Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Применение социо-игровой технологии как эффективного метода развития познавательных и коммуникативных способностей в работе со старшими дошкольниками" | Ковьярова Наталья Александровна . Работа №239433

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ковьярова Наталья Александровна
В статье представлен материал по изучению вопросов социо-игровой технологии и её применение в дошкольном возрасте: цели, задачи работы, правила, формы, раскрыто значение для развития детей 

Тема:

«Применение социо-игровой технологии

как эффективного метода развития познавательных и коммуникативных способностей в работе со старшими дошкольниками»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки…»

(В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко).

В условиях обновления содержания образования педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности дошкольников. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения, особенно в дошкольном возрасте, потому как именно игра является ведущим видом деятельности в детском саду

Одной из таких технологий является социо-игровая.

Задачи социо-игровой технологии

Помочь детям научиться эффективно общаться;

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Способствовать развитию у воспитанников активной позиции, самостоятельности, творчества;

Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое

1 правило: Используется работа малых групп или, как их еще называют, «группы ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в старшем возрасте - по 5-6 детей.

Можно поделиться на команды разными способами:

- по цвету одежды;

- по названному числу (н-р, по пять человек в команде);

- чтобы в имени первая буква была гласной или согласной;

- кто на каком этаже живет;

- собрать разрезные картинки в одно целое изображение;

- по принципу игры «Чудесный мешочек» (кто что вытащит, н-р, по теме «Животный мир» можно разделиться на группы домашних, диких и северных животных);

- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по тому «одинаковому» объединиться в тройки и т. д.

2 правило: «Смена лидерства». Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме: можно использовать различные игры, развивающие внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.

6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослыми.

Законы общения:

Не унижать, не оскорблять ребёнка, не выказывать недовольства.

Быть взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными.

Относиться к неудаче как к очередному опыту в познании.

Поддерживать, верить, помогать ребенку в решении его проблем.

Дети фантазёры: не оставлять без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа:

на первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения;

на втором этапе ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Пять советов педагогам дошкольных учреждений

Первый совет: Быть готовым к собственным промахам:

Какое бы предложение сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу, поэтому ему нужно быть готовым к своим возможным промахам, так как не всегда предстоящая деятельность может быть успешной.

Все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержание образовательной деятельности, видя в ней сущность своих задач, а в их преодолении - сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.

Второй совет: Не разжевывать смысл задания

Часто дети говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что ничего «не поняли». Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребёнку.

В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» - это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.

Иногда воспитатель должен пояснять (повторять) задание, если он почувствовал, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу, точнее по его собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей.

Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности

Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный педагогом.

Важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится. Иначе, союз детей и воспитателя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию - «когда же меня похвалят».

Четвертый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки

Самая «страшная» неприятность - отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении) - снимается предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, которые позволят отказывающимся найти в себе уверенность для участия в общей работе.

Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если воспринимать его как своевременную подсказку, подаренную ребёнком.

Пятый совет: Умейте порадоваться шуму

Часто у воспитателей возникает недовольство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естественным при повышении активности обучаемых детей. Необходимо быть внимательным к происходящему (то есть, замечая и видя конкретных детей, давать себе отчет: «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так! Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций». И поэтому нужно радоваться тому, что задание вызывает у детей желание работать.

Классификация игр социо-игровой направленности,

предложенная Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и ВМ. Букатовым

1. Игры для рабочего настроя.

Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры-разминки (разрядки).

Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться.

3. Игры социо-игрового приобщения к делу.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

4. Игры творческого самоутверждения.

При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле).

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой.

Преимущества социо-игрового стиля

Педагог является равноправным партнером;

Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами устанавливают правила игры;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и роль слушающих);

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение своих сверстников, а робким и неуверенным детям дает возможность выразить свою точку зрения и преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Литература

Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М., 2000.

Некоз И.П. Развиваем личность ребенка в игре: авторское пособие для воспитателей и родителей. - М., 1994.

Современне технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста./ Интернет – ресурсы.

Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М.. Социо – игровые подходы к педагогике. - Красноярск, 1990.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×