Применение песочной терапии для развития речи | Смирнова Александра Михайловна. Работа №354895
Аннотация. В статье рассматривается использование песочной терапии в логопедической практике с дошкольниками. Раскрываются возможности этого метода для развития речи детей, включая стимулирование речевой активности, обогащение словарного запаса и коррекцию различных речевых нарушений. Приводятся примеры игр и упражнений с песком, которые могут использоваться в работе логопеда, а также практические рекомендации по организации таких занятий.
Ключевые слова: песочная терапия, логопед, дошкольники, развитие речи, коррекция речи, игры с песком, творчество.
Применение песочной терапии для развития речи
Смирнова Александра Михайловна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Ласточка» комбинированного вида», Свердловская область, г. Лесной
Аннотация. В статье рассматривается использование песочной терапии в логопедической практике с дошкольниками. Раскрываются возможности этого метода для развития речи детей, включая стимулирование речевой активности, обогащение словарного запаса и коррекцию различных речевых нарушений. Приводятся примеры игр и упражнений с песком, которые могут использоваться в работе логопеда, а также практические рекомендации по организации таких занятий.
Ключевые слова: песочная терапия, логопед, дошкольники, развитие речи, коррекция речи, игры с песком, творчество.
Песочная терапия – это уникальный метод, позволяющий сочетать творческую деятельность, тактильное восприятие и эмоциональное взаимодействие. Для логопеда работа с песком становится не только инструментом для коррекции речевых нарушений, но и способом создать комфортную, расслабляющую атмосферу, в которой дети легче раскрывают свои речевые способности. Этот метод особенно эффективен для работы с дошкольниками, так как они воспринимают игры с песком как увлекательное занятие, а не обязательную коррекционную работу.
Песок обладает уникальными свойствами: он мягкий, текучий и пластичный, что позволяет использовать его для создания разнообразных форм, узоров и сюжетов. Во время взаимодействия с песком активизируются мелкая моторика, тактильные ощущения и творческое мышление. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются трудности в развитии моторных навыков, что напрямую связано с замедленным формированием речи. Игры с песком помогают преодолеть этот барьер, стимулируя развитие мелкой моторики и, следовательно, речи.
Одним из первых этапов работы с песком является знакомство ребенка с этим материалом. Например, логопед может предложить ребенку погладить песок, пропустить его через пальцы, «нарисовать» простые линии или круги. Эти упражнения не только развивают сенсорное восприятие, но и помогают ребенку расслабиться и почувствовать уверенность.
На следующем этапе можно вводить задания, связанные с описанием ощущений. Например, логопед спрашивает: «Какой песок – теплый или холодный? Мягкий или твердый?» Такие упражнения стимулируют активное использование речи, обогащают словарный запас и развивают навыки описания.
Песочная терапия предоставляет широкие возможности для сюжетных игр, которые способствуют развитию связной речи. Логопед может предложить ребенку создать на песке «город», «парк» или «сказочную страну» и рассказать, кто в ней живет и что там происходит. Например, ребенок может построить замок и рассказать о принцессе, которая в нем живет, или придумать историю о приключениях в пустыне. Такие задания развивают воображение, учат детей логически строить высказывания и использовать сложные речевые конструкции.
Для детей с фонетико-фонематическими нарушениями можно использовать упражнения на различение звуков. Логопед может спрятать в песке карточки с изображением предметов, названия которых начинаются с разных звуков, и предложить ребенку найти карточку и произнести слово. Например, спрятав карточки с «сапогом» и «зонтом», логопед просит ребенка назвать предмет и выделить первый звук.
Игры с песком также помогают в работе над грамматическим строем речи. Логопед может использовать фигурки животных, растений или предметов, чтобы предложить задания на составление предложений. Например, разместив на песке фигурки лошади, дерева и дома, можно попросить ребенка составить предложения: «Лошадь стоит у дома», «Рядом с деревом – лошадь». Такие упражнения учат детей согласованию слов, правильному построению предложений и использованию предлогов.
Кроме того, песочная терапия эффективно используется для развития артикуляции. На песке можно рисовать символы или изображения, связанные с определенными звуками, и предлагать ребенку проговаривать их. Например, рисуя «волны», ребенок может произносить звук [ш], а изображая «солнце» – звук [с]. Это помогает не только в коррекции звуков, но и в их автоматизации в спонтанной речи.
Организация занятий с песком требует от логопеда подготовки. Необходимо использовать безопасный, чистый песок, который можно дополнительно увлажнять для лепки. Подходящим инструментом будут различные формочки, маленькие лопатки, кисточки и палочки для рисования. Также важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его уровень речевого развития и предпочтения в игре.
Песочная терапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповые занятия помогают детям развивать коммуникативные навыки, учат взаимодействию и совместному творчеству. Например, логопед может предложить детям совместно построить «город» и рассказать о его жителях. Такие занятия способствуют формированию диалогической речи и учат детей вести конструктивный разговор.
Для родителей детей с речевыми нарушениями песочная терапия также становится доступным инструментом, который можно использовать дома. Логопед может предложить простые задания, которые родители могут выполнять вместе с ребенком, например, строить фигуры на песке и обсуждать их или придумывать истории.
Таким образом, песочная терапия – это универсальный и эффективный метод, который позволяет развивать речь ребенка через творчество, тактильное взаимодействие и игровую деятельность. Регулярное использование песочных игр в работе логопеда способствует преодолению речевых нарушений, стимулирует речевую активность и развивает коммуникативные навыки. Этот метод не только помогает в коррекции речи, но и способствует общему развитию ребенка, укрепляя его уверенность в собственных силах и творческий потенциал.
Список литературы
Гузенко
Н. В.
Психолого-педагогические возможности песочной терапии // Наука и образование сегодня.
2020. №3 (50).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-vozmozhnosti-pesochnoy-terapii
Иванина А. Ю., Фомина К. В.
П
есочная терапия как средство развития речи и других психических функций детей // Вестник науки.
2018. №9 (9).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pesochnaya-terapiya-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-i-drugih-psihicheskih-funktsiy-detey
Максимова И. В. Песочная терапия как метод психологической помощи в педагогической и коррекционной психологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
2015.
№47. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pesochnaya-terapiya-kak-metod-psihologicheskoy-pomoschi-v-pedagogicheskoy-i-korrektsionnoy-psihologii
Недоводиева
Н. М.
П
ольза песка и песочного рисования для детей с тяжелыми нарушениями речи // Символ науки.
2023. №10-1.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/polza-peska-i-pesochnogo-risovaniya-dlya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi