Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение ролевых игр и визуальных материалов в обучении английскому детей с ОВЗ | Киселева Валерия Ильинична. Работа №351218

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методам использования ролевых игр и визуальных материалов в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные подходы, позволяющие создать эффективные условия для усвоения материала, подчеркнута роль визуальных и ролевых методик в снижении когнитивной нагрузки и повышении уровня мотивации учеников. Обсуждаются особенности, которые помогают педагогу учесть индивидуальные потребности каждого ребёнка, стимулируя их к активному участию в учебном процессе и формируя устойчивые языковые навыки.

Ключевые слова: английский язык, дети с ОВЗ, ролевые игры, визуальные материалы, инклюзивное образование, мотивация, адаптация, специальные образовательные потребности, коммуникативные навыки, эмоциональное развитие.

ПРИМЕНЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР И ВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Киселева Валерия Ильинична, учитель английского языка

МБОУ «СШ 76 им. А.А.Есягина», г. Хабаровск

 

Аннотация. Статья посвящена методам использования ролевых игр и визуальных материалов в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные подходы, позволяющие создать эффективные условия для усвоения материала, подчеркнута роль визуальных и ролевых методик в снижении когнитивной нагрузки и повышении уровня мотивации учеников. Обсуждаются особенности, которые помогают педагогу учесть индивидуальные потребности каждого ребёнка, стимулируя их к активному участию в учебном процессе и формируя устойчивые языковые навыки.

Ключевые слова: английский язык, дети с ОВЗ, ролевые игры, визуальные материалы, инклюзивное образование, мотивация, адаптация, специальные образовательные потребности, коммуникативные навыки, эмоциональное развитие.

 

Современное инклюзивное образование предоставляет широкие возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Преподавание иностранного языка, особенно английского, в инклюзивной среде предполагает адаптацию подходов и использование методик, направленных на учет особенностей восприятия и когнитивных возможностей каждого ученика. Одними из самых действенных методик при работе с детьми с ОВЗ являются ролевые игры и визуальные материалы, которые не только облегчают понимание и усвоение материала, но и создают для учащихся возможность активно и с интересом участвовать в процессе обучения.

Ролевые игры представляют собой мощный инструмент для формирования языковых навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Они дают возможность не только повторять и закреплять лексический и грамматический материал, но и учат детей взаимодействовать в социальной среде, развивая коммуникативные навыки. Для учеников с ОВЗ, часто испытывающих трудности с концентрацией внимания, запоминанием и воспроизведением информации, ролевые игры могут оказаться наиболее подходящей формой занятий. Играя, дети учатся общаться, выражать свои мысли и следовать определённому сценарию, что также укрепляет их эмоциональное состояние, повышает уверенность в себе и уменьшает уровень тревожности.

Для успешного применения ролевых игр в обучении детей с ОВЗ важно адаптировать содержание и формат игры, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, для детей с расстройствами аутистического спектра важно создать предсказуемую и структурированную среду, в которой они смогут следовать четким указаниям. Ролевые сценарии, включающие простые и понятные модели поведения, помогают этим детям легче понимать и запоминать речевые модели. Дети с нарушениями слуха, напротив, нуждаются в более визуально насыщенной среде и могут применять ролевые игры в сочетании с жестами и мимикой, что также способствует улучшению их навыков общения. Важно также выбирать такие темы ролевых игр, которые соответствуют повседневной жизни ребенка, например, игра «магазин» или «встреча с друзьями», что позволяет детям лучше ориентироваться в социальных ситуациях и применять полученные знания на практике.

Визуальные материалы играют ключевую роль в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они делают процесс обучения наглядным и более доступным. Карточки, постеры, иллюстрации, видеоматериалы и интерактивные приложения помогают детям легче усваивать новый материал и ассоциировать его с конкретными предметами и действиями. Визуальная поддержка способствует снижению когнитивной нагрузки, облегчая детям с ОВЗ восприятие информации и делая учебный процесс более последовательным. Для детей с задержкой психического развития, например, наглядные материалы могут оказаться основным средством для усвоения английской лексики. Показ картинок с изображением животных, игрушек, еды или транспорта позволяет детям лучше запоминать новые слова, а также помогает поддерживать их внимание.

Особую роль в обучении английскому языку детей с ОВЗ играют интерактивные технологии, сочетающие ролевые игры и визуальные элементы. Использование интерактивных досок, обучающих приложений и мультимедийных презентаций помогает не только удерживать интерес детей, но и облегчает процесс усвоения материала за счёт вовлечения различных каналов восприятия информации. Например, обучающие программы и игры могут содержать простые фразы и диалоги, которые дети могут проигрывать, озвучивая персонажей. Таким образом, они усваивают новые слова и конструкции в естественном контексте, что значительно улучшает запоминание.

Ролевые и визуальные методы обучения, применяемые вместе, оказывают положительное влияние на эмоциональное и социальное развитие детей с ОВЗ. Играя в ролевые игры, дети начинают лучше понимать эмоциональные состояния других людей, учатся выражать свои чувства, а также осваивают способы взаимодействия с окружающими. Визуальные материалы, в свою очередь, помогают детям в процессе подготовки к игре и создают благоприятные условия для более быстрого усвоения материала. Этот подход способствует гармоничному развитию эмоционального интеллекта, что крайне важно для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Важным аспектом использования ролевых игр и визуальных материалов является создание условий для постепенного усложнения заданий. Начинать следует с простых игр и изображений, а затем переходить к более сложным сценариям и фразам. Например, в начальном этапе обучения можно использовать карточки с изображением предметов и животных, чтобы дети изучили основные слова. Далее можно вводить ролевые игры, в которых дети объединяют изученные слова и начинают их использовать в коротких фразах, таких как «Hello», «My name is…», «I like…». Это позволяет детям естественным образом расширять свой лексический запас и приобретать уверенность в своих знаниях.

Таким образом, применение ролевых игр и визуальных материалов в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья способствует не только эффективному усвоению учебного материала, но и развитию их коммуникативных, эмоциональных и социальных навыков. Подходы, ориентированные на поддержку и интерес ребенка, помогают раскрыть его потенциал, преодолеть трудности в обучении и создать условия для успешной интеграции в общество.

 

Список литературы

 

1. Азимова У. О. Ролевые игры как метод обучения иностранному языку / У. О. Азимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 21-22.

2. Пащенко Л. П. Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования / Л. П. Пащенко, О. О. Куканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 129-130.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×