Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение различных форм организации учебной деятельности на уроках ОБЖ | Мискина Лилия Ниазовна. Работа №330155

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье даётся описание диференцированного подхода к учащимся при коррекции знаний и умений на уроках ОБЖ с применением различных форм организанизации учебной деятельности. Главная цель предмета является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности. Главным является  в области этого предмета  привитие знаний , умений и навыков во всех сферах жизнедеятельности. Применение дифферинцированного подхода на уроке, с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Между тем, каждый ребёнок- это личность.

Использование дифференцированного подхода к учащимся при коррекции знаний и умений. Урок ОБЖ с применением различных форм организации учебной деятельности, интерактивных методов обучения.

Преподавание предмета ОБЖ – это подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях и видах жизнедеятельности. Это воспитание гражданина – патриота, любящего свою Родину – Россию.

Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности, умения защищаться от угроз и опасностей. Привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование молодежи к безопасной жизнедеятельности, любви к своей Родине.

 Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд, ключевые, а именно:

Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении.

Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.

Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.

Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном уровне вызвана следующими соображениями.

Во-первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим! У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способн6остей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти способности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.

Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, я прежде всего должна иметь в виду его саморазвитие.

Следовательно, дифференцированный подход должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом) определяет личную «траекторию» своего развития.

Следовательно задачей при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Разрешить поставленную задачу можно, только путем проектирования такой технологии обучения, которая предусматривала бы осуществление принципа дифференцированного подхода на индивидуальном уровне.

Одним из вариантов реализации данного подхода может стать индивидуально-ориентированная система обучения ( в дальнейшем – ИОСО). Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.

При разработке данной технологии обучения я не фиксировала свое внимание на критике классно-урочной системы обучения, не покушалась на дидактические постулаты, считая, что в них имеются мощные резервы индивидуально-ориентированного обучения.

Смысл названия предлагаемой методики обучения в том, что она, прежде всего ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качеств персептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Поэтому данная технология называется индивидуально-ориентированной.

Во-вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности и быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.

В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.

В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.

В-пятых, она ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей учителя.

Когда я говорю о том, что предлагаемая технология является системой обучения, то я имею в виду то, что она содержит в себе множество психологических и педагогических закономерностей, принципов, методов и принципов организации процесса обучения, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Как организуются занятия?

При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока – лекционный и лабораторный.

На уроках – лекциях мной ведется объяснение нового материала. На этих занятиях не проводятся опросы, проверочные и самостоятельные работы и не выставляются оценки. Посещение лекционных занятий является обязательным.

На лабораторных занятиях учащиеся сдают мне учебные темы, выполняют практические работы, а еще при необходимости получают индивидуальные консультации как у меня так и у одноклассников – консультантов по основам безопасности жизнедеятельности, как правило, это учащиеся продвинутого уровня.

После первых лекционных занятий ученик приступает к реализации своего индивидуально-ориентированного учебного плана.

Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на лабораторном занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано, прежде всего, с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашнее задание.

Выполнив задание, ученик сдает его мне, я имею право выслушать ответ ученика как на все вопросы, так и на отдельные вопросы, выбранные мной при приеме задания, а еще я практикую процедуру контроля исполнения плана своим консультантам из числа сильных учащихся (продвинутый уровень обученности).

Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то у нас могут состояться следующие договоренности:

О повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий.

О выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной.

Но во всех случаях при ответах учащихся не использую оценку «неудовлетворительно», так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.

Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то мы заключаем «контракт», в котором определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки.

 

Содержанием дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания через развитие творческих способностей школьника.

Цель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем. Современные требования к воспитательному процессу изменились с изменением экономической и политической системы в нашей стране. Стало ясно, что государство не может гарантировать безопасность отдельных граждан. Каждого россиянина надо учить выживать в условиях криминального беспредела, локальных военных конфликтов, безработицы, поэтому каждый школьник должен знать свои права и обязанности, соблюдать правовые отношения и законодательные акты, чтобы избежать опасных ситуаций в своей жизни. Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем – в обществе и на производстве, через общее образование на уроках ОБЖ.

Как предмет школьной программы – это целая система знаний и умений, система по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Также этот предмет изучает оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет ОБЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали.

Предмет ОБЖ занимает особое положение в школьной программе. Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в стенах образовательного учреждения и за его стенами на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.

