Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение современных методов обучения в процессе преподавания горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования | Своякова Екатерина Игоревна . Работа №345046

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются современные методы обучения, которые применяются в процессе преподавания горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования. Развитие технологий и интеграция инновационных подходов в образовательный процесс позволяют существенно повысить эффективность обучения студентов. В статье представлены примеры применения таких методов, как проблемное обучение, проектная деятельность, использование цифровых технологий, а также рассматривается их влияние на подготовку будущих специалистов горного дела.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГОРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Своякова Екатерина Игоревна, преподаватель

ЧНПОУ «Покровский горный колледж» Амурская область г. Зея

Аннотация. В статье рассматриваются современные методы обучения, которые применяются в процессе преподавания горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования. Развитие технологий и интеграция инновационных подходов в образовательный процесс позволяют существенно повысить эффективность обучения студентов. В статье представлены примеры применения таких методов, как проблемное обучение, проектная деятельность, использование цифровых технологий, а также рассматривается их влияние на подготовку будущих специалистов горного дела.

Ключевые слова: горные дисциплины, современные методы обучения, профессиональное образование, проблемное обучение, проектная деятельность, цифровые технологии.

 

Современное образование требует новых подходов к преподаванию, особенно в таких технически сложных и специфических дисциплинах, как горные науки. В учреждениях среднего профессионального образования (СПО) подготовка специалистов для горной отрасли занимает важное место, так как именно выпускники таких учреждений становятся квалифицированными кадрами, которые будут работать в реальных производственных условиях. Чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным и адаптированным к требованиям современной горной промышленности, преподаватели активно внедряют инновационные методики обучения.

Основной задачей преподавателя горных дисциплин является не только передача знаний, но и формирование у студентов профессиональных навыков, которые позволят им эффективно работать в условиях постоянно меняющихся технологий и требований отрасли. В этом контексте применение современных методов обучения становится ключевым аспектом образовательного процесса.

Одним из наиболее распространенных и эффективных методов в обучении является проблемное обучение. В рамках этого подхода студенты сталкиваются с реальными производственными задачами, которые требуют не просто знания теории, но и умения анализировать ситуацию, вырабатывать решения и применять полученные знания на практике. Например, при изучении курса "Горные машины и оборудование" можно предложить студентам решить проблему выбора техники для разработки месторождения с учетом его геологических особенностей и экономических факторов. Проблемное обучение помогает развивать у студентов навыки критического мышления, самостоятельного принятия решений и анализа информации, что является важными компонентами в профессиональной подготовке.

Другим перспективным направлением является проектная деятельность, которая активно применяется в процессе преподавания горных дисциплин. Проектная работа позволяет студентам глубже погружаться в изучаемые темы, решать комплексные задачи, работать в команде и представлять результаты своей работы. Например, студенты могут разрабатывать проект по организации горных работ на определенном участке месторождения, учитывая факторы безопасности, экологические требования и экономические показатели. В результате они не только применяют свои знания на практике, но и учатся работать в реальных условиях, которые близки к их будущей профессиональной деятельности.

Важным инструментом современных образовательных методов является использование цифровых технологий. В горных дисциплинах это особенно актуально, так как современные горные предприятия активно используют цифровые системы управления производственными процессами, автоматизацию и моделирование. Применение специализированных программных продуктов, таких как AutoCAD, Micromine или Surpac, позволяет студентам освоить навыки работы с геоинформационными системами (ГИС), проводить моделирование горных процессов и анализировать данные месторождений. Внедрение таких технологий в учебный процесс не только повышает уровень подготовки студентов, но и делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Цифровизация также позволяет применять виртуальные симуляторы, которые дают возможность моделировать различные производственные процессы и отрабатывать навыки управления техникой и оборудованием в безопасных условиях. Это особенно важно для студентов, обучающихся на специальностях, связанных с горной техникой и эксплуатацией оборудования. Например, симуляторы позволяют моделировать работу экскаваторов, буровых установок или подземных машин, что помогает обучающимся освоить профессиональные навыки до выхода на реальную производственную площадку.

Одним из важнейших аспектов обучения в области горного дела является практико-ориентированный подход. Преподавание должно быть тесно связано с реальной производственной деятельностью. В этом контексте важную роль играют учебно-производственные практики и стажировки на предприятиях. Участие студентов в реальных производственных процессах позволяет им не только закрепить полученные знания, но и получить опыт, необходимый для дальнейшей профессиональной деятельности. Важно, чтобы преподаватели активно сотрудничали с горными предприятиями, обеспечивая студентов возможностью участия в стажировках и взаимодействии с практикующими специалистами.

Примером может служить интеграция проектной деятельности с реальными задачами горных компаний. Например, студентам можно предложить проект, направленный на оптимизацию работы карьера или разработку мер по повышению безопасности на шахтах. Таким образом, студенты не просто изучают теорию, но и применяют свои знания в условиях реальных производственных задач, что существенно повышает их профессиональные компетенции.

Кроме того, в процессе обучения горным дисциплинам важно развивать у студентов командную работу и лидерские качества. В условиях современного горного производства многие задачи решаются коллективно, и способность работать в команде становится одной из ключевых компетенций специалиста. Применение групповых проектов, где студенты распределяют роли и работают над общей задачей, помогает развивать навыки взаимодействия и принятия коллективных решений.

Современные методы обучения также способствуют развитию у студентов ответственности за свою профессиональную деятельность. Например, при выполнении проектных заданий или участии в проблемных обучающих кейсах обучающиеся сталкиваются с необходимостью учитывать экологические и социальные аспекты горного производства. Это способствует формированию у студентов осознанного подхода к своей будущей профессии и пониманию важности устойчивого развития отрасли.

Таким образом, применение современных методов обучения в процессе преподавания горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования позволяет существенно повысить качество подготовки будущих специалистов. Такие методы, как проблемное обучение, проектная деятельность, использование цифровых технологий и виртуальных симуляторов, способствуют развитию у студентов критического мышления, исследовательских навыков, умения работать в команде и принимать самостоятельные решения. В результате они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и лучше подготовленными к решению сложных производственных задач в условиях современных технологий.

 

Список литературы

Ваганова О

.

И, Коростелев А

.

А

.

Т

ехнологии обучения в системе среднего профессионального образования

// АНИ: педагогика и психология. 2022. №1 (38).

Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования // Территория науки. 2015. №3.

Неустроева А

.

П

.

Активные методы обучения как средство повышения качества среднего профессионального образования // Научный журнал. 2019. №8 (42).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×