритмика — наличие четкого ритма облегчает работу над речевыми нарушениями.
Аутентичные мотивы — народные мотивы помогают детям познакомиться с культурой и традициями через музыку.
Например, можно использовать такие песни, как «Во поле березка стояла», «Ой, лужок», «Колокольчик», которые подходят для работы над четким произношением звуков и ритмическим восприятием.
2. Артикуляционные упражнения на основе песен
Каждая народная песня может быть использована как элемент артикуляционной гимнастики. Перед началом занятия педагог может предложить детям разогреть речевой аппарат с помощью упражнений:
Произношение звуковых повторов: например, «ля-ля-ля», «ра-ра-ра», «ма-ма-ма» — это улучшает дикцию и помогает отработать звуки.
Дыхательные упражнения: перед пением песни можно предложить детям сделать глубокий вдох и длинный выдох, чтобы развивать координацию дыхания и речи.
3. Ритмическая работа с народными песнями
Ритмическое сопровождение народных песен помогает детям освоить структуру речи и ритмическое восприятие. Рекомендуется использовать следующие приемы:
Хлопки в такт музыке: дети могут хлопать в ладоши или топать ногами под ритм песни, что способствует развитию чувства ритма.
Игра на музыкальных инструментах: использование барабанов, трещоток и других инструментов делает занятие более интересным и вовлекает детей в процесс.
4. Работа с текстом песни
Тексты народных песен обычно просты, что позволяет детям легко их запомнить. В процессе работы можно:
Читать текст вместе с детьми, акцентируя внимание на проблемных звуках.
Пропевать строки песни медленно и четко, помогая детям сфокусироваться на произношении сложных слов.
Разбирать значение слов и сюжет песни, что развивает у детей не только речевые навыки, но и познавательные способности.
5. Интеграция народных песен в различные виды деятельности
Для повышения интереса детей и укрепления речевых навыков рекомендуется использовать народные песни не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни группы:
Музыкально-двигательные игры — такие игры, как хороводы, помогают детям развивать ритмичность и координацию движений.
Театрализованные постановки — можно разыграть сценки по мотивам народных песен, что помогает детям улучшить дикцию и выразительность речи.
Кружки по интересам — совместное исполнение песен с родителями и воспитателями способствует развитию социальных навыков у детей.
Рекомендации для музыкальных руководителей
1. Создание позитивной атмосферы
Важным фактором является создание на занятии атмосферы, в которой дети чувствуют себя комфортно. Для этого музыкальному руководителю следует:
Поддерживать позитивное отношение к процессу обучения, похваливать детей за старания.
Использовать элементы игры, чтобы сделать занятия более увлекательными.
2. Индивидуальный подход
В логопедических группах важно учитывать особенности каждого ребенка. Поэтому рекомендуется:
Составлять индивидуальные планы работы, фокусируясь на звуках и артикуляции, которые требуют проработки у конкретного ребенка.
Давать детям возможность проговаривать текст в более медленном темпе, если у них есть трудности с произношением.
3. Вовлечение родителей
Включение родителей в процесс обучения делает его более эффективным. Педагог может:
Организовывать открытые уроки, на которых родители смогут наблюдать за успехами детей и участвовать в занятиях.
Давать рекомендации для совместного разучивания песен дома, что способствует улучшению речи и укрепляет семейные отношения.
Применение народных песен в работе с детьми логопедических групп играет важную роль в формировании их речевых навыков, чувства ритма и музыкального слуха. Народные песни помогают детям освоить новые звуки, развивают ритмическое восприятие и учат основам культуры. Благодаря простоте структуры и ритмичности, народные песни подходят для работы с речевыми нарушениями, формируют уверенность в себе и прививают любовь к музыкальной традиции. Подход к занятиям с элементами игры и музыкального творчества помогает детям достигать результатов в речевом развитии и открывает им мир народного искусства.
Список литературы
Бойко Е. Е. Организация музыкальной деятельности дошкольников в логопедических г
руппах детского сада // Экономика и социум. 2014. №2-5 (11).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-muzykalnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-v-logopedicheskih-gruppah-detskogo-sada
Гончарова-Т
верская Ольга Николаевна,
Пеккер
Екатерина Анатольевн
а Устное народное творчество как средство формирования звуковой культуры речи у дошкольников // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo-formirovaniya-zvu
kovoy-kultury-rechi-u-doshkolnikov