Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение современных образовательных технологий на уроках иностранного языка | Мой кабинет. Работа №353960

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Учебно-методическая разработка рассчитана на практическое овладение методикой решения дидактических задач. Данная методика ориентирована на действие. Представленные в методической разработке материалы имеют широкую направленность, могут использоваться в практической деятельности педагогами при работе с обучающимися на разных уроках.

Цель составления данной методической разработки: описание методики решения дидактических задач на уроках немецкого языка для обучающихся 1 и 2 курсов.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Черногорский горно-строительный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическая разработка
Применение современных образовательных технологий на уроках иностранного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: преподаватель немецкого языка Надежда Николаевна Манжосова

 

 

 

 

 

Черногорск 2024


Учебно-методическая разработка рассчитана на практическое овладение методикой решения дидактических задач. Данная методика ориентирована на действие. Представленные в методической разработке материалы имеют широкую направленность, могут использоваться в практической деятельности педагогами при работе с обучающимися на разных уроках.

Цель составления данной методической разработки: описание методики решения дидактических задач на уроках немецкого языка для обучающихся 1 и 2 курсов.

Актуальность методики решения дидактических задач в преподавании немецкого языка.

В основе изучения иностранного языка лежит коммуникативно-деятельностный подход, в контексте которого существенным принципом обучения является коммуникативно-когнитивный принцип. Данный принцип предполагает развитие способностей обучающихся к самостоятельной познавательно-поисковой деятельности, стимулирующей осознанное овладение коммуникативно-прагматическими умениями применять приобретённые знания в практике межличностного общения в ситуациях делового партнёрства, а также овладение стратегиями самоконтроля и самоактуализации. Для реализации данного принципа в содержание учебного материала включены тексты по различным проблемам, познавательно-поисковые задания и упражнения, аутентичные деловые ситуации общения. Характер речевого материала требует использования интерактивных методов обучения, таких как методика решения дидактических задач. Эта методика ориентирована на действие. Иногда эту методику называют «немецкой», так как своё широкое распространение она получила в лучших профессиональных школах Германии

Методические особенности обучения с использованием технологий, ориентированных на действие.

Обучение, ориентированное на действие, значительно отходит от традиционной профессиональной педагогики. Квалификационное изготовление, монтаж или использование технических предметов является основным содержательным моментом обучения. Возникает необходимость через анализ прийти к знанию, необходимому для выполнения профессиональных действий. Занятия проводятся на основе близкой к практике профессиональной ситуации, что в свою очередь оказывает более сильное влияние на мотивацию обучения, чем объяснение преподавателя.

Если на традиционном занятии роль педагога центральная, то на, ориентированных на действие занятиях центральную роль исполняют обучающиеся. Педагог ограничивается ролью консультанта. Основная организационная задача занятий - планирование обучающимися собственного образовательного процесса.

Методика решения дидактических задач

Ядром обучения в методике решения дидактических задач становится понимание поставленного профессионального задания, добывание информации и планирование работы, выполнение деятельности, её контроль и оценка. Важным является не только самостоятельное планирование обучающимися собственной деятельности, проведение и контроль выполнения, но и организация ими собственного учебного процесса.

Фазы занятия выстраиваются следующим образом:

Информации.

Занятие начинается с постановки профессионально

п

рактического задания. Для выполнения рабочего задания (дидактической задачи) необходима определённая информация, которую представляет педагог в виде учебников, конспектов, методических рекомендаций, информационных листов и т.д. Обучаемые знакомятся с данной информацией и направляют её на решение проблемы.

Планирование.

Учащиеся на основе изученной информации индивидуально определяют возможные пути решения проблемы, выстраивая этапы профессиональной деятельности.

Принятие решения.

На третьем этапе занятия определяется оптимальный путь решения задачи. Работа на этой фазе занятия может быть как индивидуальной, так и групповой, когда обучаемые сравнивают свой план действий с планами товарищей, обосновывая свою точку зрения.

Выполнение.

За планированием решения задачи следует воплощение запланированного в конкретные действия.

Контроль.

После выполнения задания наступает этап контроля сделанной работы.

Н

а этом этапе устанавливается, достигнута ли цель действия.

Оценка.

Занятие заканчивается оценкой выполнения задания. Обучаемые оценивают не только целесообразность стратегии работы, но и кооперацию в группе. Оценке подлежит успешность профессиональной деятельности: что ей содействовало,

а

что мешало.

 

Формулирование дидактической задачи включает в седи две части:

П

рофессиональн

ая

ситуаци

я;

П

рофессиональное задание.

