Применение современных педагогических технологий на уроках химии. | Боброва Елена Геннадьевна. Работа №349981
В настоящее время перед учителем остро стоит проблема, как повысить интерес школьников к химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется интересом к учебному предмету.
Жизнь в современном мире подразумевает наличие у человека определенного багажа химических познаний и навыков обращения с некоторыми химическими веществами. Учитель привлечет внимание учеников к предмету, если он его заинтересует и будет давать ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Поэтому на современном уроке одной из основополагающих целей должен быть ответ на вопрос: «Где в повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки?» Помогут построить урок именно таким образом передовые педагогические идеи, собранные в современных образовательных технологиях, в повышении мотивации к изучению химии через использование современных передовых идей, проверенных на деле и имеющих большой потенциал.
Для того чтобы урок сделать развивающим, учитель должен:
-заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.).
-вовлечь учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся могут выступать лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами.
Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;
Поэтому современный урок, я строю в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения (готовность ребенка к контакту, доверительность, заинтересованность), таким образом через личностный план общения на уроке реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению.
Применение современных педагогических технологий на уроках химии.
Учитель химии
МАОУ Лицей №200
В настоящее время перед учителем остро стоит проблема, как повысить интерес школьников к химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется интересом к учебному предмету.
Жизнь в современном мире подразумевает наличие у человека определенного багажа химических познаний и навыков обращения с некоторыми химическими веществами. Учитель привлечет внимание учеников к предмету, если он его заинтересует и будет давать ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Поэтому на современном уроке одной из основополагающих целей должен быть ответ на вопрос: «Где в повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки?» Помогут построить урок именно таким образом передовые педагогические идеи, собранные в современных образовательных технологиях, в повышении мотивации к изучению химии через использование современных передовых идей, проверенных на деле и имеющих большой потенциал.
Для того чтобы урок сделать развивающим, учитель должен:
-заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.).
-вовлечь учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся могут выступать лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами.
Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;
Поэтому современный урок, я строю в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения (готовность ребенка к контакту, доверительность, заинтересованность), таким образом через личностный план общения на уроке реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению.
Достичь поставленных целей мне помогают современные образовательные технологии, такие как
технология
уровневой дифференциации обучения;
групповые
технологии;
технологии
компьютерного обучения
игровые
технологии
технология
интегрированного обучения
педагогика
сотрудничества
1.Технологии компьютерного обучения
Учащимся необходимо, прежде всего, овладеть компьютером в качестве одного из средств познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Компьютер также позволяет изучить процессы, скрытые от непосредственного наблюдения и потому плохо воспринимаемые детьми. Причем эти процессы можно неоднократно повторить с индивидуальной скоростью усвоения. Компьютер задействует наглядно-образное мышление, способствующее более эффективному усвоению учебного материала. Высокий обучающий эффект можно достичь при систематическом использовании ИКТ технологий.
Трудное восприятие учащимися теоретических основ химии связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребёнка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией. Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно — образного мышления учащихся и более эффективному усвоению учебного материала. Учащиеся становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения
- при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков
На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании химии
по следующим направлениям
1.Подготовка печатных дидактических материалов (карточек для самостоятельных работ, индивидуальных работ).
2. Подготовка печатных дидактических материалов (карточек для лабораторных, практических работ).
3.Тесты.
4. Кроссворды.
5.Для подведения итогов своей работы за определенные периоды я также применяю следующие формы информационно-коммуникативных технологий включающие текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы. Приложение 5.
6. Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформления стендов, папок.
7. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
8.Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Мною созданы серии презентаций к занятиям.
9. Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.
2. Уровневая дифференциация обучения
В обучении химии разноуровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий на зачетах, контрольных работах. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим. Он проявляет заботу не только о том, как усваивается учебный материал, формируется умения и навыки, но и как развиваются, воспитываются ученики.
3.Педагогика сотрудничества
В работе с детьми многие педагоги не всегда учитывают их возрастные особенности, что сказывается на эффективности педагогического труда и темпах развития личности ребёнка. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Поэтому применение «Личностно-ориентированное обучение на уроках химии особенно важно, оно обеспечивает всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаёт необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Важно понять, что дети не делятся на "хороших" и "плохих". Все дети хорошие, лишь учатся они по-разному. В работе с детьми, а особенно с неуверенными в себе, с заниженной самооценкой, тревожными и мнительными учитель должен стремиться к созданию для каждого ученика "ситуации успеха", благодаря которой ребенок сможет поверить в свои силы, способности, потенциальные возможности. Личностно- ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. На уроке химии создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Готовясь к урокам по химии, я продумываю не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся ( как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать. Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.
4. Игровая технология
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором закладывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Мы хорошо понимаем, что ребята, которые впервые пришли в кабинет химии, в большенстве своем проявляют особый интерес к дисциплине химии, зачастую связанный именно с проведением экспериментов и опытов на занятиях, но к сожалению, интерес этот у большенства учеников 8 класса скоро пропадает, из-за большой теоретической нагрузки.
Многолетний опыт преподавания химии подсказывает, что на начальном этапе обучения целесообразно использовать методы активного обучения: игры, занимательную дидактику, ролевые и сюжетные постановки. Это создает непринужденную обстановку на уроке и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, их познавательную деятельность.
Дидактические игры позволяют эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую - на основе принципов педагогики сотрудничества. Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач.
Для совершенствования знаний по отдельным вопросам темы можно использовать на уроках химии игры, которые называются «Химический лабиринт», «Рассказы-задачи», «Крестики-нолики», Термины-синонимы. Найдите соответствие. Верю - не верю. «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Отгадай химический элемент» «Химический аукцион», «Химическое лото», «Химия в твоих руках», «Своя игра» и другие Игра — это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых. Как правило, игре предшествует подготовка слушателей, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач. Применение игр позволяет решить задачу, связанную с необходимостью информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха. Дети успешно обучаются в игровой деятельности, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения - активность учащихся, а также сопутствующий – общение.
На уроках с применением игровых технологий я использую также компьютерные технологии (презентации, демонстрации видеоопытов), здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, цветотерапия), развивающее обучение (приемы, направленные на развитие воображения, памяти, речевых навыков, мышления), проблемно-поисковые и проблемно-интегрированные технологии (постановка и решение межпредметных учебных проблем), технологии критического мышления (вызов, осмысление содержания, рефлексия) и обучения в сотрудничестве. Игра имеет большое значение в приобретение и в формировании учебных умений и навыков.