Применение новых образовательных технологий и формирование языковой компетенции на уроках русского и литературы | Аминева Елена Рафаэльевна. Работа №343579
Аннотация. В статье рассматриваются современные образовательные технологии и их роль в формировании языковой компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы. Описаны методы и приемы, способствующие повышению интереса учеников к предмету и активному участию в учебном процессе. Представлены конкретные примеры внедрения цифровых технологий, интерактивных форм работы и проектного обучения.
Ключевые слова: образовательные технологии, языковая компетенция, цифровые инструменты, интерактивные методы, проектное обучение, русский язык, литература.
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ
Аминева Елена Рафаэльевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ "Гимназия № 3" г. Уфа
Аннотация. В статье рассматриваются современные образовательные технологии и их роль в формировании языковой компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы. Описаны методы и приемы, способствующие повышению интереса учеников к предмету и активному участию в учебном процессе. Представлены конкретные примеры внедрения цифровых технологий, интерактивных форм работы и проектного обучения.
Ключевые слова: образовательные технологии, языковая компетенция, цифровые инструменты, интерактивные методы, проектное обучение, русский язык, литература.
В условиях развития нынешнего общества и стремительного роста информационных технологий процесс обучения претерпевает значительные изменения. Современные ученики живут в мире цифровых технологий, и для успешного развития их языковой компетенции на уроках русского языка и литературы необходимо использовать новые подходы к преподаванию. Традиционные методы обучения требуют обновления и дополнения современными образовательными технологиями, которые делают процесс изучения языка и литературы более увлекательным, интерактивным и эффективным.
Задача учителя сегодня — не только передать знания, но и способствовать формированию у учеников таких навыков, как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество и креативность. Современные технологии предоставляют возможность организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся стали активными участниками образовательного процесса, а не его пассивными получателями.
Языковая компетенция — это способность человека эффективно использовать язык в различных контекстах для выражения мыслей, понимания информации и коммуникации. В учебном процессе на уроках русского языка и литературы языковая компетенция включает следующие компоненты:
Лексическая компетенция — знание словарного запаса и умение его эффективно применять.
Грамматическая компетенция — способность использовать грамматические структуры языка для правильного построения предложений.
Коммуникативная компетенция — умение общаться на русском языке в устной и письменной формах, адаптируясь к ситуации общения.
Социокультурная компетенция — знание культурных норм, традиций и особенностей использования языка в различных ситуациях.
Читательская компетенция — умение воспринимать и анализировать литературные тексты, а также осмысливать их содержание.
Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет не только улучшить восприятие материала, но и развивать у учащихся ключевые навыки и компетенции, включая языковую компетенцию.
Интерактивные платформы и приложения, такие как "ЯКласс", "Решу ЕГЭ" и другие, позволяют ученикам совершенствовать свои знания в режиме онлайн. Эти ресурсы предоставляют разнообразные упражнения по грамматике, лексике, чтению и письменной речи, а также автоматизированные системы проверки результатов, что мотивирует школьников к самостоятельной работе.
Видео, аудиоматериалы, инфографика и интерактивные карты делают процесс обучения более наглядным и интересным. Учителя могут использовать цифровые презентации, онлайн-игры и тесты для закрепления материала, что особенно актуально для изучения сложных тем. Например, просмотр отрывков экранизаций литературных произведений может помочь ученикам лучше понять художественный текст и его интерпретацию.
Проектная деятельность способствует не только развитию языковой компетенции, но и формированию коммуникативных навыков и навыков работы в команде. Обучающиеся могут создавать проекты по литературным произведениям, проводить исследовательскую работу, разрабатывать презентации и проводить коллективные обсуждения. Такой подход вовлекает учеников в активное использование языка, стимулирует их самостоятельную работу и расширяет кругозор.
Современные дети активно используют социальные сети и блоги для общения и самовыражения. Эти инструменты могут стать полезными и на уроках русского языка и литературы. Учащимся можно предложить создать литературные блоги, где они будут публиковать свои эссе, рецензии на книги или даже собственные рассказы и стихи. Это не только помогает развить навыки письма, но и мотивирует детей работать над текстами, осознавая, что их творчество будет доступно для широкой аудитории.
В условиях современного мира технологии дистанционного обучения становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Учителя могут проводить онлайн-уроки, организовывать видеоконференции для обсуждения литературных произведений или организовать виртуальные экскурсии по музеям, связанным с русской литературой. Это создает новые возможности для углубленного изучения материала и расширяет границы учебного процесса.
На уроках русского языка и литературы можно использовать онлайн-тесты и квизы для проверки знаний учеников. Такие платформы, как «Kahoot!», позволяют проводить тесты в игровой форме, что делает процесс обучения более динамичным и увлекательным.
Использование ролевых игр и симуляций на основе литературных произведений помогает учащимся глубже понять мотивы персонажей и интерпретировать текст. Например, ученики могут разыгрывать сцены из произведений или создавать свои версии диалогов между героями.
Доступ к электронным библиотекам позволяет школьникам читать литературные произведения в удобное для них время, а также знакомиться с критическими статьями, комментариями и биографиями авторов. Это способствует развитию читательской компетенции и помогает им более осознанно воспринимать художественные тексты.
Таким образом, применение новых образовательных технологий в обучении русскому языку и литературе открывает перед педагогами и учениками новые возможности. Современные технологии помогают сделать уроки более увлекательными и продуктивными, а также способствуют активному развитию языковой компетенции школьников. Внедрение цифровых инструментов и интерактивных методов обучения позволяет ученикам лучше понимать и применять язык в различных контекстах, а также расширяет их творческий потенциал.
Список литературы
Бурганова, Ф. Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся / Ф. Ф. Бурганова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 87-89.
Гиздулин
Э.Ф.
Современные
образовательные
технологии
на
уроках
русского
языка
в
школе
/
Э.Ф.
Гиздулин
,
З.Ш.
Нуридинов,
З.С.
Аманова.
—
Текст:
непосредственный
//
Молодой
ученый.
—
2021.
—
№45 (387).
—
С. 207-209.