Пример разработки урока немецкого языка по методике решения дидактических задач приводится в приложении 1.

Приложение 1

Методическая разработка урока немецкого языка по методике решения дидактических задач

План урока

Тема программы: Kreativ Kultur erleben. Тема урока: Filmkunst

Тип урока: урок закрепления знаний, умений.

Цель урока: Формирование культурной социально-активной языковой личности, обладающей способностью осуществлять коммуникативную деятельность.

К концу урока учащиеся:

Получат знания:

Приобретут умения:

Языкового и речевого материала по теме «Filmkunst»

Использовать лексический материал по теме «Filmkunst» в устной речи;

извлекать из текста нужную информацию

 

 

В ходе урока содействовать воспитанию конкурентоспособного выпускника, формировать эстетический вкус

.

Развивать информационные компетенции, творческие способности и умение работать в группе.

Дидактическое оснащение урока: текст дидактической задачи ИЛ 1, информационные листы (ИЛ 2, ИЛ 3, ИЛ 4), лист планирования (ЛП 1, ЛП 2), оценочный лист.

Оборудование: мультимедийный проектор, интернет-ресурсы (демонстрация фрагментов фильмов).

Мотивации: Aus aller Arten der Kunst ist Filmkunst die Wichtigste (W.I. Lenin)


Технологическая карта

п/п

Этап урока

Время, мин

Содержание деятельности

Примечание

1

2

3

4

5

1

Организационная часть урока

2

Проверка готовности группы к уроку:

Guten Tag.

Wer hat heute Dienst?

Wer fehlt heute?

Bereitet euch zur Stunde vor: legt euere Hefte und Kugelschreiber auf den Tischen hin. Macht eure Hefte auf. Schreibt das heutige Datum.

Обучающиеся готовятся к уроку: открывают тетради, записывают дату.

2

Речевая зарядка

10

Beantwortet die Fragen!

Welchen Film hast du vor kurzem gesehen? Wie findest du diesen Film?

Von wem wurde er geschaffen?

Wie findest du die Musik in diesem Film? Wer spielt die Hauptrolle?

Wovon ist dieser Film?

Wie schätzest du den Film ein?

Повторение лексики осуществляется фронтально: обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.


1

2

3

4

5

3

Информирование

10

Вступительное слово преподавателя: сообщение темы урока.Unser Thema heißt “Die Filmkunst”, schreibt das in euere Hefte!

Ознакомление с текстом дидактической задачи.

Hort mich aufmerksam zu! Ich lese die Aufgabe zwei mal!

Привлечение учащихся к целеполаганию: «Для того, чтобы выполнить данную задачу, что необходимо знать, что необходимо уметь?»

Wir sollen diese Aufgabe machen! Was werden wir dazu machen?

Деление группы на 3 микрогруппы. Jetzt teilen wir uns in drei Gruppen ein!

Этапы урока представлены на доске в виде плана

группа делится на микрогруппы случайным образом (цветные карточки)

ЛП 2 ИЛ 1.

4

Планирование

15

Индивидуальная самостоятельная работа учащихся:

просмотр фрагментов фильмов

Wir arbeiten mit den Computern! Seht euch einige Fragmente der Filmen!

чтение информационных листов

Lest

die

Inhaltsliste

!

заполнение листов планирования (ЛП

2)

Erfüllt die Aufgaben in den Planlisten!

Обучающиеся самостоятельно просматривают фрагмент фильма, читают информационные листы и заполняя ЛП 2 ИЛ 2,3,4.


1

2

3

4

5

5

Принятие решения

5

Конкретизация дидактической задачи для микрогрупп: «В результате проделанной самостоятельной работы в группах необходимо создать рекламу предложенному фильму»

“Wir haben einige Aufgaben gemacht. Wir schaffen jetzt die Reklamen zu den Filmen, die wir vor kurzem gesehen haben”.

Работа учащихся в микрогруппах по обсуждению и выработке общегруппового варианта решения задачи (изготовление баннера).

Обучающиеся совместно обсуждают эскиз будущего баннера к фильму.

6

Выполнение

30

Малые группы самостоятельно на основе принятого общегруппового решения изготавливают баннеры к фильмам, используя листы ватмана, фломастеры, фотографии актёров, фрагменты фильмов.

 

7

Контроль и оценка

15

Каждая группа представляет свой баннер на немецком языке.

Учащиеся заполняют оценочный лист.

Обучающиеся могут представить свой баннер в форме презентации или коллажа. Обучающиеся заполняют оценочные листы на основе разработанных критериев, используя само- и взаи- мооценивание, оценочный лист.

