Название статьи:
Применение шахматно-математических логических головоломок, литературно-шахматных затей при обучении игре в шахматы. | Редрова Анна Анатольевна. Работа №214335
Дата публикации:
29.05.2019
Автор:
Редрова Анна Анатольевна
Описание:
Автор: Редрова Анна Анатольевна
В данной статье описывается применение разных форм и методов работы при обучении игре в шахматы детей дошкольного возраста.
ПРИМЕНЕНИЕ ШАХМАТНО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЛОГИЧЕСКИХ ГОЛОВОЛОМОК, ЛИТЕРАТУРНО-ШАХМАТНЫХ ЗАТЕЙ, ШАХМАТНЫХ ЗАГАДОК-ОБМАНОК, ШУТОЧНЫХ ГОЛОВОЛОМОК, РИФМОВОК, СКАЗОК, ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ.
Для результативного обучения игре в шахматы, важно не только использование качественного УМК, но и применение целого арсенала эффективных методических приёмов. Среди них – применение дидактических шахматных загадок, сказок и викторин. Чем меньше возраст детей, тем большую часть времени должно занимать использование шахматных сказок, в которых растворен учебный материал.
Сама по себе игра в шахматы не может обеспечить мотивацию 100% детей. Далеко не все дети сразу же способны оценить красоту игры в шахматы, так как эта красота носит скрытый от непосвященного взгляда характер. В связи с чем, не у всех детей шахматы сразу же могут захватить область эмоций. Поэтому важно опираться на одновременное погружение в мир шахматной загадки или сказки, ребенок должен сопереживать герою этой сказки и вместе с ним решать шахматные задания.
Какой бы материал не предлагался детям, он должен затрагивать эмоциональную сферу. Поскольку написано немало книг, посвящённых разнообразным буквенно-словарным, литературным, логопедическим, логическим, математическим и прочими затеям, мы постарались преломить их и к шахматам. Для этого используются как известные приёмы (но начинённые шахматным содержанием), так и относительно новые. Вот некоторые из них:
Приём первый: Разгадывание шахматных загадок с любимыми литературными героями. Например: "Догадайтесь, о ком здесь идёт речь".
Я коротышка, со мною сыграй-ка,
Без шахмат скучаю, узнали? … Незнайка
Ферзя я люблю
И храню под подушкой
Привет от Ванюшки
Царевна …. Лягушка
Приём второй: Применение загадок-обманок
Знает любой в нашей квартире: Ферзей на доске ровно … четыре.
(2) Буквой Г лишь ходит браво, и налево, направо.
Ту фигуру знаю я. Как зовут её? ... ладья (конь)
Приём третий: Использование "наобороток". Это новый вид занимательных заданий.
Инструкция для детей: "Ребята, представьте, что вы попали на странную планету, которая называется "Планета Наоборот". Те ответы, которые на Земле неправильны, – здесь считаются верными. Начнём игру".
На шахматных клетках-полях можно встретить: слона, крокодила или коня?
Прием четвертый: Эхо-загадки". Ответ спрятан в конце самой загадки:1. Кто сидит у окошка? 2. Кто любимец королев? 3. Кто плавает в пруду за лесом? 4. Что побило виноград?
"Эхо-загадки" с именами мальчиков и девочек: 1. Кто читает книгу про Гулливера? 2. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра? 3. Кто морщится от запаха бензина? 4. Кто родился первого июля?
Прием пятый: "Ассоциативный ряд". Каким животным подходят такие имена: 1. Со Мной Сумка. 2. Длинношей. 3. Горжусь Хвостом. 4. Панцирка... 5. За Щекой Всё Храню.
Прием шестой: Литературные викторины Вспомните недостающие имена – самых известных литературных героев. Домовёнок ... (Кузька). Мумий-... (Тролль) Папа ... (Карло) Дед ... (Мороз) Баба-... (Яга) Старик ... (Хоттабыч) Старуха ... (Шапокляк) Госпожа... (Метелица) Дядя ... (Стёпа, Фёдор) Мальчик ... (С-Пальчик)
Ключевое место занимает головоломка XXI века: Судоку.
Слово "судоку" японского происхождения: "су" означает "цифра", "доку" – "стоящая отдельно". Судоку не является оригинальной головоломкой, а представляет собой усложнённую модификацию латинских квадратов, изобретённых выдающимся швейцарским математиком Леонардом Эйлером (1707-1783) в конце XVIII века.
Какуро для детей. Для начала XXI века характерен повышенный интерес человечества к логико-математическим головоломкам. Совсем недавно почти все континенты и страны завоевала судоку, а теперь уже в моде какуро – суперновая игра-головоломка. Название её произошло от японского сокращения kasan kurosu ("перекрестное сложение").
Судоку, и какуро смогла покорить весь мир.
Представляем вашему вниманию известные приёмы (но начинённые шахматным содержанием, такие как:
- шахматные загадки
-ребусы
-олимпиадные задания
-шахматные задачи
-шахматные вопросы
-шахматные задания
И многое другое.
Использование подобного рода методик и приемов при обучении игре в шахматы обуславливает развитие и рост интеллектуальных способностей детей, так как шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.
Скачать работу
Для результативного обучения игре в шахматы, важно не только использование качественного УМК, но и применение целого арсенала эффективных методических приёмов. Среди них – применение дидактических шахматных загадок, сказок и викторин. Чем меньше возраст детей, тем большую часть времени должно занимать использование шахматных сказок, в которых растворен учебный материал.
Сама по себе игра в шахматы не может обеспечить мотивацию 100% детей. Далеко не все дети сразу же способны оценить красоту игры в шахматы, так как эта красота носит скрытый от непосвященного взгляда характер. В связи с чем, не у всех детей шахматы сразу же могут захватить область эмоций. Поэтому важно опираться на одновременное погружение в мир шахматной загадки или сказки, ребенок должен сопереживать герою этой сказки и вместе с ним решать шахматные задания.
Какой бы материал не предлагался детям, он должен затрагивать эмоциональную сферу. Поскольку написано немало книг, посвящённых разнообразным буквенно-словарным, литературным, логопедическим, логическим, математическим и прочими затеям, мы постарались преломить их и к шахматам. Для этого используются как известные приёмы (но начинённые шахматным содержанием), так и относительно новые. Вот некоторые из них:
Приём первый: Разгадывание шахматных загадок с любимыми литературными героями. Например: "Догадайтесь, о ком здесь идёт речь".
Я коротышка, со мною сыграй-ка,
Без шахмат скучаю, узнали? … Незнайка
Ферзя я люблю
И храню под подушкой
Привет от Ванюшки
Царевна …. Лягушка
Приём второй: Применение загадок-обманок
Знает любой в нашей квартире: Ферзей на доске ровно … четыре.
(2) Буквой Г лишь ходит браво, и налево, направо.
Ту фигуру знаю я. Как зовут её? ... ладья (конь)
Приём третий: Использование "наобороток". Это новый вид занимательных заданий.
Инструкция для детей: "Ребята, представьте, что вы попали на странную планету, которая называется "Планета Наоборот". Те ответы, которые на Земле неправильны, – здесь считаются верными. Начнём игру".
На шахматных клетках-полях можно встретить: слона, крокодила или коня?
Прием четвертый: Эхо-загадки". Ответ спрятан в конце самой загадки:1. Кто сидит у окошка? 2. Кто любимец королев? 3. Кто плавает в пруду за лесом? 4. Что побило виноград?
"Эхо-загадки" с именами мальчиков и девочек: 1. Кто читает книгу про Гулливера? 2. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра? 3. Кто морщится от запаха бензина? 4. Кто родился первого июля?
Прием пятый: "Ассоциативный ряд". Каким животным подходят такие имена: 1. Со Мной Сумка. 2. Длинношей. 3. Горжусь Хвостом. 4. Панцирка... 5. За Щекой Всё Храню.
Прием шестой: Литературные викторины Вспомните недостающие имена – самых известных литературных героев. Домовёнок ... (Кузька). Мумий-... (Тролль) Папа ... (Карло) Дед ... (Мороз) Баба-... (Яга) Старик ... (Хоттабыч) Старуха ... (Шапокляк) Госпожа... (Метелица) Дядя ... (Стёпа, Фёдор) Мальчик ... (С-Пальчик)
Ключевое место занимает головоломка XXI века: Судоку.
Слово "судоку" японского происхождения: "су" означает "цифра", "доку" – "стоящая отдельно". Судоку не является оригинальной головоломкой, а представляет собой усложнённую модификацию латинских квадратов, изобретённых выдающимся швейцарским математиком Леонардом Эйлером (1707-1783) в конце XVIII века.
Какуро для детей. Для начала XXI века характерен повышенный интерес человечества к логико-математическим головоломкам. Совсем недавно почти все континенты и страны завоевала судоку, а теперь уже в моде какуро – суперновая игра-головоломка. Название её произошло от японского сокращения kasan kurosu ("перекрестное сложение").
Судоку, и какуро смогла покорить весь мир.
Представляем вашему вниманию известные приёмы (но начинённые шахматным содержанием, такие как:
- шахматные загадки
-ребусы
-олимпиадные задания
-шахматные задачи
-шахматные вопросы
-шахматные задания
И многое другое.
Использование подобного рода методик и приемов при обучении игре в шахматы обуславливает развитие и рост интеллектуальных способностей детей, так как шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.