Курс ОБЖ включает в себя основы знаний многих предметов. Важное место в преподавании ОБЖ занимает интеграция с такими предметами как: география, биология, физика, математика, информатика, история, химия.

Цель уроков по основам безопасности жизнедеятельности – заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. Задача учителя состоит в том, чтобы вложить в учениказнания и умения, которые он в последующем смог бы применить на практике уже без помощи учителя.

Как предмет изучения курс ОБЖ должен решать следующие задачи:

• формирование высокодуховного культурного человека с патриотическим и гуманистическим настроем, с духовно-нравственным мировоззрением, с жизнеутверждающей философией, стремящегося к гармоничным взаимоотношениям с обществом и с окружающей средой;

• привитие здорового образа жизни, укрепление, коррекция, улучшение физического состояния учащихся;

• обучение всем навыкам и приемам по сохранению жизни и здоровья учащегося в экстремальных ситуациях и в быту.

Исходя из поставленных задач, курс ОБЖ включает 3 основных блока изучаемого материала:

1. Обеспечение безопасности и защиты детей и взрослых в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Основы медицины и здоровья.

3. Основы по обороне государства. Воинская обязанность российских граждан.

2. Методы, приемы и средства обучения ОБЖ при реализации ФГОС.

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. Урок является основной формой организации образовательного процесса. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.

Урок ОБЖ – единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы.

Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

На занятиях в урочное и внеурочное время я использую различные методы обучения. Учебное занятие может провожу как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; специфики изучения предмета, раздела, темы; возможностей материально-технической базы образовательного учреждения.

Методы обучения ОБЖ можно разделить на три группы: словесные, наглядные, практические.

Словесными методами обучения ОБЖ являются: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация.

Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.); видеоматериалов, диафильмов, диапозитивов и др.

В основе использования практических методов лежит самостоятельная деятельность учащихся:

• метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка;

• письменные работы: конспект; выписки, составление тезисов (доклада), реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи);

• графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; составление структурно-логических схем; заполнение матриц;

• метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись звуков, голосов, сигналов; фото-, кино-, видеосъемка; проведение замеров;

• лабораторные и практические занятия: опыт-постановка, проведение и обработка результатов опытов; лабораторные занятия – работа с приборами, препаратами, техническими устройствами;

• проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций; создание творческих работ; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

 

Наиболее применяемыми методами преподавания ОБЖ являются:

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод. Его основное назначение – организация усвоения учащимися знаний в готовом виде: учитель объясняет, а ученики запоминают и воспроизводят знания в том виде, каком дал их учитель, или как они изложены в учебнике. Наиболее распространенными объяснительно-иллюстративными методами являются рассказ, лекция, объяснение, использование и изучение литературы, использование наглядных средств и т. п. Учебный процесс, организованный с применением данного метода, тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления, что обусловливает целесообразность его использования преимущественно в младших классах.

Рассказ – метод устного изложения, монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Требования к методу: достоверность информации и научно проверенных фактов; четкая логика изложения; эмоциональность изложения материала; доступность подачи материала; соответствие подачи материала возрастным особенностям учащихся и их развитию; опора на жизненный опыт учащихся. При подготовке к рассказу учитель намечает план изложения материала, подбирает методические приемы, максимально способствующие достижению целей, использует энциклопедический и хрестоматийный материал, научно-популярную литературу, в которой имеются сведения по теме урока. Чаще всего при использовании данного метода применяются мнемонические приемы, такие как сравнение, сопоставление, резюмирование, обобщение. Эффективность рассказа зависит от его сочетания с другими методами обучения: иллюстрацией (в младших классах), обсуждением, диалогом, беседой (в средних и старших классах), а также от места и времени, выбранных учителем для рассказа (на традиционном уроке, во время экскурсии, при проведении внеурочных мероприятий).

Объяснение – доказательная форма изложения программного содержания, словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Применение метода объяснения практически всегда осуществляется в совокупности с рассказом, беседой, с использованием наглядности.

Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах образовательного процесса для сообщения новых знаний, их закрепления, проверки и оценки. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов актуализировать знания учащихся, полученные ими ранее и достичь усвоения учащимися новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов, обобщений. По форме организации беседа может быть индивидуальной (если вопросы адресованы одному ученику) и групповой (вопросы обращены к группе учащихся). По назначению выделяют беседы: вводные, или организующие; сообщающие новые знания; закрепляющие; контрольно-коррекционные. Беседа начинается с обоснования темы, краткой характеристики учителем основных понятий, а затем следует постановка вопросов для обсуждения. Применение метода требует обязательного заключительного слова учителя. Вопросы в беседе должны опираться на уже известный материал, на работу с натуральными объектами и наглядными пособиями.

Лекция – как метод устного изложения должна обладать информационной емкостью; системным, логическим построением учебного материала; высокой доказательностью учебного материала;адаптированностью учебного материала к слушателям. Обычно в курсе ОБЖ в старших классах лекция применяется, когда необходимо дать учащимся общую характеристику явлений или процессов. После лекции целесообразно провести самостоятельную работу, а завершить тему уроком обобщающего повторения.

 

2. Репродуктивный метод. Его сущность – воспроизведение и повторение способа деятельности учащимися по заданиям учителя. Данный метод характеризует не только деятельность ученика, но и предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. С целью повышения эффективности репродуктивного метода разрабатываются системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Важную роль при осуществлении данного метода играет алгоритмизация, когда ученикам предлагается определенный алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых ученик распознает объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.

 

3. Проблемное изложение – метод, переходный от исполнительской к творческой деятельности, используется главным образом на лекции, в ходе работы с книгой, экспериментирования и т. д. Сущность метода заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя. В ходе изложения нового материала и последующего его закрепления предлагаю задания, выполнение которых направлено на закрепление у учащихся умений использования полученных ранее знаний. Противоречия между имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельно действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения при решении проблемы, поставленной мною.

Проблемную ситуацию обычно создает учитель.

Выделяются три типа проблемных ситуаций:

• первый тип – ситуация при недостатке знаний для решения поставленной задачи, когда ее условия содержат неполную информацию. Недостаток знаний вызывает потребность в новых знаниях;

• второй тип – выбор из имеющихся знаний тех, которые нужны для решения поставленной задачи;

• третий тип – когда учащийся сталкивается с новыми условиями применения знаний.

При формулировке проблемного задания и решения учебной проблемы обращаюсь и к другим методам обучения, таким как рассказ, объяснение, беседа и т.д.

4. Частично-поисковый или эвристический метод. Суть метода состоит в приобщении учеников к творческой деятельности. Учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Учитель, расчленяя проблемную задачу, стимулирует учащихся к осуществлению отдельных шагов поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Наиболее выразительной формой осуществления данного метода является эвристическая беседа. При эвристической беседе ученики проявляют большую активность, чем при опросно-ответной. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу, лекции и т.д.

5. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и их применения. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. При использовании исследовательского метода учитель вместе с учащимися формулирует проблему; знания учащимся не сообщаются, а добываются ими самостоятельно; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

В настоящее время в соответствии с концептуальными основами преподавания ОБЖ в школе предпочтение отдается использованию наглядных и практических методов обучения. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий в условиях возникновения опасной ситуации и навыков оказания первой помощи пострадавшим. Безусловно, сложно, а в некоторых случаях и невозможно, смоделировать действия, например, при цунами, наводнении, урагане, аварии, но действия по обеспечению безопасности жилища и личной безопасности на дорогах, по применению приемов самозащиты от противника, оказанию первой помощи пострадавшим, надеванию противогаза, работе с ВПХР и индивидуальным дозиметром должно быть организовано практически.

От применяемых методов обучения зависит успех всего учебного процесса, и именно этим обусловлено особое внимание к методам обучения. Метод осуществления учебного процесса разделяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами.

Поскольку преподавание основ безопасности жизнедеятельности в школе предпочтительнее осуществлять с превалированием наглядных и практических методов обучения, среди наиболее эффективных приемов обучения можно выделить:

• наблюдение – один из самых простых и интересных приемов для школьников младших классов и младших подростков. Суть приема состоит в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.

