Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение технологии имитационно-моделирующего обучения в процессе подготовки медицинских сестер | Комлева Светлана Игоревна. Работа №354697

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются особенности применения технологии имитационно-моделирующего обучения в процессе подготовки медицинских сестер. Представлены основные понятия темы, актуальность, классификация применяемых форм и методов имитационно-моделирующего обучения. Приведены отличительные особенности и примеры формулировки заданий.

Применение технологии имитационно-моделирующего обучения

в процессе подготовки медицинских сестер

 

Комлева Светлана Игоревна, преподаватель

КОГПОБУ «Кировский медицинский колледж»

 

Актуальность систематизации знаний по применению технологии имитационно-моделирующего обучения в процессе подготовки медицинских сестер обусловлена:

требованиями ФГОС, в которых отмечается, что «При формировании ППССЗ образовательная организация… должна предусматривать

в целях реализации

компетентностного

подхода

, использование в образовательном

процессе активных и интерактивных

форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития ОК и

ПК

обучающихся»;

активным включением

образовательной организации в систему «Профессионалитет».

Имитационную технологию обучения чаще всего называют технологией «активного обучения», практико-ориентированной или игровой технологией. Рассмотрим ее суть и особенности применения в рамках МДК.

Технология имитационно-моделирующего обучения – это моделирование в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной профессиональной деятельности, т.е. процессов, происходящих в реальной системе здравоохранения.

Имитационное моделирование относится к технологиям активного обучения, т.е. активность или роль педагога уступает место активности самих обучающихся.

Задача преподавателя в таком случае – внешнее управление процессом обучения студента и развития через организацию взаимодействия участников, создание условий для их инициативности и творческого поиска эффективных решений в каждой конкретной профессиональной ситуации. Собственные знания и практический опыт студентов – это лишь предпосылка для поиска новой информации, ее анализа и получения иных результатов, диагностика и прогнозирование которых позволяют преумножить имеющийся ранее опыт (С. П. Миронова, Е. Б. Ольховская, Т. А. Сапегина).

Отличительная особенность (основной признак): наличие модели (предмета или процесса деятельности).

В разных источниках встречаются различные определения модели. Ниже представлены два наиболее простых и понятных по смыслу. В первом случае, модель - образ реального объекта или процесса, наделенный идентичными существенными параметрами и свойствами, но отличающийся от реального объекта или процесса несущественными характеристиками.

Во втором случае -

м

одель - всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.

 

Т.е. моделью может быть профессиональная среда или отдельные ее компоненты, различное оборудование и т.д.

Что касается термина «имитация», то и в российских, и в зарубежных источниках его часто используют синонимом слов «модель», «моделирование». Наиболее корректным, на мой взгляд, является определение, согласно которому имитация - это приведение в действие модели путем манипулирования ее элементами, осуществляемое человеком и/или компьютером.

Рассмотрим классификацию технологий имитационного моделирования. Имитационные технологии подразделяются на 2 группы: имитационно-игровые и неигровые. Основной признак, по которому происходит разделение в данном случае - это наличие ролей.

Неигровые формы и методы представлены большой группой конкретных профессиональных ситуаций. Понятие «ситуация» многогранно и определяется разными авторами по-разному в зависимости от сферы его использования.

В психологии ситуация — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих его проявлять заданную активность.

С точки зрения профессиональной деятельности ситуация — это совокупность взаимосвязанных фактов, явлений и проблем, характеризующих конкретный период или событие в деятельности организации, требующих от ее работников (специалистов) соответствующих решений, распоряжений и других активных действий.

Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении, анализе и принятии решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникать при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент.

Анализ конкретной ситуации — это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Преимущества: развивает аналитическое мышление студентов, определяет системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать профессиональные контакты с руководством, пациентом и его окружением, принимать коллективные решения, устранять конфликты в заданной профессиональной ситуации.

По учебной функции различают четыре вида ситуаций:

 ситуация-проблема, в которой

будущие медицинские сестры

находят причину возникновения описанной

в

компетентностно

-ориентированном задании ситуации

,

выявляют

и разрешают проблему

с учетом своих знаний, умений и заложенных в КОЗ междисциплинарных связей

;

 ситуация-оценка (студенты дают оценку действиям медицинской сестры на рабочем месте в МО)

;

 

 ситуация-иллюстрация,

в рамках практического занятия поясняет обучающимся возможные варианты развития событий в рамках выполнения какой-то сложной манипуляции, процедуры или выстраивания сложной коммуникации с пациентом и его окружением;

 ситуация-упражнение, в которой

студенты

упражняются в

выполнении простых заданий

(

разведение антибиотиков, выполнение инъекций, подготовка пациента к различным исследованиям, постановка очистительной клизмы и другое

).

Выбор вида конкретной ситуации зависит от многих факторов: тема и цели занятия, уровень подготовки студентов в группе, наличие и особенности технических средств обучения, индивидуального стиля преподавателя и др.

Учебные ситуации как разновидность практических заданий лучше всего отвечают идеям компетентностного подхода: в большинстве своем они содержат реальные профессиональные ситуации (случаи), в которых обычно описываются какие-то события, которые приводили к ошибкам в решении проблемы, возникшей в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Задача студента состоит в том, чтобы выявить эти ошибки и проанализировать их, используя материалы дисциплины или междисциплинарного курса.

Примерные задания для студентов:

 Прочтите теоретический материал модуля … (темы).

 В соответствии с предложенным алгоритмом проанализируйте учебную ситуацию, описанную ниже.

 Выделите основные проблемы.

 Подумайте, как …. (медицинская сестра

) может улучшить/разрешить

ситуацию.

 Составьте план действий по решению проблем, представленных в ситуации.

 На

пишите ваш ответ в форме отчета,

свободных записей

или оформляя бланк

компетентностно

-ориентированного задания

.

Такой подход к профессиональному обучению гораздо более эффективен, чем набор отдельных вопросов на изучаемую тему, рассмотренную безо всякой связи с реальностью. КПД ситуационного обучения очень высок, но учебных пособий, содержащих комплекты учебных ситуаций, на сегодня выпускается недостаточно, а подготовка материалов для проведения занятия в таком формате преподавателем занимает значительное время.

Ситуационное обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста

Из игровых методов имитационной технологии на занятиях широко применяются: разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловая игра.

Таким образом, методика имитационного моделирования в процессе обучения медицинских сестер способствует формированию ОК и ПК, является своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок студентов, проводимых при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. Что в свою очередь способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности.

Список источников:

1. Имитационные технологии и приемы [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.profile-edu.ru/imitacionnye-texnologii-i-priemy.html

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: НИИ Школьные технологии, 2019 г. - 256 с.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×