Применение нейропсихологического подхода как основа подготовки и проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ | Иванова Софья Александровна. Работа №347649
Аннотация: Статья посвящена нейропсихологическому подходу как основному принципу организации и проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные принципы нейропсихологии, их влияние на процесс обучения и коррекции. Описываются методы и техники, которые можно использовать для создания эффективной образовательной среды, способствующей развитию когнитивных и социальных навыков у детей с ОВЗ. Статья акцентирует внимание на важности индивидуального подхода к каждому ученику и роли учителя-дефектолога в этом процессе.
Ключевые слова: нейропсихология, коррекционно-развивающие занятия, обучающиеся с ОВЗ, индивидуальный подход, когнитивные навыки.
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Иванова Софья Александровна, учитель-дефектолог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Белоярский»
Аннотация: Статья посвящена нейропсихологическому подходу как основному принципу организации и проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные принципы нейропсихологии, их влияние на процесс обучения и коррекции. Описываются методы и техники, которые можно использовать для создания эффективной образовательной среды, способствующей развитию когнитивных и социальных навыков у детей с ОВЗ. Статья акцентирует внимание на важности индивидуального подхода к каждому ученику и роли учителя-дефектолога в этом процессе.
Ключевые слова: нейропсихология, коррекционно-развивающие занятия, обучающиеся с ОВЗ, индивидуальный подход, когнитивные навыки.
В современном образовательном процессе работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует применения инновационных подходов и методик, направленных на максимально эффективное развитие и коррекцию их навыков. Нейропсихологический подход становится одним из таких подходов, обеспечивающим более глубокое понимание индивидуальных особенностей развития детей и возможность создания оптимальных условий для их обучения и социализации. Нейропсихология изучает связь между функциями мозга и поведением человека, что позволяет учителям-дефектологам разрабатывать и применять более точные и эффективные коррекционно-развивающие занятия.
Применение нейропсихологического подхода в коррекционной педагогике основывается на понимании того, что нарушения в области психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, могут существенно влиять на способности ребенка к обучению и социализации. Основная задача педагога-дефектолога заключается в том, чтобы выявить эти нарушения и на их основе разработать индивидуальную программу коррекции. Понимание нейропсихологических механизмов позволяет не только диагностировать, но и предлагать методы, которые наиболее эффективны для конкретного ребенка.
Одним из ключевых аспектов нейропсихологического подхода является внимание к развитию функциональных систем мозга. Каждая система отвечает за определенные когнитивные функции, и нарушения в одной из них могут оказывать влияние на другие. Это требует комплексного подхода к коррекции: например, если у ребенка имеются трудности с произвольным вниманием, то стоит сосредоточиться на задачах, развивающих эту функцию, одновременно учитывая, как это скажется на его памяти и других познавательных процессах.
В нейропсихологии выделяют несколько основных методов, которые могут быть полезны в коррекционно-развивающих занятиях. Один из них — метод функциональной асимметрии. Он основан на использовании преимущественно одной из полушарий мозга, что позволяет активизировать недоразвитые функции. Например, для детей с выраженными трудностями в чтении можно применять задания, направленные на развитие правополушарной активности, которая отвечает за визуальное восприятие и эмоциональную окраску информации. Таким образом, использование методов, соответствующих нейропсихологическим особенностям, позволяет создать более индивидуализированный подход к каждому ученику.
Следующий метод — это использование игротерапии. Игровая форма обучения создает комфортную атмосферу для ребенка, способствует снижению стресса и повышению мотивации. Игры могут быть направлены на развитие различных когнитивных навыков, таких как память, внимание, восприятие и мышление. Например, с помощью настольных игр можно развивать у детей стратегическое мышление и умение работать в команде, что также важно для их социализации. Педагог может использовать элементы соревнования и сотрудничества, что не только делает занятия интересными, но и способствует формированию социальных навыков.
Методики нейропсихологического подхода также включают элементы сенсорной интеграции. Это направление подразумевает работу с различными видами сенсорной информации, что способствует улучшению взаимодействия ребенка с окружающей средой. Например, занятия могут включать использование тактильных материалов, зрительных стимулов, звуковых эффектов, что помогает развивать внимание и восприятие. Такие занятия могут быть организованы в виде мастер-классов, где дети могут экспериментировать с различными материалами и текстурами, обучаясь через опыт.
Также стоит отметить, что важным аспектом работы учителя-дефектолога является сотрудничество с родителями. Участие родителей в коррекционном процессе позволяет создать единую образовательную среду, что способствует более эффективному усвоению материала. Педагог может обучить родителей методам, которые они могут использовать в домашних условиях, что позволит ребенку развивать необходимые навыки и вне школы. Родители могут участвовать в совместных играх и упражнениях, что не только способствует развитию ребенка, но и укрепляет связь между родителями и детьми.
Таким образом, применение нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с ОВЗ открывает новые горизонты для эффективного обучения и социализации. Этот подход позволяет глубже понять индивидуальные особенности каждого ребенка и создать оптимальные условия для их развития. Учителя-дефектологи, вооруженные знаниями нейропсихологии, могут более точно разрабатывать коррекционные программы, которые отвечают потребностям и возможностям каждого ученика. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы, которые работают для одного, могут не подойти другому. Поэтому индивидуализация обучения и постоянная адаптация методов остаются главными принципами работы с детьми с ОВЗ.
Список литературы
Баранская
Л.Т., Павлова Е.В. Нейропсихология. Учебное пособие. –
Екатеринбург: УГМУ. 2020 – 115 с.
Курдюкова
, Н. А.
Нейропсихология: учебное пособие для вузов / Н. А.
Курдюкова
, Т. В. Коростелева. — 2-е изд.,
испр
. и доп. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024. — 154 с. — (Высшее образование).
Сербина
Л.Ф.
Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2016. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-neyropsihologicheskogo-podhoda-v-rabote-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 17.10.2024).
Сербина Л.Ф. Исследование проблемы коррекции психического развития детей с
РАС
с использованием нейропсихологического подхода // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemy-korrektsii-psihicheskogo-razvitiya-detey-s-ras-s-ispolzovaniem-neyropsihologicheskogo-podhoda (дата обращения: 17.10.2024).