Применение современных технологий в преподавании русского языка | Долгих Надежда Ильинична. Работа №309869
Применение современных технологий в преподавании русского языка как один из аспектов успешного прохождения итоговой аттестации учащихся
Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации. Наряду с традиционным подходом в преподавании русского языка использую современные педагогические технологии.
Дифференцированное обучение при подготовке к итоговой аттестации – это работа на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.
Основная задача учителя на этапе мотивации и организации учебной деятельности – активизация познавательной активности учащихся. В связи с этим эффективно использовать элементы предметно-ориентированных технологий обучения.
Предметно-ориентированные технологии обеспечивают высокий уровень предметных знаний и навыков, являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики.
Используя элементы предметно-ориентированных технологий, руководствуюсь системным подходом в своей деятельности. Это относится как к содержанию образования, так и к развитию личности учащегося, что включает в себя среди прочих средств изменение содержания предмета. А содержание образования на теоретическом уровне состоит из знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Необходимо осознавать, какую функцию выполняет тот или иной элемент знания, насколько он обязателен в данном курсе, разделе, теме.
В технологиях личностно - ориентированного образования ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях.
Сущность технологии «Педагогическая мастерская» заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. Напомним, что при традиционной организации процесса обучения источником знания всегда является только учитель.
Среди новых педагогических технологий выделяется наиболее адекватная поставленным целям обучения русскому языку технология проектов, или метод проектов. Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.
ИКТ позволяют разнообразить формы деятельности на уроках, при подготовке к итоговой аттестации; активизировать внимание. Информационные технологии повышают творческий потенциал, темп урока, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся.
Сегодня ИКТ способны решать многие педагогические задачи. Они предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы не только обучения, но и подготовки учащихся к одному из самых ответственных моментов в их жизни – сдачи Единого Государственного Экзамена. Существуют различные возможности использования компьютерных технологий, которые могут широко использоваться в реализации подготовки к итоговой аттестации.
Подготовка подобных занятий требует еще более тщательной разработки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок или занятие, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Из своего опыта хочу отметить, что при условии кропотливой и системной работы с обучающимися можно добиться значительных результатов в выполнении заданий ГИА.
Первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи экзамена.
Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек.
Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).
Итак, какие же технологии, рекомендованные ФГОС общего образования, я применяю в своей работе? Во-первых, разве можно обойтись без проблемного, перспективно-опережающего обучения. И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ-технологий. Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.
Я считаю, что каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью.
Обобщение передового педагогического опыта по теме
«Применение современных технологий в преподавании русского языка как один из аспектов успешного прохождения
итоговой аттестации учащихся»
Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации. Наряду с традиционным подходом в преподавании русского языка использую современные педагогические технологии. В структуре технологии обучения выделяются следующие компоненты:
Д
иагностика
уровня усвоения учеб
ного материала и отбор обучающихся
в группы с однородным
уровнем
сформировавшихся
навыков, учебных действий
.
После изучения определенной темы проводится проверочная работа, ее результаты анализируются, качество выполнения заданий фиксируется. В результате проведенной работы определяю, какие задания требуют дальнейшей проработки. В соответствии с обнаруженными проблемами используются элементы дифференцированного метода обучения.
Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучаемого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с чем резко возрастают перегрузки учащихся и снижается мотивация учения.
Принципиальной психофизической характеристикой старшеклассников является их направленность на осознание себя как личности. Для них обязательное изучение учебных предметов на высоком уровне становится проблематичным.
Этот уровень часто является недостижимым для большинства ребят и лишает мотивации учебную деятельность, а также препятствует осознанию учеником себя как субъекта учебной деятельности. Данную проблему можно решить введением так называемого базового уровня.
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.
Дифференцированное обучение при подготовке к итоговой аттестации – это работа на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.
В Проекте стандарта полного среднего образования по русскому языку авторы выделили два уровня подачи материала: базовый и профильный. В то же время практика преподавания показывает, что существует и третий уровень – углубленное изучение русского языка. Он определен как рекомендуемый для учащихся, ориентированных на профильное гуманитарное образование, желающих успешно сдать ЕГЭ. Но существуют и другие подходы к реализации модели дифференцированного обучения русскому языку, когда класс предлагается делить на три группы по другим основаниям: ученики с высокими, средними, низкими учебными способностями.
Критерии деления учащихся на группы:
объем имеющихся знаний;
культура умственного труда;
уровень познавательной активности;
способность к абстрактному мышлению;
умение анализировать и обобщать;
утомляемость от интеллектуальной деятельности;
уровень
самостоятельности;
уровень работоспосо
бности
.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-
урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:
составление текстов-диктантов; составление карточек-заданий по изучаемому материалу; составление обобщающих таблиц для работы на уроке; работа с дополнительной литературой; проверка индивидуальных заданий; выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;
работа «учителем» (проведение фрагмента урока).
М
отивация и организаци
я учебной деятельности учащихся.
Основная задача учителя на этом этапе – активизация познавательной деятельности учащихся. В связи с этим эффективно использовать элементы предметно-ориентированных технологий обучения.