• работа с учебником, учебной литературой – это возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Работая с учебником, учащиеся овладевают умениями свободного чтения и понимания прочитанного; выделения главного в изучаемом материале; конспектирования, составления структурных и логических схем; подбора литературы по изучаемому вопросу. Наибольшее распространение при изучении курса ОБЖ получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний;

• упражнение – планомерно организованное повторение выполнения действий с целью овладения ими или повышения их качества. На уроках ОБЖ применяются специальные, производные и комментированные упражнения. Специальные упражнения – многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков (надевание противогаза, работа с ВПХР и индивидуальным дозиметром, измерение пульса и кровяного давления и т.д.). Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается. Сущность комментированных упражнений состоит том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Прием комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися;

• анализ конкретной ситуации (АКС) – используется на уроках ОБЖ с целью приучения учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидения опасных ситуаций, оценки и прогнозирования их развития, принятия целесообразных решений и действий для предупреждения возникновения опасной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. В результате применения АКС происходит накопление личного опыта учащихся посредством анализа причин происшествий и несчастных случаев, они приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода опасные ситуации. Одним из основных этапов в подготовительной работе учителя является поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий. Учебную ситуацию можно смоделировать, опираясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки) и т.д. Найденный сюжет необходимо особым образом обработать: описать его доступным для учащихся языком, при необходимости проиллюстрировать, разработать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы. АКС может осуществляться при демонстрации видеозаписи какого-либо реального события, эпизодов художественных и документальных фильмов, сюжетных слайдов, рисунков, отражающих состояние какого-либо факта или процесса, а также при использовании игрового метода – моделирования и проигрывания ситуации непосредственно перед обучающимися (иногда самими обучающимися).

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Можно выделить две большие группы средств обучения: средство – источник информации и средство – инструмент освоения учебного материала. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, т. е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебнойинформации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

К материальным средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

Среди многообразия средств обучения особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе. Учебники по ОБЖ представляют собой стройную систему, в которой каждый последующий учебник является логическим продолжением и развитием предыдущего. Их содержание и структура практически соответствуют обязательному минимуму содержания образовательных программ, предусмотренному новыми стандартами. Применение учебников в учебном процессе позволяет обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, а также выполнение задач индивидуализации образования. Учебники имеют конкретную и четкую методологическую основу, позволяющую моделировать познавательную деятельность, проектировать способы закрепления знаний, навыков и умений, осуществлять связи с другими средствами обучения. В них включен материал, способствующий формированию у учащихся навыков приемов самостоятельной работы и самоконтроля, развитию у них мышления, творческого отношения к учебе, реализации у них деятельностного подхода к изучению предлагаемого содержания. Каждый учебник имеет хорошо продуманный методический аппарат (система контрольных вопросов, практических заданий и ситуационных задач). Этот аппарат позволяет организовать дифференцированную работу с учащимися, развивать у них коммуникативно-познавательную активность, дает возможность детям и подросткам осваивать знания в соответствии с темпами их индивидуального развития.

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом зависит от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения.

По функциональному назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:

1. Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.

2. Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);

3. Обучающие:  практическое выполнение учебных заданий.

Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких технических средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

• Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.

• Оптимальная методика проведения занятий.

• Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ), в том числе и технические средства обучения.

Необходимость технических средств обучения обусловлена значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. Технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

В кабинете ОБЖ проводятся все теоретические и часть практических занятий, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строится самостоятельная работа обучающихся и их внеклассная работа. В кабинете ОБЖ могут проводиться встречи с интересными людьми, тематические вечера и лектории.

Оптимальный вариант оснащения кабинета ОБЖ: это класс, укомплектованный мебелью и оборудованный стендами с экспозициями по разделам предмета ОБЖ; технические средства обучения, набор натуральных и печатных пособий.

Примерный набор технических средств обучения может быть следующий:

• персональный компьютер-мультимедиа;

• лазерный принтер;

• интерактивная доска с лазерной указкой;

• универсальный (мультимедиа) видеопроектор с экраном;

• DVD плеер и телевизор;

• музыкальный центр с микрофоном;

• набор видеофильмов на CD по тематике ОБЖ.

Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока

Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии. В процессе внедрения инновационных технологий повышается учебная мотивация, уровень самостоятельности, мастерство учащихся, усиливается стремление к творческой активности. Образовательные технологии способствует достижению положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

К современным образовательным технологиям относятся: технология ситуативного обучения, технология проектного обучения, технология проблемно-поисковой направленности, игровые технологии. Их называют активными и интерактивными технологиями обучения. Активные и интерактивные технологии обучения имеют между собой много общего. Однако интерактивная методика ориентируется на широкое взаимодействие школьников не только с педагогом, но и между собой. Педагог направляет деятельность учащихся к выполнению поставленных перед классом задач.

