Применение опорных схем и алгоритмов на уроках математики 5-6 классов | Кузнецова Настасья Андреевна. Работа №332603
В данной статье приводятся примеры использования наглядных схем для введения новых правил в 5-6 классах. Использование таких схем в преподавательской деятельности упрощает работу учителя, а учащиеся вопринимают информацию не только с помощью заучивания материала, но и визуально. В статье разобраны такие формы как вопросно-ответный алгоритм, алгоритм в виде блок-схемы и пошаговый алгоритм. Данная методика введения нового материала способствует развитию не только предметных умений учащихся, но и развивает личностные качества, а также способствует формированию метапредметных связей.
Разработка и применение опорных схем и алгоритмов на уроках математики 5-6 классов в условиях обновленных ФГОС.
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Конфуций
Одной из важных задач педагога является привить учащимся интерес к познавательной деятельности, научить рассуждать логически, размышлять и применять полученные теоретические знания на практике. Часто учащиеся средней школы сталкиваются с трудностями в восприятии правил, которые представлены в учебных пособиях. Причин возникновения таких сложностей может быть много. Это и особенности развития и характера ребенка, дисциплина на уроке, и разный уровень способностей и подготовки, не всегда доступные и соответствующие возрастным особенностям детей способы преподнесения новой информации в учебных пособиях. Деятельность учителя должна быть направлена не только на привлечение интереса учащихся к образовательному процессу, но и на упрощение восприятия нового материала с помощью различных наглядных форм, удобных и понятных учащимся.
Программа школьного курса математики строится последовательно, где каждая новая тема непосредственно связана с ранее изученным материалом и является его усложнением или применением для выполнения новых действий. Знания и умения, которые получают учащиеся 5-6 классов являются основой для дальнейшего изучения предмета и сдачи государственной итоговой аттестации. Именно поэтому важно акцентировать внимание на процессе усвоения материала и контролировать его, развивать правильную мотивацию и прививать учащимся культуру учебного труда.
Одним из видов упрощения восприятия материала может быть использование различных наглядных форм представления новых правил, таких как: рассуждения в виде вопросно-ответного алгоритма, пошагового алгоритма или алгоритма в виде блок-схемы. В качестве примера рассмотрим одну из самых непростых тем курса 5-го класса - правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, а также тему 6-го класса:
Пример 1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (5 класс)
Формулировка правила из учебника: чтобы сложить (вычесть) дроби с разными знаменателями, надо привести их к общему знаменателю, а затем сложить (вычесть) полученные дроби.
Рассмотрим решение данного примера:
Формулировка правила в виде пошагового алгоритма:
Найти знаменатели дробей
Найти наименьшее общее кратное знаменателей.
Найти дополнительный множитель для каждой из дробей.
Привести каждую дробь к новому знаменателю.
Выполнить сложение (вычитание) дробей с одинаковыми знаменателями (сложить (вычесть) числители дробей, а знаменатель оставить без изменений).
Привести полученную сумму (разность) к виду правильной несократимой дроби.
Формулировка правила в вопросно-ответной форме:
Дроби с разными знаменателями? - Да, надо привести к общему
Какое число является наименьшим общим кратным чисел 9 и 12 (то есть делится и на 9, и на 12)? - 72
На что надо умножить 9, чтобы получить 72? - На 8, это дополнительный множитель для дроби .
На что надо умножить 12, чтобы получить 72? - На 6, это дополнительный множитель для дроби .
Какую дробь получим, умножив на 8 числитель и знаменатель дроби ? -
Какую дробь получим, умножив на 6 числитель и знаменатель дроби ? - .
Чему равна сумма дробей и ? - .
Результат сократимая дробь? - Нет, надо сократить на 2.
Результат правильная дробь? - Нет, надо выделить целую часть.
Формулировка правила в виде схемы:
Пример 2. Вычитание рациональных чисел. (6 класс)
Формулировка правила из учебника: чтобы найти разность двух чисел, можно к уменьшаемому прибавить противоположное вычитаемому.
Рассмотрим решение данного примера:
Формулировка правила в виде пошагового алгоритма:
Переписать уменьшаемое.
Заменить вычитание на сложение.
Вычитаемое заменить на противоположное.
Выполнить сложение рациональных чисел.
Формулировка правила в вопросно-ответной форме:
Какое действие выполняется? - Вычитание рациональных чисел.
В данном примере уменьшаемое это? -
Заменил вычитание на сложение? - Да.
В данном примере вычитаемое это?
Какое число является противоположным вычитаемому? -
Это сложение каких чисел? - С разными знаками ()
Модуль какого числа больше? -
Ответ будет положительным или отрицательным числом? - Отрицательным.
Формулировка правила в виде схемы:
Разобранные схемы являются лишь примером возможной интерпретации правила, сейчас существует большое разнообразие ресурсов для создания визуализации, использование которых не только упростит восприятие детьми нового материала и усвоение программы, но и поможет учителю в реализации педагогических задач.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413). – URL:
https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
(дата обращения 10.02.2024).
Математика. 5 класс : учебник : в двух частях / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков [и др.]. - Москва : Просвещение, 2023. Ч. 2. - 176 с.
Математика. 6 класс : учебник : в двух частях / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков [и др.]. - Москва : Просвещение, 2023. Ч. 2. - 144 с.