Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение народных песен в работе с детьми логопедических групп | Гиренко Ирина Викторовна. Работа №349751

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методике использования народных песен в работе с детьми логопедических групп в детском саду. Рассматриваются особенности народных песен как средства развития речи, ритмики и музыкального слуха у детей с нарушениями речи. В статье представлены рекомендации по подбору и адаптации песенного материала, а также методические советы по проведению музыкальных занятий. Включение народных песен в музыкальные занятия с детьми логопедических групп способствует улучшению речевого аппарата, развивает эмоциональную сферу и интерес к народной культуре.

Ключевые слова: народные песни, логопедические группы, музыкальное развитие, речевые нарушения, дошкольное образование, методика.

ПРИМЕНЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП

 

Гиренко Ирина Викторовна, музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад "Алёнка", Республика Хакасия, г. Абакан

 

Аннотация. Статья посвящена методике использования народных песен в работе с детьми логопедических групп в детском саду. Рассматриваются особенности народных песен как средства развития речи, ритмики и музыкального слуха у детей с нарушениями речи. В статье представлены рекомендации по подбору и адаптации песенного материала, а также методические советы по проведению музыкальных занятий. Включение народных песен в музыкальные занятия с детьми логопедических групп способствует улучшению речевого аппарата, развивает эмоциональную сферу и интерес к народной культуре.

Ключевые слова: народные песни, логопедические группы, музыкальное развитие, речевые нарушения, дошкольное образование, методика.

 

Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями в логопедических группах детского сада требует особого подхода. Народные песни занимают в этой системе особое место, так как являются уникальным источником музыкальных, ритмических и речевых элементов, которые способствуют естественному и ненавязчивому развитию речи у детей. Применение народных песен помогает улучшить дикцию, координацию дыхания и ритмику, что важно для детей, испытывающих трудности с речевым аппаратом.

Значение народных песен для развития речи

Народные песни обладают рядом особенностей, которые делают их ценными в логопедической работе с детьми:

Простая структура — народные песни часто имеют повторяющиеся мотивы и строфы, что облегчает восприятие и запоминание текста детьми.

Ритмичность — в народных песнях четко выражен ритм, который помогает детям с нарушениями речи чувствовать и понимать ритмическую структуру речи.

Эмоциональная насыщенность — песни передают разнообразные чувства, что помогает детям развивать эмоциональную сферу и выразительность.

Артикуляционные упражнения — народные песни включают в себя звуки, помогающие детям отрабатывать речевые позиции и совершенствовать артикуляцию.

Методика применения народных песен в логопедических группах

1. Подбор песенного репертуара

Важным этапом является грамотный подбор песен. Рекомендуется выбирать песни, которые соответствуют следующим критериям:

Простота текста — песни должны иметь простые и понятные слова, повторяющиеся фразы и короткие строфы.

Выраженная ритмика — наличие четкого ритма облегчает работу над речевыми нарушениями.

Аутентичные мотивы — народные мотивы помогают детям познакомиться с культурой и традициями через музыку.

Например, можно использовать такие песни, как «Во поле березка стояла», «Ой, лужок», «Колокольчик», которые подходят для работы над четким произношением звуков и ритмическим восприятием.

2. Артикуляционные упражнения на основе песен

Каждая народная песня может быть использована как элемент артикуляционной гимнастики. Перед началом занятия педагог может предложить детям разогреть речевой аппарат с помощью упражнений:

Произношение звуковых повторов: например, «ля-ля-ля», «ра-ра-ра», «ма-ма-ма» — это улучшает дикцию и помогает отработать звуки.

Дыхательные упражнения: перед пением песни можно предложить детям сделать глубокий вдох и длинный выдох, чтобы развивать координацию дыхания и речи.

3. Ритмическая работа с народными песнями

Ритмическое сопровождение народных песен помогает детям освоить структуру речи и ритмическое восприятие. Рекомендуется использовать следующие приемы:

Хлопки в такт музыке: дети могут хлопать в ладоши или топать ногами под ритм песни, что способствует развитию чувства ритма.

Игра на музыкальных инструментах: использование барабанов, трещоток и других инструментов делает занятие более интересным и вовлекает детей в процесс.

4. Работа с текстом песни

Тексты народных песен обычно просты, что позволяет детям легко их запомнить. В процессе работы можно:

Читать текст вместе с детьми, акцентируя внимание на проблемных звуках.

Пропевать строки песни медленно и четко, помогая детям сфокусироваться на произношении сложных слов.

Разбирать значение слов и сюжет песни, что развивает у детей не только речевые навыки, но и познавательные способности.

5. Интеграция народных песен в различные виды деятельности

Для повышения интереса детей и укрепления речевых навыков рекомендуется использовать народные песни не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни группы:

Музыкально-двигательные игры — такие игры, как хороводы, помогают детям развивать ритмичность и координацию движений.

Театрализованные постановки — можно разыграть сценки по мотивам народных песен, что помогает детям улучшить дикцию и выразительность речи.

Кружки по интересам — совместное исполнение песен с родителями и воспитателями способствует развитию социальных навыков у детей.

Рекомендации для музыкальных руководителей

1. Создание позитивной атмосферы

Важным фактором является создание на занятии атмосферы, в которой дети чувствуют себя комфортно. Для этого музыкальному руководителю следует:

Поддерживать позитивное отношение к процессу обучения, похваливать детей за старания.

Использовать элементы игры, чтобы сделать занятия более увлекательными.

2. Индивидуальный подход

В логопедических группах важно учитывать особенности каждого ребенка. Поэтому рекомендуется:

Составлять индивидуальные планы работы, фокусируясь на звуках и артикуляции, которые требуют проработки у конкретного ребенка.

Давать детям возможность проговаривать текст в более медленном темпе, если у них есть трудности с произношением.

3. Вовлечение родителей

Включение родителей в процесс обучения делает его более эффективным. Педагог может:

Организовывать открытые уроки, на которых родители смогут наблюдать за успехами детей и участвовать в занятиях.

Давать рекомендации для совместного разучивания песен дома, что способствует улучшению речи и укрепляет семейные отношения.

Применение народных песен в работе с детьми логопедических групп играет важную роль в формировании их речевых навыков, чувства ритма и музыкального слуха. Народные песни помогают детям освоить новые звуки, развивают ритмическое восприятие и учат основам культуры. Благодаря простоте структуры и ритмичности, народные песни подходят для работы с речевыми нарушениями, формируют уверенность в себе и прививают любовь к музыкальной традиции. Подход к занятиям с элементами игры и музыкального творчества помогает детям достигать результатов в речевом развитии и открывает им мир народного искусства.

 

Список литературы

Бойко Е. Е. Организация музыкальной деятельности дошкольников в логопедических г

руппах детского сада // Экономика и социум. 2014. №2-5 (11).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-muzykalnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-v-logopedicheskih-gruppah-detskogo-sada

Гончарова-Т

верская Ольга Николаевна,

Пеккер

Екатерина Анатольевн

а Устное народное творчество как средство формирования звуковой культуры речи у дошкольников // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo-formirovaniya-zvu

kovoy-kultury-rechi-u-doshkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×