Применение технологии имитационно-моделирующего обучения в процессе подготовки медицинских сестер | Комлева Светлана Игоревна. Работа №354697
В статье рассматриваются особенности применения технологии имитационно-моделирующего обучения в процессе подготовки медицинских сестер. Представлены основные понятия темы, актуальность, классификация применяемых форм и методов имитационно-моделирующего обучения. Приведены отличительные особенности и примеры формулировки заданий.
Применение технологии имитационно-моделирующего обучения
в процессе подготовки медицинских сестер
Комлева Светлана Игоревна, преподаватель
КОГПОБУ «Кировский медицинский колледж»
Актуальность систематизации знаний по применению технологии имитационно-моделирующего обучения в процессе подготовки медицинских сестер обусловлена:
требованиями ФГОС, в которых отмечается, что «При формировании ППССЗ образовательная организация… должна предусматривать
в целях реализации
компетентностного
подхода
, использование в образовательном
процессе активных и интерактивных
форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития ОК и
ПК
обучающихся»;
активным включением
образовательной организации в систему «Профессионалитет».
Имитационную технологию обучения чаще всего называют технологией «активного обучения», практико-ориентированной или игровой технологией. Рассмотрим ее суть и особенности применения в рамках МДК.
Технология имитационно-моделирующего обучения – это моделирование в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной профессиональной деятельности, т.е. процессов, происходящих в реальной системе здравоохранения.
Имитационное моделирование относится к технологиям активного обучения, т.е. активность или роль педагога уступает место активности самих обучающихся.
Задача преподавателя в таком случае – внешнее управление процессом обучения студента и развития через организацию взаимодействия участников, создание условий для их инициативности и творческого поиска эффективных решений в каждой конкретной профессиональной ситуации. Собственные знания и практический опыт студентов – это лишь предпосылка для поиска новой информации, ее анализа и получения иных результатов, диагностика и прогнозирование которых позволяют преумножить имеющийся ранее опыт (С. П. Миронова, Е. Б. Ольховская, Т. А. Сапегина).
Отличительная особенность (основной признак): наличие модели (предмета или процесса деятельности).
В разных источниках встречаются различные определения модели. Ниже представлены два наиболее простых и понятных по смыслу. В первом случае, модель - образ реального объекта или процесса, наделенный идентичными существенными параметрами и свойствами, но отличающийся от реального объекта или процесса несущественными характеристиками.
Во втором случае -
м
одель - всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.
Т.е. моделью может быть профессиональная среда или отдельные ее компоненты, различное оборудование и т.д.
Что касается термина «имитация», то и в российских, и в зарубежных источниках его часто используют синонимом слов «модель», «моделирование». Наиболее корректным, на мой взгляд, является определение, согласно которому имитация - это приведение в действие модели путем манипулирования ее элементами, осуществляемое человеком и/или компьютером.
Рассмотрим классификацию технологий имитационного моделирования. Имитационные технологии подразделяются на 2 группы: имитационно-игровые и неигровые. Основной признак, по которому происходит разделение в данном случае - это наличие ролей.
Неигровые формы и методы представлены большой группой конкретных профессиональных ситуаций. Понятие «ситуация» многогранно и определяется разными авторами по-разному в зависимости от сферы его использования.
В психологии ситуация — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих его проявлять заданную активность.
С точки зрения профессиональной деятельности ситуация — это совокупность взаимосвязанных фактов, явлений и проблем, характеризующих конкретный период или событие в деятельности организации, требующих от ее работников (специалистов) соответствующих решений, распоряжений и других активных действий.
Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении, анализе и принятии решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникать при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент.
Анализ конкретной ситуации — это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.
Преимущества: развивает аналитическое мышление студентов, определяет системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать профессиональные контакты с руководством, пациентом и его окружением, принимать коллективные решения, устранять конфликты в заданной профессиональной ситуации.
По учебной функции различают четыре вида ситуаций:
ситуация-проблема, в которой
будущие медицинские сестры
находят причину возникновения описанной
в
компетентностно
-ориентированном задании ситуации
,
выявляют
и разрешают проблему
с учетом своих знаний, умений и заложенных в КОЗ междисциплинарных связей
;
ситуация-оценка (студенты дают оценку действиям медицинской сестры на рабочем месте в МО)
;
ситуация-иллюстрация,
в рамках практического занятия поясняет обучающимся возможные варианты развития событий в рамках выполнения какой-то сложной манипуляции, процедуры или выстраивания сложной коммуникации с пациентом и его окружением;
ситуация-упражнение, в которой
студенты
упражняются в
выполнении простых заданий
(
разведение антибиотиков, выполнение инъекций, подготовка пациента к различным исследованиям, постановка очистительной клизмы и другое
).
Выбор вида конкретной ситуации зависит от многих факторов: тема и цели занятия, уровень подготовки студентов в группе, наличие и особенности технических средств обучения, индивидуального стиля преподавателя и др.
Учебные ситуации как разновидность практических заданий лучше всего отвечают идеям компетентностного подхода: в большинстве своем они содержат реальные профессиональные ситуации (случаи), в которых обычно описываются какие-то события, которые приводили к ошибкам в решении проблемы, возникшей в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Задача студента состоит в том, чтобы выявить эти ошибки и проанализировать их, используя материалы дисциплины или междисциплинарного курса.
Примерные задания для студентов:
Прочтите теоретический материал модуля … (темы).
В соответствии с предложенным алгоритмом проанализируйте учебную ситуацию, описанную ниже.
Выделите основные проблемы.
Подумайте, как …. (медицинская сестра
) может улучшить/разрешить
ситуацию.
Составьте план действий по решению проблем, представленных в ситуации.
На
пишите ваш ответ в форме отчета,
свободных записей
или оформляя бланк
компетентностно
-ориентированного задания
.
Такой подход к профессиональному обучению гораздо более эффективен, чем набор отдельных вопросов на изучаемую тему, рассмотренную безо всякой связи с реальностью. КПД ситуационного обучения очень высок, но учебных пособий, содержащих комплекты учебных ситуаций, на сегодня выпускается недостаточно, а подготовка материалов для проведения занятия в таком формате преподавателем занимает значительное время.
Ситуационное обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста
Из игровых методов имитационной технологии на занятиях широко применяются: разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловая игра.
Таким образом, методика имитационного моделирования в процессе обучения медицинских сестер способствует формированию ОК и ПК, является своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок студентов, проводимых при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. Что в свою очередь способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности.
Список источников:
1. Имитационные технологии и приемы [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.profile-edu.ru/imitacionnye-texnologii-i-priemy.html
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: НИИ Школьные технологии, 2019 г. - 256 с.