Предметно-ориентированные технологии обеспечивают высокий уровень предметных знаний и навыков, являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики.
Используя элементы предметно-ориентированных технологий, руководствуюсь системным подходом в своей деятельности. Это относится как к содержанию образования, так и к развитию личности учащегося, что включает в себя среди прочих средств изменение содержания предмета. А содержание образования на теоретическом уровне состоит из знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Необходимо осознавать, какую функцию выполняет тот или иной элемент знания, насколько он обязателен в данном курсе, разделе, теме. При этом учитываются специфика предмета и возрастные особенности учащихся
Действие средств обучения
.
Этот этап и есть усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения. Выделяются основные средства достижения поставленных задач. При использовании концентрированного обучения материал изучается крупными блоками. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
Успешному усвоению учебного материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, комментированная запись. Например, при изучении синтаксиса в 9 классе составляем структурные и линейные схемы предложений простых осложненных и различного типа сложных. Знакомство с типами сложных предложений начинаем задолго до их системного изучения. Уже с 5 класса дети учатся составлять структурные схемы и задавать вопрос от главного предложения к придаточному. У учащихся с высоким уровнем обученности постановка вопроса от одного предложения к другому сложности не вызывает. Учащиеся послабее запоминают структуру СПП через подчинительные союзы и постепенно начинают задавать вопросы от главного предложения к придаточному. Предложения для пунктуационного разбора даю с осложняющим компонентом, требую его графического обозначения на схеме. Ученик с хорошими знаниями составляет схему, а после дальнейшего разбора дети со слабым уровнем знаний зачитывают смысловую часть предложения и находят его на схеме. Когда переходим к изучению простого осложненного предложения, то после составления схемы начинаем писать комментарий к предложению. Таким образом идет целенаправленная подготовка к тестовой части ОГЭ.
При объяснении нового материала обязательно проговаривание. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами. Часто на уроках закрепления делю класс на три группы по уровню учебных способностей. Ученики работают в группах с заданиями определенного уровня сложности, пытаясь справиться без помощи учителя. Требую, чтобы дети составляли структурные схемы СПП предложений. Это особенно важно, так как коллективное составление схемы помогает в правильном определении осложняющего компонента и типа сложного предложения, значит, и осмысленной расстановке знаков препинания.
На занятиях по русскому языку используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.
Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. При подготовке к такому уроку школьники дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Подбирается разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит результативность урока-практикума.
Технологии личностно - ориентированного образования
В данных технологиях ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях.
Педагогические мастерские
Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. Напомним, что при традиционной организации процесса обучения источником знания всегда является только учитель.
Метод проектов
Среди новых педагогических технологий выделяется наиболее адекватная поставленным целям обучения русскому языку технология проектов, или
метод проектов. Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.
Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов:
предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя);
составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление выпускника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. В некоторой степени это сближает учебный проект с уже традиционной формой – рефератом.
Обучение как исследование
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.
Использовани
е ИКТ
ИКТ позволяют разнообразить формы деятельности на уроках, при подготовке к итоговой аттестации; активизировать внимание. Информационные технологии повышают творческий потенциал, темп урока, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся.
Сегодня ИКТ способны решать многие педагогические задачи. Они предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы не только обучения, но и подготовки учащихся к одному из самых ответственных моментов в их жизни – сдачи Единого Государственного Экзамена. Существуют различные возможности использования компьютерных технологий, которые могут широко использоваться в реализации подготовки к итоговой аттестации.
Подготовка подобных занятий требует еще более тщательной разработки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок или занятие, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Из своего опыта хочу отметить, что при условии кропотливой и системной работы с обучающимися можно добиться значительных результатов в выполнении заданий ГИА.
Первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи экзамена.
В своей педагогической практике я использую парную работу, так как пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными?
1. «Взаимопроверка усвоения правила» (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры)
2. «Диалог у доски». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски.
3. Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль.
4. «Карточка для соседа». Ученик готовит карточку со словами, в которых пропущены буквы-орфограммы, или записывает предложения с пропущенными знаками препинания для пунктуационного анализа. Такой вид работы можно использовать после изучения большой темы или раздела на уроках-зачётах. На карточках ребята могут записать не только практические задания по изученной теме, но и теоретические вопросы.
Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек.
Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).
Обогащение словарного запаса – один из важных аспектов развития речи школьников. Вот почему необходимо развивать у школьников внимание к слову, расширять и обогащать их активный словарный запас.
Работа по определению лексического значения слова, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены очень важна сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге. Недаром подобные задания включены в ГИА. На уроках русского языка и литературы провожу работу по опознаванию и употреблению в речи художественно-выразительных средств языка, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию дифференцированного обучения, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю разноуровневые карточки, предлагаю папку «В помощь выпускнику», в которой собраны схемы, таблицы, памятки.
Эта информация в одном месте даёт выпускнику возможность быстро находить нужный раздел, систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Итак, какие же технологии, рекомендованные ФГОС общего образования, я применяю в своей работе? Во-первых, разве можно обойтись без проблемного, перспективно-опережающего обучения. И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ-технологий. Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.
Я считаю, что каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью.