Применение развивающего пособия «Палочки Кюизенера» в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста | Блохина Татьяна Юрьевна. Работа №365286
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОСОБИЯ «ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА» В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т. Ю. Блохина
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Читинский педагогический колледж»
Научный руководитель Н. А. Веригина
Мышление занимает ключевую роль в жизни и деятельности каждого человека. Процессы мышления представляют собой важный инструмент для познания окружающей действительности. В современном мире каждому человеку необходимо уметь четко и логично мыслить, а также ясно и открыто выражать свои идеи. Эти качества востребованы не только врачами и педагогами, но и инженерами, руководителями предприятий, юристами и многими другими специалистами.
Дошкольный возраст представляет собой ключевой этап в формировании и развитии личности ребенка. В этот период одной из наиболее значимых способностей, развиваемых у ребенка, является способность к познанию. Процесс познания и развитие этих действий невозможно представить без мышления.
Проблемами развития мышления занимались такие ученые как Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Н.Н.Поддъяков и другие. Большинство ученых подчеркивают, что в мышлении детей преобладает логика восприятия конкретных ситуаций, а не логика мысли. Ребенок в своем восприятии, в своих суждениях находится в близком отношении к реальным объектам, но развитие мышления заключается в том, чтобы постепенно конкретность мышления ребенка сменялась его способностью мыслить абстрактно.
В дошкольный период развития наблюдаются значительные изменения в мышлении, и к старшему дошкольному возрасту начинает складываться логическое мышление. Оно включает в себя развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция и классификация. Логическое мышление играет ключевую роль в процессе познания. Все виды логических операций используются человеком для осознания окружающего мира с момента их появления, то есть с раннего возраста.
В условиях современного образования нестандартные дидактические материалы играют важную роль. Одним из эффективных и практичных методов является использование палочек Кюизенера в работе с детьми. Овладеть этой методикой довольно просто, если понимать основные закономерности образовательного процесса.
Палочки Кюизенера – это многофункциональный математический инструмент, который помогает ребенку сформировать элементарные математические представления. Основная характеристика данного дидактического материала заключается в его доступности, универсальности и высокой результативности. Палочки Кюизенера идеально подходят для способов освоения и обучения детей навыкам счета, а также органично вписываются в систему развития логического мышления у дошкольников, выступая в качестве одной из современных образовательных технологий.
В детском мышлении прежде всего проявляются те идеи, которые формируются через практические действия с реальными предметами. Мышление отражает объекты и события реальности через их основные характеристики, связи и взаимодействия. Оно основано на данных сенсорного восприятия, однако преодолевает их границы, углубляясь в суть явлений и постигая те свойства и отношения, которые не могут быть непосредственно восприняты.
В период дошкольного возраста наблюдаются значительные изменения в когнитивном развитии детей, и к моменту перехода в старший дошкольный период начинает активно формироваться логическое мышление. Это развитие включает в себя освоение таких мыслительных процессов, как обобщение, сравнение, абстракция и классификация.
Анализ подразумевает мысленное разделение целого на составные части или выделение отдельных аспектов. Синтез представляет собой мысленное объединение этих частей в единое целое. Сравнение включает в себя определение сходств и различий между объектами или их свойствами. Обобщение заключается в объединении объектов по их значимым свойствам. Абстракция предполагает выделение определённых характеристик объекта, игнорируя другие.
Мышление — это высший познавательный процесс, который способствует порождению нового знания, активной формы творческого выражения и преобразования действительности.
У детей дошкольного возраста логическое мышление представляет собой переходный процесс от эмпирического осознания (наглядно-действенного) к научному и теоретическому (логическому мышлению). Этот процесс включает в себя формирование структуры взаимосвязанных элементов, где основными элементами являются приемы мышления (логические), способствующие эффективному развитию логического размышления.
В разработку основ теории развития логического мышления большой вклад внесли П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, Ж.Пиаж и другие.
Специфика развития мышления в дошкольный период проявляется в следующих аспектах:
- ребенок решает мыслительные задачи, опираясь на представления, что делает мышление вне ситуационным;
- овладение речью приводит к развитию рассуждений как метода решения мыслительных задач, а также к пониманию причинно-следственных связей;
- вопросы, которые задают дети, отражают их любознательность и отображают проблемное мышление;
- наблюдается изменение в соотношении умственной и практической деятельности: практические действия начинают основываться на предварительных рассуждениях, что увеличивает планомерность мышления;
- ребенок начинает отказываться от использования заранее известных связей и отношений в пользу «открытия» более сложных;
- у него появляются попытки объяснять явления и процессы;
- экспериментирование становится средством для понимания скрытых взаимосвязей и применения имеющихся знаний, а также для выявления собственных возможностей;
- формируются предпосылки для развития таких свойств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.
Рассмотрим содержание пособия: «Палочки Кюизенера». Давайте определимся что же такое палочки Кюизенера? Данное развивающее пособие –это палочки для счета, которые в наборе имеются разных цветов и которые называют палочками в цвете. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Они были изобретены в середине прошлого века, а точнее в 1952 году бельгийским педагогом Джорджем Кюизенером. Джордж долгое время работал учителем начальных классов. В процессе обучения детей он разработал свою методику обучения математическим способностям. Смысл его методики в наглядности материала (ребенок может его пощупать, повертеть в руках, перекладывать из рук в руки и т.д.), одним словом ребенок видит перед глазами и ощущает то, что поможет ему легче усваивать предмет.
Работа с палочками развивает детскую логику, которая является началом для формирования крепкой базы математических знаний. Так же, занятия с этими палочками ускоряют процесс умственно-творческого развития, помогают детям фантазировать, развивать память и мелкую моторику рук, при чем на всех этапах дошкольного развития.
Набор палочек состоит из десяти цветов, разной длины от одного до десяти сантиметров. Это сделано не случайно, потому что является сложно продуманным математическим множеством. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значения того числа, которое она выражает. И цвет, и длина палочек соответствуют определённому числу.
Так с помощью палочек дети легко различают, где меньше, а где больше, учат делить целое на части, измерять объекты, помогают запоминать состав числа из единиц и двух меньших чисел, а также овладевать арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления. Кроме того, дети осваивают такие понятия как «левее», «длиннее», «каждый», «между», «быть какого-то цвета» и другие.
Данная методика не противоречит другим методикам, а поэтому используется в образовании как самостоятельно, так и в сочетании с другими пособиями и дидактическими материалами, как бы дополняя их. Использование палочек Кюизенера позволяет полноценно представлять понимание о числе, счете и измерениях. Кроме этого, в дошкольном возрасте эти палочки используется для развития логических приемов мышления. Дети старшего дошкольного возраста обучаются с помощью палочек умению осуществлять сериацию предметов для расположения рядов элементов в порядке возрастания или убывания по какому-либо признаку (свойству). Это осуществляется через систему следующих игровых упражнений:
-построение сериационного ряда по образцу;
-продолжение начатого ряда;
-построение ряда по правилу заданными крайними элементами;
-построение ряда по правилу от начальной точки;
-поиск пропущенных элементов;
-построение ряда от любого элемента;
-построение по правилу самостоятельного определения начальной точки ряда.
Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления старших дошкольников представляет собой эффективный и увлекательный метод обучения. Данное пособие подразумевает активное использование в работе с детьми схем, таблиц, моделей. Эти визуальные и практические средства помогают детям не только сосредоточиться на конкретном объекте или задаче, но и развивают их аналитические способности. Работая с такими материалами, ребенок учится систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи и формулировать свои мысли.
Развитие логического мышления у детей – задача, которую эффективно решают занятия с палочками. Воспитатель, используя игровой метод обучения, превращает рутинные упражнения в захватывающие приключения. Это ключевой подход, позволяющий максимально эффективно задействовать потенциал этого простого, но невероятно многофункционального дидактического материала. Систематичность – залог успеха.
Занятия с палочками начать с простых упражнений: перекладывание палочек из одной емкости в другую, сортировка по цвету или размеру, выкладывание геометрических фигур. Для старших дошкольников задания могут быть существенно сложнее: конструирование объемных фигур по образцу или по собственному замыслу, решение логических задач с использованием палочек (например, переложить две палочки, чтобы получить другую фигуру), создание узоров и орнаментов.
Рассмотрим подробнее несколько игр, которые помогают развивать мышление. Первая игра — «Угадай по описанию». В этой игре воспитатель описывает палочку, а дети должны определить, о какой палочке идет речь, основываясь на ее длине и цвете. Это упражнение помогает детям научиться сравнивать палочки, выявлять взаимосвязь между цветом и длиной, а также развивает внимание и логическое мышление. Кроме того, такая игра способствует развитию речи, так как дети учатся формулировать свои мысли и задавать вопросы.
Следующая игра — «Определи, какая палочка лишняя?». Здесь задача заключается в том, чтобы дети заметили, какая палочка не вписывается в общую комбинацию по цвету или длине. Это упражнение развивает зрительную память, внимательность и способность к анализу, а также помогает детям учиться корректировать свои ошибки, что является важным навыком в обучении.
Игра «Создай другую фигуру» направлена на обучение сопоставлению фигур и выявлению их основных свойств. Дети могут использовать палочки для создания различных форм и конструкций, что развивает их творческое мышление и умение манипулировать предметами. Это также способствует развитию пространственного восприятия.
В игре «Геометрический диктант» воспитатель дает инструкции, а дети должны создавать фигуры и предметы по описанию. Это упражнение не только развивает логическое мышление, но и творческое воображение, так как дети учатся визуализировать информацию и превращать ее в реальные объекты. Наконец, игра «Второй ряд» направлена на развитие аналитического мышления. В этой игре детям предлагается найти палочку, которая короче одной и длиннее другой, что требует от них способности к сравнению и анализу.
Пособие Палочки Кюизенера не только развлекают детей, но и являются мощным инструментом для формирования у них важнейших навыков, таких как логическое мышление, внимание, зрительная память и способность к анализу. Эти игры могут быть адаптированы под разные уровни сложности, что делает их универсальными для работы с детьми разных возрастов.
Библиографический список
1. https://moluch.ru/archive/471/104121/
2. https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-logicheskogo-myshleniya-u-starshikh-doshkolnikov-posredstvom-ispolzovaniya-tsvetnykh-palochek-kyuizenera.
3. https://www.maam.ru/detskijsad/palochki-kyuizenera-novyi-podhod-k-razvitiyu-logicheskogo-myshlenija-i-poznavatelnyh-sposobnostei-doshkolnikov.html
4. https://2019.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/fevral/no-4844-soobshchenie-doklad-razvitie-logicheskogo-myshleniya-s-pomoshchyu-palochek-kyuizenera/
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОСОБИЯ «ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА» В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т. Ю. Блохина
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Читинский педагогический колледж»
Научный руководитель Н. А. Веригина
Мышление занимает ключевую роль в жизни и деятельности каждого человека. Процессы мышления представляют собой важный инструмент для познания окружающей действительности. В современном мире каждому человеку необходимо уметь четко и логично мыслить, а также ясно и открыто выражать свои идеи. Эти качества востребованы не только врачами и педагогами, но и инженерами, руководителями предприятий, юристами и многими другими специалистами.
Дошкольный возраст представляет собой ключевой этап в формировании и развитии личности ребенка. В этот период одной из наиболее значимых способностей, развиваемых у ребенка, является способность к познанию. Процесс познания и развитие этих действий невозможно представить без мышления.
Проблемами развития мышления занимались такие ученые как Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Н.Н.Поддъяков и другие. Большинство ученых подчеркивают, что в мышлении детей преобладает логика восприятия конкретных ситуаций, а не логика мысли. Ребенок в своем восприятии, в своих суждениях находится в близком отношении к реальным объектам, но развитие мышления заключается в том, чтобы постепенно конкретность мышления ребенка сменялась его способностью мыслить абстрактно.
В дошкольный период развития наблюдаются значительные изменения в мышлении, и к старшему дошкольному возрасту начинает складываться логическое мышление. Оно включает в себя развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция и классификация. Логическое мышление играет ключевую роль в процессе познания. Все виды логических операций используются человеком для осознания окружающего мира с момента их появления, то есть с раннего возраста.
В условиях современного образования нестандартные дидактические материалы играют важную роль. Одним из эффективных и практичных методов является использование палочек Кюизенера в работе с детьми. Овладеть этой методикой довольно просто, если понимать основные закономерности образовательного процесса.
Палочки Кюизенера – это многофункциональный математический инструмент, который помогает ребенку сформировать элементарные математические представления. Основная характеристика данного дидактического материала заключается в его доступности, универсальности и высокой результативности. Палочки Кюизенера идеально подходят для способов освоения и обучения детей навыкам счета, а также органично вписываются в систему развития логического мышления у дошкольников, выступая в качестве одной из современных образовательных технологий.
В детском мышлении прежде всего проявляются те идеи, которые формируются через практические действия с реальными предметами. Мышление отражает объекты и события реальности через их основные характеристики, связи и взаимодействия. Оно основано на данных сенсорного восприятия, однако преодолевает их границы, углубляясь в суть явлений и постигая те свойства и отношения, которые не могут быть непосредственно восприняты.
В период дошкольного возраста наблюдаются значительные изменения в когнитивном развитии детей, и к моменту перехода в старший дошкольный период начинает активно формироваться логическое мышление. Это развитие включает в себя освоение таких мыслительных процессов, как обобщение, сравнение, абстракция и классификация.
Анализ подразумевает мысленное разделение целого на составные части или выделение отдельных аспектов. Синтез представляет собой мысленное объединение этих частей в единое целое. Сравнение включает в себя определение сходств и различий между объектами или их свойствами. Обобщение заключается в объединении объектов по их значимым свойствам. Абстракция предполагает выделение определённых характеристик объекта, игнорируя другие.
Мышление — это высший познавательный процесс, который способствует порождению нового знания, активной формы творческого выражения и преобразования действительности.
У детей дошкольного возраста логическое мышление представляет собой переходный процесс от эмпирического осознания (наглядно-действенного) к научному и теоретическому (логическому мышлению). Этот процесс включает в себя формирование структуры взаимосвязанных элементов, где основными элементами являются приемы мышления (логические), способствующие эффективному развитию логического размышления.
В разработку основ теории развития логического мышления большой вклад внесли П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, Ж.Пиаж и другие.
Специфика развития мышления в дошкольный период проявляется в следующих аспектах:
- ребенок решает мыслительные задачи, опираясь на представления, что делает мышление вне ситуационным;
- овладение речью приводит к развитию рассуждений как метода решения мыслительных задач, а также к пониманию причинно-следственных связей;
- вопросы, которые задают дети, отражают их любознательность и отображают проблемное мышление;
- наблюдается изменение в соотношении умственной и практической деятельности: практические действия начинают основываться на предварительных рассуждениях, что увеличивает планомерность мышления;
- ребенок начинает отказываться от использования заранее известных связей и отношений в пользу «открытия» более сложных;
- у него появляются попытки объяснять явления и процессы;
- экспериментирование становится средством для понимания скрытых взаимосвязей и применения имеющихся знаний, а также для выявления собственных возможностей;
- формируются предпосылки для развития таких свойств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.
Рассмотрим содержание пособия: «Палочки Кюизенера». Давайте определимся что же такое палочки Кюизенера? Данное развивающее пособие –это палочки для счета, которые в наборе имеются разных цветов и которые называют палочками в цвете. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Они были изобретены в середине прошлого века, а точнее в 1952 году бельгийским педагогом Джорджем Кюизенером. Джордж долгое время работал учителем начальных классов. В процессе обучения детей он разработал свою методику обучения математическим способностям. Смысл его методики в наглядности материала (ребенок может его пощупать, повертеть в руках, перекладывать из рук в руки и т.д.), одним словом ребенок видит перед глазами и ощущает то, что поможет ему легче усваивать предмет.
Работа с палочками развивает детскую логику, которая является началом для формирования крепкой базы математических знаний. Так же, занятия с этими палочками ускоряют процесс умственно-творческого развития, помогают детям фантазировать, развивать память и мелкую моторику рук, при чем на всех этапах дошкольного развития.
Набор палочек состоит из десяти цветов, разной длины от одного до десяти сантиметров. Это сделано не случайно, потому что является сложно продуманным математическим множеством. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значения того числа, которое она выражает. И цвет, и длина палочек соответствуют определённому числу.
Так с помощью палочек дети легко различают, где меньше, а где больше, учат делить целое на части, измерять объекты, помогают запоминать состав числа из единиц и двух меньших чисел, а также овладевать арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления. Кроме того, дети осваивают такие понятия как «левее», «длиннее», «каждый», «между», «быть какого-то цвета» и другие.
Данная методика не противоречит другим методикам, а поэтому используется в образовании как самостоятельно, так и в сочетании с другими пособиями и дидактическими материалами, как бы дополняя их. Использование палочек Кюизенера позволяет полноценно представлять понимание о числе, счете и измерениях. Кроме этого, в дошкольном возрасте эти палочки используется для развития логических приемов мышления. Дети старшего дошкольного возраста обучаются с помощью палочек умению осуществлять сериацию предметов для расположения рядов элементов в порядке возрастания или убывания по какому-либо признаку (свойству). Это осуществляется через систему следующих игровых упражнений:
-построение сериационного ряда по образцу;
-продолжение начатого ряда;
-построение ряда по правилу заданными крайними элементами;
-построение ряда по правилу от начальной точки;
-поиск пропущенных элементов;
-построение ряда от любого элемента;
-построение по правилу самостоятельного определения начальной точки ряда.
Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления старших дошкольников представляет собой эффективный и увлекательный метод обучения. Данное пособие подразумевает активное использование в работе с детьми схем, таблиц, моделей. Эти визуальные и практические средства помогают детям не только сосредоточиться на конкретном объекте или задаче, но и развивают их аналитические способности. Работая с такими материалами, ребенок учится систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи и формулировать свои мысли.
Развитие логического мышления у детей – задача, которую эффективно решают занятия с палочками. Воспитатель, используя игровой метод обучения, превращает рутинные упражнения в захватывающие приключения. Это ключевой подход, позволяющий максимально эффективно задействовать потенциал этого простого, но невероятно многофункционального дидактического материала. Систематичность – залог успеха.
Занятия с палочками начать с простых упражнений: перекладывание палочек из одной емкости в другую, сортировка по цвету или размеру, выкладывание геометрических фигур. Для старших дошкольников задания могут быть существенно сложнее: конструирование объемных фигур по образцу или по собственному замыслу, решение логических задач с использованием палочек (например, переложить две палочки, чтобы получить другую фигуру), создание узоров и орнаментов.
Рассмотрим подробнее несколько игр, которые помогают развивать мышление. Первая игра — «Угадай по описанию». В этой игре воспитатель описывает палочку, а дети должны определить, о какой палочке идет речь, основываясь на ее длине и цвете. Это упражнение помогает детям научиться сравнивать палочки, выявлять взаимосвязь между цветом и длиной, а также развивает внимание и логическое мышление. Кроме того, такая игра способствует развитию речи, так как дети учатся формулировать свои мысли и задавать вопросы.
Следующая игра — «Определи, какая палочка лишняя?». Здесь задача заключается в том, чтобы дети заметили, какая палочка не вписывается в общую комбинацию по цвету или длине. Это упражнение развивает зрительную память, внимательность и способность к анализу, а также помогает детям учиться корректировать свои ошибки, что является важным навыком в обучении.
Игра «Создай другую фигуру» направлена на обучение сопоставлению фигур и выявлению их основных свойств. Дети могут использовать палочки для создания различных форм и конструкций, что развивает их творческое мышление и умение манипулировать предметами. Это также способствует развитию пространственного восприятия.
В игре «Геометрический диктант» воспитатель дает инструкции, а дети должны создавать фигуры и предметы по описанию. Это упражнение не только развивает логическое мышление, но и творческое воображение, так как дети учатся визуализировать информацию и превращать ее в реальные объекты. Наконец, игра «Второй ряд» направлена на развитие аналитического мышления. В этой игре детям предлагается найти палочку, которая короче одной и длиннее другой, что требует от них способности к сравнению и анализу.
Пособие Палочки Кюизенера не только развлекают детей, но и являются мощным инструментом для формирования у них важнейших навыков, таких как логическое мышление, внимание, зрительная память и способность к анализу. Эти игры могут быть адаптированы под разные уровни сложности, что делает их универсальными для работы с детьми разных возрастов.
Библиографический список
https://moluch.ru/archive/471/104121/
https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-logicheskogo-myshleniya-u-starshikh-doshkolnikov-posredstvom-ispolzovaniya-tsvetnykh-palochek-kyuizenera
.
https://www.maam.ru/detskijsad/palochki-kyuizenera-novyi-podhod-k-razvitiyu-logicheskogo-myshlenija-i-poznavatelnyh-sposobnostei-doshkolnikov.html
https://2019.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/fevral/no-4844-soobshchenie-doklad-razvitie-logicheskogo-myshleniya-s-pomoshchyu-palochek-kyuizenera/