Интерактивные технологии использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии. Формула интерактивной технологии – вперед и вместе: через живое общение, через работу в группе. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

Одним из инновационных педагогических методов является метод проектов, который можно широко использовать на уроках по ОБЖ. Суть его заключается в том, что, работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, формируют навык четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её и представлять новые идеи. Проектная деятельность осуществляется наиболее эффективно в процессе изучения таких тем из курса ОБЖ, как «Первая помощь в автодорожном происшествии», «Действия в экстремальной ситуации в природной среде», «Действия в криминогенной ситуации».

При использовании проектной технологии на уроках ОБЖ прослеживается интеграция с информатикой. Использование на уроках компьютера и заданий, которые в основном носят творческий характер, способствует повышению мотивации у учащихся. В результате этой интеграции предметов обучающиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, становятся увереннее в оценках и выводах; растет уровень обученности. Владея обобщенным умением проектировать предстоящую деятельность, ученик может использовать его в дальнейшем при решении широкого круга задач.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Кроме того, детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

• в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• как технологии внеклассной работы.

Используя на уроках ОБЖ ролевую игру «Ориентирование на местности», можно наглядно продемонстрировать обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека. Тем самым игра закрепляет знания, полученные на уроках географии. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей дает такой учебный предмет как химия. Например, при изучении раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения», а именно последствий этих аварий, необходимо прибегать к помощи учителя химии, который приводит примеры взаимодействия различных веществ и последствия результатов этих реакций на организм человека.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех уроков, где рассматривается здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном).

Современные технологии на уроках ОБЖ.

Из всего многообразия современных педагогических технологий, используемых на уроках ОБЖ, педагогу предоставляются широкие возможности по выбору чего-то конкретного, так и по комбинированию технологий в зависимости от целей и содержания образовательного процесса.

Важными моментами в проведении успешного урока с применением личностно-ориентированных технологий обучения является:

• создание ситуации успеха с осознание радости от проделанной на уроке работы;

• мотивация для четкого понимания то, для чего изучается тот или иной материал;

• ясное представление о результатах своей работы на уроке;

• создание педагогом благоприятной атмосферы для эффективной поисковой деятельности;

• опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

• использование дифференцированного подхода;

• возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями;

• возможность наблюдать собственный рост, т.е. динамику развития;

• педагогическое сотрудничество;

• учет жизненного опыта каждого ребенка и его семейной ситуации.

Используя на уроках предметно-ориентированные технологии обучения, рекомендуется обратить особое внимание на:

• значение системы целеполагания и умение формулировать цели в когнитивной, аффективно и психомоторной областях;

• концентрация усилий на главном в образовательном процессе;

• ясность и гласность в совместной работе педагога и обучающихся; 

• создание эталонов оценки результатов обучения;

• активное запоминание;

• фронтальное повторение;

• повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания;

• формирование умений творческого применения знаний;

• преодоление разобщённости содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.

При использовании информационных технологий необходимо руководствоваться принципами целесообразности применения компьютера и целеполагания (для каких целей используется компьютер – демонстрации нового материала или контроля знаний). Важно рассматривать компьютер не просто как инструмент визуальной наглядности материала, но средство применения готовых мультимедийных программ и создания собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения.

При внедрении в образовательный процесс технологий оценивания достижений учащихся следует опираться на следующие положения: оценка должна иметь комплексный подход (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов); в качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ; качество образования достигается путем сочетания внешней и внутренней оценки; накопительная система оценивания (портфолио) характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений.

Использование интерактивных технологий ставит своей целью активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся; стимулировать у них внутренний диалог. При внедрении таких технологий обеспечивается понимание информации, являющейся предметом обмена, происходит индивидуализация педагогического взаимодействия. Немаловажной особенностью интерактивного обучения становится вывод учащегося на позицию субъекта обучения и достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Итак, ОБЖ – дисциплина, максимально приближенная к нашей повседневной жизни. Каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, должен быть в состоянии оказать в случае необходимости помощь себе и своему близкому. Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, отчего зависит не только здоровье, но, зачастую, и жизнь попавшего в беду человека.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×