Применение плиометрических упражнений для развития скоростно-силовых способностей у школьников 10-11 лет на учебных занятиях по лёгкой атлетике | Дубоносова Светлана Владимировна. Работа №364798
Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у школьников основных физических качеств.
Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.
Специально подобранный комплекс упражнения на развития скоростно-силовых качеств, применяемый на уроках физической культуры может, значительно повысить уровень физической подготовленности учащихся 10-11лет.
Под скоростно-силовыми качествами понимаются такие свойства организма человека, которые обуславливают возможность проявления предельных и около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности учащегося к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма. К основным средствам развития скоростно-силовых качеств относятся
1) упражнения с отягощением в различных зонах мощности;
2) бег в усложненных условиях;
3) плиометрические упражнения.
Применение плиометрических упражнений для развития скоростно-силовых способностей у школьников 10-11 лет на учебных занятиях по лёгкой атлетике.
Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у школьников основных физических качеств.
Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.
Специально подобранный комплекс упражнения на развития скоростно-силовых качеств, применяемый на уроках физической культуры может, значительно повысить уровень физической подготовленности учащихся 10-11лет.
Под скоростно-силовыми качествами понимаются такие свойства организма человека, которые обуславливают возможность проявления предельных и около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности учащегося к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма. К основным средствам развития скоростно-силовых качеств относятся
1) упражнения с отягощением в различных зонах мощности;
2) бег в усложненных условиях;
3) плиометрические упражнения.
Главная особенность плиометрических упражнений — высокоинтенсивные, скоростные, мощные движения. Их можно выполнять в любом месте, без какого-либо оборудования — достаточно собственного веса. Упражнения развивают способность накапливать энергию в мышцах и использовать её в нужный момент. Впервые метод был открыт в 50-60 гг заслуженным тренером СССР Юрием Верхошанским и имел название «Ударный метод».
С помощью данных упражнений увеличиваются сила мышц, быстрота движений и, как следствие, мощность бега. К ним относятся:
Прыжки в длину с места;
Прыжки в длину с короткого разбега
Тройной прыжок с места. Отталкиваясь обеими ногами, приземлиться на
маховую
, затем на толчковую, после отталкивания толчковой ногой приземлиться на обе ноги. Можно применять пятикратные прыжки с измерением длины прыжка.
Многоскоки
на обеих ногах. Выполняются на отрезках 15-20 м.
Многоскоки
на обеих или одной ноге с преодолением препятствий (фишки, гимнастические скамейки,
барьеры
установленные на небольшой высоте).
Прыжки: подскоки на двух, на
правой
, на левой;
Прыжки в шаге, прыжки в шаге толчком только
правой
, прыжки в шаге толчком только левой;
Прыжки через барьеры толчком двух ног;
Прыжки через барьеры (установленные на небольшой высоте) толчком правой с приземлением на
правую
, тоже самое левой;
Встать со скамейки и перепрыгнуть барьер;
Встать со скамейки перепрыгнуть барьер и запрыгнуть на тумбу (тумба и барьер не большой высоты)
Полупр
исед
5 сек +
выпригивание
вверх.
Для оценки комплексного проявления скоростно-силовых способностей, которые характеризуют уровень скоростно-силовых качеств используются тесты.
Содержание тестов скоростно-силовой подготовки.
Прыжок в длину с места. Исходное положение - полу присед, стопы параллельны друг другу, руки назад. Выполняются три попытки подряд. Регистрируется лучший результат (в сантиметрах).
Тройной прыжок в длину с места. Исходное положение - ноги на ширине плеч, ступни – параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед, полет в первом шаге, второе отталкивание, полет во втором шаге, третье отталкивание, полет и приземление на две ноги.
Челночный бег 3 по 10 метров. Исходное положение – высокий старт. Челночный бег предполагает преодоление дистанции в 10 метров три раза. То есть от старта требуется добежать до отметки в 10 м, развернуться в обратном направлении, добежать до старта, развернуться и финишировать на десятиметровой отметке.
Пример заданий с применением плиометрических упражнений.
1. Физическое упражнение – прыжки в глубину.
Условия выполнения упражнения: И. п. – стоя на тумбе.
Выполнять прыжок с тумбы вниз.
Метод организации выполнения задания – поточный.
Распределение нагрузки по подгруппам отражено в таблице №1.
Таблица № 1.
Условия
Девушки
Юноши
Высота тумбы (скамейки), см
30
45
Количество подходов
3
3
Количество повторений
30
40
Методические рекомендации: приземляться на переднюю часть стопы.
2. Физическое упражнение - прыжки в обручи на двух ногах.
Условия выполнения упражнения: И. п. – ст. ноги врозь
Выполнять прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
Метод организации выполнения задания – поточный.
Распределение нагрузки по подгруппам отражено в таблицах № 2
Таблица №2
Условия
Девушки
Юноши
Количество обручей
20
30
Количество подходов
3
3
Методические указания: выполнять прыжки с одновременным отталкиванием двумя ногами, активно помогать руками.
Физическое упражнение - прыжки через барьеры толчком двух ног.
Условия выполнения упражнения: И. п. – ст. ноги врозь
Выполнять прыжки на двух ногах через барьеры.
Метод организации выполнения задания – поточный.
Распределение нагрузки по подгруппам отражено в таблице № 3
Таблица № 3
Условия
Девушки
Юноши
Количество барьеров
6
10
Высота барьеров
25
30
Количество проходов
5
10
Количество подходов
2
3
Методические указания – в фазе полёта подтягивать колени к груди, приземляться на переднюю часть стопы.
Специально подобранный комплекс упражнения на развития скоростно-силовых качеств, применяемый на уроках физической культуры может, значительно повысить уровень физической подготовленности учащихся 10-11лет.