Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение технологии критического мышления на уроках физики ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Морозова Елена Васильевна

Мир становится всё более сложным и поскольку всё больше и больше стран выбирают демократию, становится очевидным, что молодые люди более чем когда-либо должны уметь решать сложные проблемы, критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Следовательно, способность критически мыслить должна формироваться в соответствующей учебной среде, 
Для людей, мыслящих критически, общее понимание информации является отправной точкой, а не завершением этапом обучения. Обладая критическим мышлением, человек знакомясь с теми или иными идеями рассматривает возможные последствия их реализации. При этом он воспринимает их с разумной долей скептицизма и сопоставляет их с противоположными точками зрения. Критическое мышление сложный процесс творческого интегрирования идей и ресурсов переосмысления информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Зачастую критическое мышление работает на достижение определенной цели, но и в случае, когда цель не конкретна, оно представляет ценность как один из видов творчества. 
Критическое мышление - сложный мыслительный процесс, начинающийся и принятием решения. Оно возможно в любом возрасте. Педагоги давно обсуждают, что важнее: фактологические знания или же практические и концептуальные знания. Но знания имеют ценность только тогда, когда они полезны и понятны концептуально. 
Никто не сомневается в важности фактологических знаний. Люди должны знать очень много, для того чтобы успешно осуществлять свою повседневную деятельность. Однако идея, что существует набор знаний, который даст учащимся практическую подготовку к будущему по мере ускорения изменений в обществе, становится всё менее и менее популярной. Трудность описания такого набора идей становится ясна. Когда начинаешь понимать, что 100% того, что мы сегодня знаем, составит лишь 10-15% знаний, которые будут актуальны через 25 лет. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и принимать решения о том, что важно, а что нет. Им придётся понимать, как различные части информации могут быть увязаны между собой, научиться рассматривать новые идеи и знания в соответствующем контексте, осмысливать новые встречи, отвергать ту информацию, которая не имеет отношения к делу или является неверной. Учащиеся должны научиться оценивать критически, творчески и продуктивно ту часть информационной вселенной, с которой они сталки-ваются. 
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и вы-страивает свои собственные реальности. 
Стадии процесса критического мышления должны быть систематизированы, чтобы учащиеся смогли понять и последовательно, применять данную процедуру, должны, быть очевидными, чтобы, ученик мог определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном обучении. 
Анализ процесса (рассмотрение стадий учебного занятия). 
Стадия 1. Вызов. 
Цель фазы вызова - активизация обучаемого. 
Учение - активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто обучаемые пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят, тогда, как обучаемые просто сидят, что-то «калякают» или думают о чём-то своём. 
В классе на стадии вызова, учащиеся получают задание, сначала путем мозговой атаки составить списки того, что они знают, или то, что они думают, что знают, Иногда мозговая атака проводится индивидуально, иногда парами, а затем с участием всей группы. Кто-нибудь запишет идеи групповой мозговой атаки на доске, причем, все идеи принимаются, не зависимо от того, правильны они или нет. Во время этой фазы необходимо, чтобы учитель говорил, как можно меньше и давал говорить учащимся, 
На этой фазе осуществляется несколько важных познавательных видов деятельности. 
Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания, определять их уровень, понимать, что к тому, что ему известно будут добавлены новые знания. Тем самым знание становится прочным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления можно заложить основы для того, чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации. 
Кроме того, на стадии вызова вызывается интерес и определяется цель рассмотрения предлагаемой темы. И то и другое важно для поддержания активности учащихся. Цель, поставленная самостоятельно учащимся, более сильна, чем цель навязанная извне. Обычно личный интерес определяет личную цель, Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес отсутствует. 
Стадия 2 
Смысловая стадия. 
Вторая фаза – смысловая стадия. Это та фаза, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информации или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания лекции или выполнения опытов, Это также фаза обучения, во время которой учитель оказывает наименьшее влияние на обучаемого. 
Во время этой работы можно использовать метод «Пометки на полях» для отслеживания собственного понимания. Например, знак «V» (Я это знаю), «+» (Я это узнал), «?» (Об этом я хочу знать подробнее). 
Главной задачей второй, смысловой стадии является то, что поддерживается активность, интерес и инерция движения, созданные во время фазы вызова. Кроме этого, вторая фаза поддерживает усилия обучаемых по отслеживанию собственного понимания. 
При этОМ поощряется постановка определения целей, критического анализа, сравнительного анализа и синтеза. 
Стадия 3. 
Стадия рефлексии. 
Третьей стадией является стадия рефлексии. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. 
Первая: учащиеся должны попробовать выразить новые идеи и информацию собственными словами. Это необходимо для того, чтобы выстроить новые представления. 
Вторая: живой обмен идеями между учащимися, что даёт им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. 
Третья: рассмотреть целый ряд различных вариантов. Ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно. 
Стадии, которые мной приведены, могут применяться ко всем ситуациям, связанным с учением. Существует определённый набор учебных условий, который способствует становлению критических мыслителей. Так, необходимо: 
Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления. 
? Давать возможность учащимся размышлять. 
? Принимать различные идеи и мнения. 
? Способствовать активности учащихся в учебном процессе. 
? Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. 
? Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения. 
? Ценить проявления критическою мышления. 
При этом учащиеся должны: 
? Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей. 
? Активно участвовать в учебном процессе. 
? Уметь делиться своими мыслями. 
? Быть готовыми как формулировать суждения, так и воздерживаться от них.

Пожалуйста, подождите.
x
×