Применение сказкотерапии в работе с детьми с РАС | Коновалова Лариса Леонидовна. Работа №347460
Аннотация: Статья посвящена применению плассотерапии в работе с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения. В ней рассматривается влияние плассотерапии на эмоционально-волевую сферу детей, а также методы и приемы, способствующие улучшению их психологического состояния. Описываются практические аспекты внедрения данной методики в коррекционные занятия, а также ее значимость для формирования навыков саморегуляции и социальной адаптации. Статья подчеркивает роль педагога-психолога в организации таких занятий и дает рекомендации по их проведению.
Ключевые слова: плассотерапия, эмоционально-волевая сфера, интеллектуальные нарушения, коррекционные занятия, педагог-психолог.
ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС
Коновалова Лариса Леонидовна, педагог-психолог
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Назаровская школа"
Аннотация: Статья посвящена использованию сказкотерапии как одного из методов психолого-педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Рассматриваются основные принципы и техники сказкотерапии, ее влияние на эмоциональное развитие и социальную адаптацию детей с РАС. Обсуждаются конкретные примеры и рекомендации по применению сказкотерапии в образовательной среде, а также роль педагога-психолога в этом процессе. Статья акцентирует внимание на важности индивидуального подхода к каждому ребенку и на том, как сказкотерапия может помочь в улучшении коммуникации и эмоционального состояния детей.
Ключевые слова: сказкотерапия, дети с РАС, психолого-педагогическая работа, социальная адаптация, эмоциональное развитие.
В последние годы внимание к детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) возросло как в научных, так и в образовательных кругах. Аутистические расстройства характеризуются нарушениями в области социального взаимодействия, общения и ограниченными, повторяющимися моделями поведения. В связи с этим необходимо применять разнообразные подходы и методы, которые могут помочь таким детям в их развитии и социализации. Одним из наиболее эффективных методов является сказкотерапия.
Сказкотерапия — это форма психотерапии, в которой используются сказки для выражения и осознания эмоций, для решения психологических проблем и для социализации. Она основывается на том, что сказка, как универсальный культурный феномен, помогает детям понять и осмыслить сложные эмоциональные состояния и социальные ситуации. Важно отметить, что сказкотерапия может быть адаптирована к потребностям и особенностям детей с РАС, что делает ее особенно актуальной.
Основная цель применения сказкотерапии в работе с детьми с РАС заключается в том, чтобы помочь им развивать эмоциональный интеллект и навыки социального взаимодействия. Сказкотерапия способствует созданию безопасной и комфортной среды, в которой дети могут открыто выражать свои чувства и переживания. При этом использование метафор и образов позволяет детям лучше понять и осознать свои эмоции. Например, сказка о лягушонке, который мечтает стать принцем, может помочь ребенку осознать свои страхи и стремления, а также научиться преодолевать трудности.
Одной из главных задач педагога-психолога в процессе сказкотерапии является создание доверительной атмосферы. Для детей с РАС характерна высокая степень тревожности, поэтому важно, чтобы они чувствовали себя защищенными и уверенными. Педагог должен быть внимательным к эмоциональным состояниям детей, использовать позитивные подкрепления и поощрять их активное участие в процессе. Это может быть достигнуто через интерактивные методы, такие как использование кукол, масок и других игрушек, которые помогают детям более свободно выражать свои чувства.
Применение сказкотерапии включает в себя несколько этапов. На первом этапе педагог может предложить детям прослушать или прочитать сказку. После этого важно обсудить содержание сказки, задать вопросы о героях и их действиях, что позволит детям идентифицировать себя с персонажами. Например, вопросы могут быть следующими: «Как ты думаешь, почему лягушонок решил стать принцем?» или «Что бы ты сделал на месте главного героя?». Эти вопросы помогут детям развивать навыки рефлексии и критического мышления.
На втором этапе можно предложить детям создать собственную сказку. Это может быть сделано как индивидуально, так и в группе. Дети могут рисовать картинки, лепить персонажей из пластилина или создавать свои мини-сценки. Создание собственной сказки позволяет детям не только проявить творчество, но и преодолеть внутренние барьеры, научиться делиться своими переживаниями и переживать социальные ситуации через призму вымышленного мира.
Также можно применять методику создания «сказочного дневника», в котором дети смогут записывать или рисовать свои чувства и мысли после каждой сессии. Это позволит не только следить за их эмоциональным состоянием, но и станет своеобразным инструментом для самовыражения. Данный подход помогает укрепить связь между ребенком и педагогом, а также облегчить процесс общения.
Важно отметить, что сказкотерапия может быть интегрирована с другими методами и подходами, такими как арт-терапия, игровые техники или элементы психодрамы. Это поможет сделать занятия более разнообразными и увлекательными, что особенно важно для детей с РАС, которые могут испытывать трудности с концентрацией внимания и мотивацией.
Роль педагога-психолога в процессе сказкотерапии не ограничивается лишь проведением занятий. Педагог должен активно взаимодействовать с родителями и другими специалистами, чтобы создать комплексную систему поддержки для детей. Это может включать в себя консультации для родителей, рекомендации по использованию сказкотерапии в домашних условиях и сотрудничество с логопедами и дефектологами.
Таким образом, применение сказкотерапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра — это эффективный метод, который способствует эмоциональному развитию и социальной адаптации. Сказкотерапия помогает детям осознавать и выражать свои чувства, развивать навыки общения и взаимодействия, а также формировать позитивное отношение к окружающему миру. Важно, чтобы педагог-психолог использовал индивидуализированный подход и активно сотрудничал с родителями и другими специалистами, что позволит обеспечить максимальную поддержку для детей и помочь им в их развитии.
Список литературы
Артемова Е.Э.,
Ряженова
М.А. Арт-терапевтические методы на внеурочных занятиях для детей
с РАС как средство формирования отзывчивости по отношению к сверстникам
//
Аутизм и нарушения развития. 2020 Т. 18 № 4 С. 59—65
.
Каманцева
, О. В. Развитие младших школьников с аутизмом методами сказкотерапии / О. В.
Каманцева
, О. Ю.
Солопанова
// Современный ученый. – 2022. – № 4. – С. 233-237. – EDN QYSUEN.
Лихачева К
.
Н
.
, Тищенко П
.
С
.
,
Аблисова
Н
.
В
.
Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра
// Наука, образование и культура. 2021. №4 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapevticheskie-tehnologii-v-sisteme-psihologo-pedagogicheskoy-pomoschi-detyam-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 16.10.2024).
Метод комплексной сказкотерапии в работе с детьми на разных этапах онтогенеза: Учебно-методическое пособие / Сост. С.С.
Канавина
, В.И.
Рерке
. – Иркутск: Центр оперативной типографии ИП Юмашева А.Н., 2020. – 163 с
.