Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС | Зайцева Инна Владимировна. Работа №345453. Номер работы: №345453

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные педагогические технологии, используемые при преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Важнейшая задача современных образовательных стандартов — формирование у учеников не только предметных знаний, но и метапредметных компетенций, которые обеспечивают их успешность в учебе и жизни. Представлены технологии, которые наиболее эффективно способствуют достижению целей ФГОС: проблемное обучение, дифференцированный подход, проектная деятельность и ИКТ. Описаны примеры их применения в учебном процессе и их влияние на формирование компетенций учащихся.

Ключевые слова: педагогические технологии, русский язык, литература, ФГОС, проектная деятельность, проблемное обучение, ИКТ, метапредметные компетенции, дифференциация.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

 

Зайцева Инна Владимировна,

учитель ГБОУ «Средняя школа №7

городского округа Мариуполь» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные педагогические технологии, используемые при преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Важнейшая задача современных образовательных стандартов — формирование у учеников не только предметных знаний, но и метапредметных компетенций, которые обеспечивают их успешность в учебе и жизни. Представлены технологии, которые наиболее эффективно способствуют достижению целей ФГОС: проблемное обучение, дифференцированный подход, проектная деятельность и ИКТ. Описаны примеры их применения в учебном процессе и их влияние на формирование компетенций учащихся.

Ключевые слова: педагогические технологии, русский язык, литература, ФГОС, проектная деятельность, проблемное обучение, ИКТ, метапредметные компетенции, дифференциация.

 

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) значительно изменило подходы к обучению. Основное внимание в ФГОС уделяется не только усвоению предметных знаний, но и развитию метапредметных умений: критического мышления, способности к сотрудничеству, коммуникативных навыков. В контексте преподавания русского языка и литературы это требует использования современных педагогических технологий, которые помогают ученикам более осмысленно подходить к изучению языка и литературных произведений, развивать творческие способности и аналитическое мышление. В данной статье мы рассмотрим некоторые из этих технологий и их роль в реализации требований ФГОС.

Рассмотрим основы применения современных педагогических технологий:

1. Проблемное обучение позволяет формировать у учеников умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, что способствует развитию критического мышления и повышению уровня владения языком. На уроках русского языка можно применять проблемные задачи для анализа грамматических явлений, а на уроках литературы — для обсуждения мотивов и поступков персонажей. Например, ученикам можно предложить провести анализ текста с позиции различных литературных критиков, что заставит их глубже вникнуть в содержание произведения и сформировать собственное мнение.

2. Проектная деятельность — это важный элемент формирования метапредметных умений, предусмотренных ФГОС. На уроках русского языка и литературы можно использовать различные виды проектов, такие как создание презентаций, видеороликов, исследовательских работ. Например, проект может включать в себя создание литературного блога, где ученики публикуют свои рецензии на прочитанные произведения, или исследование на тему влияния культурных эпох на произведения классической литературы.

3. Дифференцированный подход. Учитывая индивидуальные особенности учеников, дифференцированный подход помогает учителю организовать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ученик мог двигаться своим темпом и на своем уровне сложности. На уроках русского языка и литературы дифференциация может проявляться в разной сложности заданий для групп учащихся, работающих на разном уровне подготовки. Учитель может предложить группе сильных учеников сложные аналитические задания по литературному произведению, в то время как другая группа будет выполнять более простые задания по выявлению основной идеи текста.

4. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ значительно расширяет возможности учителя в представлении материала и организации обратной связи с учениками. Электронные образовательные ресурсы, такие как интерактивные тесты, виртуальные экскурсии по музеям, аудиокниги и видеоматериалы, делают уроки русского языка и литературы более насыщенными и интересными. Например, на уроке литературы можно использовать видеоролики с постановками театральных сцен из изучаемых произведений или виртуальные экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством писателей.

Выделим основные практические примеры использования технологий:

- Ученики могут создать коллективный проект по написанию мини-повести в стиле разных литературных жанров, что способствует развитию творческих способностей и углубленному изучению жанровых особенностей. Работа над проектом поможет им лучше понять структуру текста, развить навыки самовыражения и укрепить сотрудничество между учениками.

- Использование интерактивной доски для анализа текста произведений в реальном времени. Учитель вместе с учениками может визуализировать разбор предложений, выделяя грамматические структуры и анализируя средства выразительности. Такой подход делает процесс обучения более интерактивным и доступным.

- На уроке литературы можно организовать дискуссию на тему "Почему главный герой выбрал именно такой путь?" Этот формат помогает учащимся глубже осмыслить текст, самостоятельно формулировать и обосновывать свои выводы.

Современные педагогические технологии, в сочетании с требованиями ФГОС, позволяют:

п

овысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и литературы;

ф

ормировать у них

метапредметные

и личностные компетенции, важные для успешного обучения;

р

азвивать самостоятельность в выполнении учебных заданий и критическое мышление;

у

креплять коммуникативные навыки и умение работать в команде;

п

овысить качество усвоения знаний за счет активного вовлечения в процесс обучения.

В заключение отметим, что применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС помогает учителям не только повысить эффективность образовательного процесса, но и способствовать развитию у учеников тех навыков, которые являются ключевыми в условиях современного общества. Использование ИКТ, проблемного обучения, проектной деятельности и дифференцированного подхода позволяет создать среду, в которой каждый ученик может максимально раскрыть свой потенциал и достичь высоких результатов в обучении.

 

Список литературы

 

Блинов, В. И. Педагогические технологии в условиях реализации ФГОС // Образование и наука. — 2020. — № 4. — С. 25-30.

Козырева, Т. А. Дифференциация обучения в условиях ФГОС: теория и практика // Современные образовательные технологии. — 2021. — № 6. — С. 55-61.

Федорова, Н. И. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций // Вопросы педагогики. — 2018. — № 2. — С. 90-97.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×