8

Подведение итогов

3

Преподаватель озвучивает результаты работы, выставляет оценки.

 

 


ИЛ 1

Текст дидактической задачи:

 

«Представьте: к Вам обратилась администрация известного кинотеатра «Наутилус». Необходимо изготовить красочный баннер к известному фильму. Используя языковой и речевой материал по теме «Filmkunst», фрагменты фильмов, листы планирования, продумайте и создайте рекламу к одному из предложенных фильмов».

«Stellen Sie sich vor: Die Administration des Filmtheaters “Nautilus” wendet sich an sie. Man muss eine Reklame zu dem bekannten Film machen. Denkt nach und schafft die Reklame zu einem der vorgeschlagenen Filmen, benutzt dabei den sprachligen Stoff zum Thema “Filmkunst”, Fragmenten der Filmen, Planlisten».

 

Лист планирования 1 - Информация о фильме

 

п/и

План описания фильма

Содержание

1

Wie heißt der Film?

 

2

Zu welchem Genre gehört der Film?

 

3

Wer ist der Regisseur dieses Films?

 

4

Wer sind die Hauptdarsteller?

 

5

Wer spielt die Hauptrolle?

 

6

Wovon ist die Rede in diesem Film?

 

Лист планирования 2 - Порядок выполнения работы:

Просмотреть предложенный фрагмент фильма (5 мин.)

;

Прочитать информационные листы (ИЛ

2, ИЛ

3, ИЛ

4) (10 мин)

;

Заполнить лист планирования 1 (5 мин)

.

ИЛ 2

Die Apothekerin (1997)

Regie: Katja Riemann

Darsteller: Jürgen Vogel, Richie Müller u.a.

Hella ist 30. Sie ist Apothekerin. Ihr Liebesieben erhalt einen unerwarteten Kick, In ihr Leben treten plötzlich drei unterschiedliche Männer: Lewin, ein Student mit der Vorliebe für Geld, schnelle Autos und schone Frauen; Dieter, ein Ex-Sträfling mit häuslichen Ambitionen und Pawel, ein Romantiker mit Familiensinn.

 

ИЛ 3

Das leben ist eine Baustelle (1997)

Regie: Wolfgang Becker

Darsteller; Jürgen Vogel, Christiane Paul u.a.

Nachts, auf dem Weg zur Arbeit gerät Jan in eine Straßenschlacht. Er lernt die schone unbekannte Vera kennen. Die Nacht hat ungeahnte Folgen für Jan...

 

ИЛ 4

Engelchen (1996)

Regie: Heike Misselwitz

Darsteller: Susanne Lothar, Cesaty Pazura u.a.

Engelchen heißt eigentlich Ramona Schneider, eine hypersensible Frau. Durch einen grotesken Zufall lernt sie Andrej, einen Polen, der illegal mit Zigaretten handelt, kennen. Sie verliebt sich in ihn.

 

 

Изготовить красочный баннер к предложенному фильму (15 мин.)

;

Продумать вариант представления баннера. Продолжительность ответа не боле 3-4 мин

.

Оценочный лист для работы микрогрупп:

 

№ п/п

Критерии

Максимальная

оценка

Самооценка

Взаимооценивание

Оценка преподавателя

1

Полнота содержания

2

 

 

 

2

Оригинальность

2

 

 

 

3

Оформление (яркость, красочность, привлекательность)

2

 

 

 

4

Грамотность

2

 

 

 

5

Творчество

2

 

 

 

 

Итого

10

 

 

 

 

 

Для перевода суммы баллов в оценку применяется следующая шкала:

10-9 баллов - «отлично»

8-6 баллов - «хорошо»

5 баллов - «удовлетворительно»


 

Список литературы

Полат Е.

С., Бухаркина М.

Ю.

,

Моисеева М. В., Петров Д.

Е. Новые педагогические и информационные технологи в системе образования.

- М.

Академия, 2001.

Семушкина Л.

Г., Ярошенко Н.

Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях.

-

М. Мастерство.

2001.

Цацори

н

а И.

В. Применение методики решения дидактических задач как один из вариантов личностно-деятельного подхода в профессиональном образовании.

ГОУ ДПО ХРИПКиПРО. Поиск. - 2009. - № 1.

Программа по немецкому языку, 10-11 классы. -

М. Просвещение.

2011.

Воронина, Г.

И., Карелина, И.

В. Немецкий язык, контакты. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. -

М. Просвещение.

2012.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×