Применение проблемно-ориентированного обучения в учебном процессе по информатике | Шутова Елена Владимировна . Работа №339065
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемно-ориентированного обучения (ПОО) как эффективного метода преподавания информатики в условиях стремительного развития технологий. Автор подчеркивает, что ПОО стимулирует активное участие учащихся в учебном процессе, развивает критическое мышление, формирует практические навыки и готовит к будущей профессиональной деятельности. В статье также подробно описаны ключевые аспекты ПОО, включая определение проблемы, постановку целей, разработку учебных материалов и оценку результатов обучения.
Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, информатика, технологии, веб-разработка.
В современном мире, где технологии стремительно развиваются, информатика играет всё более важную роль в жизни каждого человека.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Шутова Елена Владимировна, учитель информатики
МБОУ «ЦО Ступени» г. Владивосток
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемно-ориентированного обучения (ПОО) как эффективного метода преподавания информатики в условиях стремительного развития технологий. Автор подчеркивает, что ПОО стимулирует активное участие учащихся в учебном процессе, развивает критическое мышление, формирует практические навыки и готовит к будущей профессиональной деятельности. В статье также подробно описаны ключевые аспекты ПОО, включая определение проблемы, постановку целей, разработку учебных материалов и оценку результатов обучения.
Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, информатика, технологии, веб-разработка.
В современном мире, где технологии стремительно развиваются, информатика играет всё более важную роль в жизни каждого человека. Школьники должны не только освоить основы программирования и работы с компьютером, но и научиться применять полученные знания для решения реальных проблем. Проблемно-ориентированное обучение (ПОО) — это эффективный метод, который позволяет сделать процесс обучения информатике более интересным, практичным и направленным на развитие ключевых компетенций.
Проблемно-ориентированное обучение (ПОО) — это педагогическая технология, которая строится на основе создания и решения проблемных ситуаций, стимулирующих активную познавательную деятельность учащихся. Вместо традиционного изложения материала, учащиеся самостоятельно изучают информацию, анализируют данные, выдвигают гипотезы, ищут решения и презентуют свои результаты.
В контексте учебного процесса по информатике применение ПОО может значительно улучшить качество образования. Ученики могут более глубоко понять принципы программирования, алгоритмического мышления и разработки программных решений, работая над конкретными проектами и задачами.
Основы проблемно-ориентированного обучения в информатике включают несколько ключевых аспектов. Во-первых, это определение проблемы, которая будет решаться в рамках учебной задачи. Процесс определения проблемы может включать анализ реальных проблем из области информатики или составление вымышленных задач, но всегда должен быть связан с реальными ситуациями.
Во-вторых, необходимо определить цели и задачи обучения. Цели могут варьироваться в зависимости от уровня образования и специальности учащихся. Они могут включать освоение технологий программирования, анализ данных, создание веб-сайтов и т.д. Задачи обучения должны быть четкими, конкретными и измеримыми, чтобы ученики могли оценить свой прогресс.
Третий аспект – это разработка учебных материалов и методик обучения. Учебные материалы должны быть связаны с реальной проблемой и предоставлять необходимую информацию и инструкции для ее решения. Методики обучения могут включать групповую работу, обсуждение, практические задания и пр.
Четвёртый аспект – это оценка результатов обучения. Оценка должна быть адекватной целям и задачам обучения. Это может быть проверка практических навыков, создание проектов, написание отчетов и т.д. Важно, чтобы оценка стимулировала учащихся к творческому подходу и активному участию в учебном процессе.
Преимущества ПОО в учебном процессе по информатике:
1. Повышенная мотивация. Работа над реальными проблемами делает процесс обучения более интересным и актуальным. Учащиеся понимают, зачем им нужны знания, и видят их практическую ценность.
2. Развитие критического мышления. ПОО стимулирует анализ информации, поиск причинно-следственных связей, формулирование гипотез и обоснование выводов.
3. Формирование практических навыков. Учащиеся получают возможность применить полученные знания на практике, решая реальные задачи, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни.
4. Развитие коммуникативных навыков. В рамках ПОО учащиеся учатся работать в команде, обмениваться идеями, аргументировать свою позицию и вести дискуссии.
5. Подготовка к будущей профессии. ПОО способствует развитию навыков, которые будут востребованы в современном мире: креативность, способность к решению проблем, адаптация к новым технологиям.
Одним из примеров методов проблемно-ориентированного обучения в учебном процессе по информатике является метод проектной деятельности. При использовании данного метода учащимся предлагается самостоятельно разработать проект, связанный с информатикой. Например, они могут создать веб-сайт, разработать компьютерную программу или провести анализ больших данных.
Еще одним методом проблемно-ориентированного обучения, применяемым в учебном процессе по информатике, является метод кейс-студии. В этом методе ученикам предлагается анализировать и решать реальные или вымышленные проблемы, связанные с информатикой. Они могут быть представлены в виде текстовых задач, ситуаций, которые требуют разработки определенного алгоритма или использования конкретного программного обеспечения. Применение этого метода способствует развитию аналитического мышления и умению применять полученные знания на практике.
В целом, проблемно-ориентированное обучение – это эффективный подход к обучению информатике, который позволяет сделать процесс обучения более интересным, практичным и направленным на развитие ключевых компетенций. Внедрение ПОО в учебный процесс позволит подготовить школьников к вызовам современного мира и сформировать у них необходимые навыки для успешной карьеры в цифровой среде.
Список литературы
Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения // Образование в России. 2010. № 5.
Козлов O.A. Перспективы развития системы образования в информационном обществе // Информационные технологии в проектировании и производстве. 2001.- №1. С. 45 - 52.
Прусакова O.A. К вопросу о формировании алгоритмического стиля мышления на уроках информатики // Материалы XVII (Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк: Тровант, 2006
.